Читать онлайн фрагменты: § 3. Методы научного познания в биологии. Учебник по биологии УМК Пасечник для 10 класса (базовый уровень) для ознакомления перед покупкой. Цитаты из пособия 2019 года использованы также в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Биология Пасечник Учебник §3. Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
§ 3. Методы научного познания в биологии
Вспомните:
- Что такое научный метод? Какие научные методы познания вам известны?
- Охарактеризуйте основные этапы научного исследования.
- Какими научными методами вы чаще всего пользуетесь в своей учебной и учебно-исследовательской работе?
НАУЧНЫЙ МЕТОД • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: НАБЛЮДЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ОПИСАНИЕ, ИЗМЕРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ • СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД • АБСТРАГИРОВАНИЕ • АНАЛИЗ • СИНТЕЗ • ИДЕАЛИЗАЦИЯ • ИНДУКЦИЯ • ДЕДУКЦИЯ • ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
ПОДУМАЙТЕ
В чём заключается отличие современных биологических исследований от классических исследований, описанных в трудах биологов, живших в прошлых веках (до XX столетия)?
Моя лаборатория
Тренируемся
- Приведите примеры общих и специальных методов, применяющихся в биологии.
- Охарактеризуйте основные этапы научного исследования.
- Какое значение имеет сбор фактического материала для проведения исследования?
- Можно ли провести научное исследование без формулирования гипотезы?
- Всегда ли по результатам исследования возможно провести теоретическое обобщение?
- Какая теория может претендовать на возведение в ранг закона?
Совершенствуемся
Используя материал статьи «Классическая модель научного метода», составьте схему, раскрывающую этапы проведения научного исследования и их взаимосвязь. Для выполнения данной работы вы можете использовать графические редакторы, установленные на вашем компьютере.
Классическая модель научного метода. Отдельные части научного метода применялись ещё философами Древней Греции. В частности, ими были разработаны правила логики и принципы ведения спора. Однако их целью чаще всего была не столько истина, сколько победа в судебных процессах, где главенствовал формализм. В XX в. была сформулирована гипотетически-дедуктивная модель научного метода, состоящая в последовательном применении следующих шагов:
Шаг 1. Используйте опыт: рассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.
Шаг 2. Сформулируйте предположение. Если ничего из прежде известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.
Шаг 3. Сделайте выводы из предположения. Если оно (шаг 2) истинно, какие из него следствия, выводы, прогнозы можно сделать по правилам логики?
Шаг 4. Проведите проверку: найдите факты, противоречащие каждому из этих выводов, с тем чтобы опровергнуть гипотезу (шаг 2).
Имейте в виду, что использование выводов (шаг 3) в качестве доказательств гипотезы (шаг 2) является логической ошибкой. Эта ошибка называется «подтверждение следствием». Постарайтесь её избежать!
Обсуждаем
- Используя доступные интернет-ресурсы, найдите научную статью в интересующей вас области биологии или реферат исследования и проведите анализ содержащегося в ней/нём методологического аппарата. Обсудите с учителем или одноклассниками обоснованность выбора автором методов проведения данного исследования.
- Прочитайте статью «Тайна светящегося червя» на с. 32–33 (Опечатка: на самом деле статья на с.30–31, см. ниже в разделе «Это интересно»). Разберите её с точки зрения методов, которые использовали исследователи. Ответ обоснуйте.
Это интересно
Вы смотрели: § 3. Методы научного познания в биологии. Учебник по биологии УМК Пасечник для 10 класса (базовый уровень). Цитаты из пособия 2019 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Биология Пасечник Учебник §3.