Биология Ответы к §6

ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по биологии 10 класс параграф 6 учебника § 6. Неорганические вещества: вода, соли по учебнику Пасечник. Код материалов: Биология Ответы к §6.

Вернуться к Списку конспектов

§6. Неорганические вещества: вода, соли

Ответы на вопросы «ВСПОМНИМ»

1. Какие вещества называют неорганическими?
Ответ: В документе прямо не дано определения неорганических веществ. На основании общеизвестной информации, неорганическими называют вещества, не являющиеся органическими, то есть не содержащие углерод в качестве основы (за исключением некоторых простейших соединений, например, оксидов углерода, карбонатов), а также вода, соли, кислоты, основания.

2. Какие известные вам организмы содержат много воды?
Ответ: В среднем вода составляет около 70% от массы живых организмов, и её доля колеблется в зависимости от разновидности клетки и возраста организма.

3. Какие неорганические вещества мы употребляем в пищу? Почему?
Ответ: Мы употребляем в пищу соли, которые представлены катионами (K+, Na+, Ca2+, Mg2+) и анионами (Cl-, HCO3-, H2PO4-). Они необходимы для осуществления многих жизненно важных процессов, таких как проведение нервных импульсов, сокращение мышц, свертывание крови и поддержание постоянства внутренней среды.

Текст § 6 полностью Конспект § 6 (кратко)

 

Ответы на вопросы «ПОДУМАЙТЕ»

Уникальные свойства воды определяются в том числе существованием между её молекулами водородных связей. Возможно ли существование таких связей между молекулами других веществ?
Ответ: В документе не указано, возможны ли водородные связи у других веществ. Согласно общеизвестной информации, водородные связи действительно могут образовываться между молекулами других веществ, если в их составе есть сильно электроотрицательные атомы (например, азот, кислород, фтор), ковалентно связанные с атомом водорода.

Ответы на вопросы «ТРЕНИРУЕМСЯ»

1. Какие неорганические вещества содержатся в живых организмах?
Ответ: В живых организмах содержатся вода и соли, представленные катионами калия (К+), натрия (Na+), магния (Mg2+), кальция (Са2+) и анионами соляной (Сl), угольной (НСО3) и фосфорных кислот (Н2РО4, НРO42─).

2. Что определяет уникальные физические и химические свойства воды, столь важные для существования живой материи?
Ответ: Уникальные свойства воды определяются особенностями структуры её молекулы, которые возникают в результате специфического расположения электронов, что приводит к образованию водородных связей между молекулами.

3. Какие химические связи называют водородными?
Ответ: Водородная связь — это связь, которая образуется, когда отрицательно заряженный атом кислорода одной молекулы воды притягивается к положительно заряженному атому водорода другой молекулы.

4. Какие физико─химические свойства воды наиболее важны для обеспечения жизнедеятельности клеток и многоклеточных организмов в разных условиях?
Ответ: Наиболее важны высокая теплоёмкость (предохраняет клетку от резких температурных колебаний), высокая теплопроводность, высокая теплота испарения (охлаждает организм), несжимаемость (поддерживает форму клеток) и то, что лёд легче воды (пресные водоёмы не промерзают до дна).

5. В каких растворителях могут растворяться гидрофобные вещества, а в каких — гидрофильные? Какие растворители вам известны?
Ответ: В документе указано, что гидрофильные вещества растворяются в воде. Гидрофобные вещества не растворяются в воде, но хорошо взаимодействуют друг с другом. Из общеизвестных растворителей можно назвать, например, спирт или ацетон.

Ответы на вопросы «СОВЕРШЕНСТВУЕМСЯ»

1. Используя интернет-ресурсы и другие источники информации, найдите сведения о значении для клетки и организма следующих элементов: В, Р, S, Сa, Мn, Fe, Со, Zn, Cu. Ответ представьте в виде таблицы.
ОТВЕТ:

Таблица. Роль химических элементов в клетке и организме

ЭлементЗначение для клетки и организма
В (Бор)Важен для растений: участвует в регуляции транспорта углеводов, синтезе клеточных стенок и нуклеиновых кислот. У животных и человека: влияет на метаболизм кальция, фосфора и магния, необходим для поддержания здоровья костной ткани и работы иммунной системы.
Р (Фосфор)Универсальный элемент-органоген. Входит в состав:
• АТФ — основного переносчика энергии в клетке.
• Нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) — хранителей и реализаторов генетической информации.
• Фосфолипидов — основного компонента клеточных мембран.
• Костной ткани (в виде гидроксилапатита) и зубной эмали.
S (Сера)Ключевой элемент для формирования структуры белков. Входит в состав аминокислот цистеина и метионина. Образование дисульфидных мостиков (-S-S-) между цепями цистеина придает белкам прочную пространственную структуру. Также содержится в некоторых витаминах (например, тиамин — B1) и коферментах.
Ca (Кальций)Структурный и сигнальный элемент.
• Строительный материал: основной компонент костей, зубов, раковин моллюсков.
• Внутриклеточный посредник: ион Ca²⁺ участвует в мышечном сокращении, свертывании крови, передаче нервного импульса, секреции гормонов.
Mn (Марганец)Активатор ферментов. Входит в состав или активирует ферменты, участвующие в:
• Фотосинтезе (входит в состав кислород-выделяющего комплекса).
• Обмене аминокислот, углеводов и липидов.
• Является кофактором антиоксидантного фермента супероксиддисмутазы, защищающей клетки от свободных радикалов.
Fe (Железо)Кислородный обмен и энергетика.
• Входит в состав гема — активного центра гемоглобина (перенос кислорода в крови) и миоглобина (запас кислорода в мышцах).
• Входит в состав цитохромов — ферментов дыхательной цепи, участвующих в клеточном дыхании и производстве АТФ.
Co (Кобальт)Центральный атом витамина B12. Входит в состав кобаламина (витамина В12), который необходим для:
• Синтеза ДНК и образования эритроцитов.
• Нормальной работы нервной системы.
• Метаболизма жирных кислот и аминокислот.
Zn (Цинк)Структурный, каталитический и регуляторный элемент.
• Входит в активный центр более 300 ферментов (например, алкогольдегидрогеназы, карбоангидразы).
• Необходим для работы гормона инсулина.
• Участвует в процессах транскрипции генов, являясь компонентом «цинковых пальцев» транскрипционных факторов.
• Важен для иммунитета и заживления ран.
Cu (Медь)Участвует в окислительно-восстановительных реакциях. Входит в состав ферментов:
• Цитохром-с-оксидаза (дыхательная цепь).
• Супероксиддисмутаза (антиоксидантная защита).
• Тирозиназа (синтез меланина).
• Необходима для метаболизма железа и формирования соединительной ткани.

2. Прочитайте статью ниже «Сахар против льда» и на основе полученной информации предложите свой способ борьбы со льдом.
ОТВЕТ. Статья объясняет два принципа борьбы со льдом:

  1. Химический (используется людьми): Растворение соли (хлорида кальция) в воде, что приводит к понижению температуры замерзания раствора. Лёд тает, и новый не образуется.

  2. Биологический (используется животными): Синтез трегалозы внутри клеток, которая действует как криопротектор — вещество, предотвращающее образование крупных кристаллов льда, способных повредить клетку. Трегалоза также понижает температуру замерзания внутриклеточной жидкости.

Суть способа: Вместо традиционных солей (хлоридов натрия, кальция) для борьбы с гололёдом на тротуарах, пешеходных зонах, детских и спортивных площадках предлагается использовать водные растворы, содержащие природные сахара или сахарные спирты (полиолы), такие как:

  • Трегалоза (как в примере с животными)
  • Глицерин
  • Сорбитол
  • Патока (отход сахарного производства)

Предлагаемый способ является альтернативным, «зелёным» решением для борьбы с гололёдом в местах с повышенными требованиями к экологии и безопасности. Он идеально подходит для парков, пешеходных зон, частных территорий и объектов, где вред от традиционных реагентов недопустим.

Ответы на вопросы «ОБСУЖДАЕМ»

Используя доступные информационные источники, уточните, какие условия проведения эксперимента в естественных науках (давление, температура и др.) считаются нормальными. Обсудите с учителем и одноклассниками, почему при нормальных условиях вода (Н2O) — это жидкость, а сероводород (H2S) — газ.
Ответ: В документе не указаны нормальные условия. Согласно общеизвестной информации, нормальными условиями (н.у.) для газов считаются температура 0°C (273,15 K) и давление 1 атмосфера (101,325 кПа). Вода является жидкостью при н.у. из-за способности её молекул образовывать прочные водородные связи, которые требуют много энергии для разрыва. Молекулы сероводорода (H2S) образуют значительно более слабые водородные связи из-за меньшей электроотрицательности серы по сравнению с кислородом, поэтому при н.у. H2S — газ.

 


Вы смотрели: ОТВЕТЫ на Вопросы и задания по биологии к учебнику Пасечник для 10 класса §6. Неорганические вещества: вода, соли. Код материалов: Биология Ответы к §6.

Вернуться к Списку конспектов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *