Биология Конспект №14

Конспект по биологии 10 класс кратко параграф 14 + Тест с ответами. Краткое содержание и краткий пересказ § 14. Вирусы — неклеточная форма жизни по учебнику Пасечника. Код материалов: Биология Конспект №14.

Вернуться к Списку конспектов

§ 14. Вирусы — неклеточная форма жизни

§ 14 кратко (малый конспект)

Вирусы представляют собой неклеточную форму жизни и являются облигатными внутриклеточными паразитами, так как размножаются только внутри клеток хозяина, используя их энергетические и биосинтетические системы. Они содержат лишь один тип нуклеиновой кислоты – ДНК или РНК, которая служит носителем генетической информации. Вирусы делятся на простые (нуклеиновая кислота и белковый капсид) и сложные, имеющие дополнительную липопротеиновую оболочку. Их жизненный цикл включает две формы: внеклеточную (покоящуюся) и внутриклеточную (размножающуюся). Основной метод борьбы с вирусными заболеваниями – это профилактика, включающая вакцинацию и использование иммунных сывороток. Отдельную группу составляют ретровирусы, которые нарушают центральную догму молекулярной биологии, синтезируя ДНК на матрице РНК с помощью фермента обратной транскриптазы.

 

Конспект по пунктам параграфа

Вирусы — внутриклеточные паразиты.

  • Они представляют неклеточную форму жизни и способны размножаться только внутри живых клеток, используя их ресурсы.
  • Вне клетки вирусы не проявляют свойств живого.

Строение и классификация:

  • Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК).
  • По этому признаку их делят на ДНК-содержащие и РНК-содержащие.
  • Простые вирусы состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки – капсида.
  • Сложные вирусы (например, вирус гриппа, герпеса) дополнительно окружены мембраной, позаимствованной у клетки-хозяина.
  • Примеры:
    • Вирус табачной мозаики – имеет форму палочки, внутри которой спирально закручена РНК.
    • Бактериофаг – вирус, поражающий бактерии; имеет сложное строение: головка с ДНК и хвостовой отросток.

Жизненные циклы вирусов:

  • Вирусы существуют в двух формах: внеклеточной (покоящейся) и внутриклеточной (размножающейся).
  • Цикл включает проникновение в клетку, освобождение нуклеиновой кислоты, репликацию вирусного генома, синтез вирусных белков, сборку новых вирусных частиц и их выход из клетки, что часто ведет к ее гибели.
  • Некоторые вирусы могут встраивать свою ДНК в геном хозяина и длительное время находиться в латентном (скрытом) состоянии.

Профилактика вирусных заболеваний

  • Эффективных лекарств против вирусов мало, поэтому основной метод борьбы – профилактика.
  • Стимуляция неспецифического иммунитета (закаливание, интерферон).
  • Вакцинация – введение ослабленного вируса или его антигенов для выработки специфических антител.
  • Иммунная сыворотка – введение готовых антител для экстренной профилактики (например, против бешенства).

Нарушители основного правила молекулярной биологии

  • Ретровирусы (например, ВИЧ) нарушают центральную догму молекулярной биологии.
  • Они содержат РНК и фермент обратную транскриптазу (ревертазу), который синтезирует ДНК на основе РНК-матрицы.
  • Эта вирусная ДНК встраивается в геном хозяина.
  • Считается, что от ретровирусов произошли ретротранспозоны – мобильные генетические элементы, широко распространенные в геномах растений и животных.
Биология Конспект №14 Биология Конспект №14 Биология Конспект №14 Биология Конспект №14 Биология Конспект №14 Биология Конспект №14

 

Оффлайн тест для проверки знаний

Вопрос №1: Что такое вирусы с точки зрения их жизнедеятельности?
А) Внеклеточные автотрофные организмы
Б) Внутриклеточные паразиты
В) Симбиотические прокариоты
Г) Одноклеточные эукариоты

Скрытый текст
Б. Внутриклеточные паразиты

Вопрос №2: Какой тип нуклеиновых кислот обязательно присутствует в вирусе?
А) Только ДНК
Б) Только РНК
В) Одновременно ДНК и РНК
Г) Либо ДНК, либо РНК

Скрытый текст
Г. Либо ДНК, либо РНК

Вопрос №3: Чем сложные вирусы отличаются от простых?
А) Наличием двух типов нуклеиновых кислот
Б) Наличием дополнительной мембраны, позаимствованной у клетки-хозяина
В) Отсутствием белкового капсида
Г) Способностью к самостоятельному синтезу белка

Скрытый текст
Б. Наличием дополнительной мембраны, позаимствованной у клетки-хозяина

Вопрос №4: Какой вирус является примером ретровируса?
А) Вирус табачной мозаики
Б) Бактериофаг
В) Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)
Г) Вирус гриппа

Скрытый текст
В. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)

Вопрос №5: Какой фермент позволяет ретровирусам нарушать центральную догму молекулярной биологии?
А) ДНК-полимераза
Б) Рестриктаза
В) Обратная транскриптаза (ревертаза)
Г) РНК-полимераза

Скрытый текст
В. Обратная транскриптаза (ревертаза)

Вопрос №6: Какой метод профилактики вирусных заболеваний предполагает введение в организм готовых антител?
А) Вакцинация
Б) Прием антибиотиков
В) Введение иммунной сыворотки
Г) Неспецифическая активация иммунитета

Скрытый текст
В. Введение иммунной сыворотки

Вопрос №7: Что характерно для жизненного цикла вирусов?
А) Активное размножение вне клетки хозяина
Б) Наличие собственного энергетического обмена
В) Использование биосинтетического аппарата клетки-хозяина
Г) Обязательная гибель клетки-хозяина сразу после проникновения вируса

Скрытый текст
В. Использование биосинтетического аппарата клетки-хозяина

 


Вы смотрели: конспект по биологии к учебнику 10 класса §14. Вирусы — неклеточная форма жизни. Краткое содержание темы учебника. Несколько вариантов конспекта. Тест проверки знаний по изученной теме. Код материалов: Биология Конспект №14.
Вернуться к Списку конспектов по биологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *