Физика Генденштейн Дик §1

Физика Генденштейн Дик §1 Учебник 10 класс онлайн читать. Глава 1. КИНЕМАТИКА. Ознакомительные фрагменты учебника по физике. Цитаты из пособия 2014 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

ФИЗИКА. Учебник
(УМК Генденштейн Дик)

§ 1. СИСТЕМА ОТСЧЁТА, ТРАЕКТОРИЯ,
ПУТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

Механика изучает механическое движение, то есть изменение положения тел друг относительно друга с течением времени. Основная задача механики — определение положения тел в заданный момент времени, если известны положение и скорость тел в начальный момент.

Движение тел зависит от взаимодействия между ними. Но для изучения взаимодействий тел нужно овладеть понятиями, с помощью которых описывают движение тела. Это — траектория движения тела, его перемещение, скорость и ускорение. Раздел механики, в котором рассматривают описание движения тел, называют кинематикой.

СИСТЕМА ОТСЧЁТА

Из курса физики основной школы вы знаете, что движение относительно. Например, сидящий в кресле пассажир летящего самолёта покоится относительно самолёта, однако относительно Земли он движется, причём довольно быстро. Кроме того, он движется относительно стюардессы, идущей вдоль рядов кресел.

Поэтому, прежде чем описывать движение тел, мы должны выбрать тело, относительно которого будем рассматривать положение всех тел в данной задаче. Это тело называют телом отсчёта. Иногда тело отсчёта не указывают явно (когда из-за этого не может возникнуть недоразумений).

  1. Что принято за тело отсчёта в следующих случаях?
    а) Автомобиль едет со скоростью 100 км/ч.
    б) Стюардесса идёт со скоростью 1 м/с.
    в) Скорость Луны равна 1 км/с.

С телом отсчёта связывают систему координат (рис. 1.2). Кроме того, для описания движения нужны часы.
Тело отсчёта, связанная с ним система координат и часы образуют систему отсчёта.
Физика Генденштейн Дик §1

МАТЕРИАЛЬНАЯ ТОЧКА

Часто для описания движения тела достаточно задать движение только одной его точки. В таком случае тело мысленно заменяют одной точкой.
Тело, размерами которого в данной задаче можно пренебречь, называют материальной точкой.

Тело можно считать материальной точкой в следующих случаях.

  • а) Когда размеры тела малы по сравнению с расстоянием, пройденным телом. В этом случае различие в движении разных точек тела несущественно. Например, самолёт можно считать материальной точкой, если надо найти время его перелёта между двумя городами. Но его нельзя считать материальной точкой при рассмотрении фигур высшего пилотажа.
  • б) При поступательном движении тела. Так называют движение тела, при котором все его точки движутся одинаково, поэтому для описания движения тела можно задать движение только одной его точки. При поступательном движении отрезок, соединяющий любые две точки тела, остаётся параллельным самому себе.

При поступательном движении тело может двигаться вдоль прямой — например, соскальзывать с наклонной плоскости. Но оно может двигаться и по кривой линии. Так, поступательно движется кабинка колеса обозрения (рис. 1.4), если она не вращается вокруг своей оси. Отрезок, соединяющий середину пола кабинки с серединой её крыши, остаётся всё время вертикальным (на фотографии он показан красным).
Физика Генденштейн Дик §1

  1. Приведите пример задачи, в которой Землю можно считать материальной точкой, и задачи, в которой нельзя.

ТРАЕКТОРИЯ, ПУТЬ И ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

В дальнейшем мы будем рассматривать в основном такие задачи, в которых тело можно считать материальной точкой.

Когда тело движется, соответствующая ему материальная точка описывает в пространстве некоторую воображаемую линию, которую называют траекторией движения тела (или, для краткости, просто траекторией). Если тело оставляет за собой след, траектория тела становится видимой (рис. 1.5).
Физика Генденштейн Дик §1

На рисунке 1.5, а изображена траектория прямолинейного движения тела, а на рисунке 1.5, б — криволинейного. Если конечная точка траектории совпадает с начальной, траекторию называют замкнутой.

  1. Приведите свои примеры прямолинейного и криволинейного движения, а также движения по замкнутой траектории. Зависит ли форма траектории от выбора системы отсчёта?

Рассмотрим пример, предложенный Галилеем. С вершины мачты плывущего корабля на палубу падает ядро. В системе отсчёта, связанной с кораблём, траектория движения ядра — прямолинейный вертикальный отрезок (рис. 1.6, а). В системе же отсчёта, связанной с Землёй, ядро движется по кривой линии — параболе (рис. 1.6, б).
Физика Генденштейн Дик §1
Итак, форма траектории движения тела зависит от выбора системы отсчёта.

Длину траектории называют путём, пройденным телом.

Если тело проходит какой-то участок траектории несколько раз, то путь равен длине этого участка, умноженной на число, показывающее, сколько раз тело прошло этот участок. Например, если автомобиль делает три круга по шоссе длиной 100 км, то пройденный им путь равен 300 км.

Путь является скалярной величиной (то есть характеризуется только числовым значением). Будем обозначать путь буквой l.

  1. Какие из графиков, приведённых на рисунке 1.7, не могут отображать зависимость пути от времени? Почему?
    Физика Генденштейн Дик §1

Если за любые равные промежутки времени тело проходит равные пути, движение тела называют равномерным. Оно может быть как прямолинейным, так и криволинейным. Если же пути, проходимые телом за равные промежутки времени, не одинаковы, движение называют неравномерным.

  1. Приведите примеры равномерного и неравномерного движения – как прямолинейного, так и криволинейного.

Пусть тело (материальная точка), двигаясь по некоторой траектории, переместилось из начального положения А в положение Б (рис. 1.8).
Физика Генденштейн Дик §1

Направленный отрезок, проведённый от начального положения тела к его положению в данный момент времени, называют перемещением s тела.

Перемещение является векторной величиной, которая характеризуется неотрицательным числовым значением (модулем) и направлением.

  1. Используя рисунок 1.8, найдите модуль перемещения материальной точки (масштаб на чертеже 1:1). Придумайте, как измерить пройденный путь, и найдите его значение.
  2. Как движется тело, если:
    а) модуль его перемещения равен пройденному пути?
    б) перемещение равно нулю, но путь не равен нулю?
  3. Изобразите в тетради как можно более простую траекторию движения, для которой:
    а) путь в 3 раза больше модуля перемещения;
    б) путь в π/2 раз больше модуля перемещения.
  4. Длина минутной и секундной стрелок часов равна 10 см. В начальный момент концы стрелок совпадают.
    а) Чему равны модули перемещений концов этих стрелок за 20 мин?
    б) Какой путь прошёл конец каждой стрелки за это время?

ДЕЙСТВИЯ С ВЕКТОРНЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ

Векторные величины широко используют в физике: это, например, перемещение, скорость, ускорение. Векторную величину обозначают буквой со стрелкой над ней, а модуль этой величины — той же буквой, но без стрелки. Например, перемещение обозначают s, а модуль перемещения — s.

Напомним действия с векторами, уже знакомые вам из курса математики.
Физика Генденштейн Дик §1

а) Умножение вектора на число
При умножении вектора на число его модуль умножают на это число. Важно помнить: если это число отрицательно, то направление вектора изменяется на противоположное. На рисунке 1.9 изображены векторы s, 2s и –s.

б) Сложение векторов
Две векторные величины складывают по правилу треугольника (рис. 1.10, а) или по правилу параллелограмма (рис. 1.10, б). Результат сложения один и тот же, поэтому при выборе правила сложения исходят из соображений удобства.

в) Вычитание векторов
Чтобы вычесть из вектора a вектор b, можно отложить эти векторы из одной точки и соединить направленным отрезком конец вектора b с концом вектора а (рис. 1.11). Этот направленный отрезок и есть вектор с = а – b. Действительно, из рисунка 1.11 видно, что а = b + с.

Мы намеренно выбрали случай, когда векторы а и b равны по модулю. Обратите внимание на то, что при малом угле между такими векторами их разность представляет собой вектор, почти перпендикулярный векторам а и b. Это замечание пригодится нам в дальнейшем.

  1. Вектор а направлен вертикально вверх, а вектор b — по горизонтали вправо. Модуль вектора а равен 4, а модуль вектора b равен 3. Постройте вектор с = а – b. Чему равен его модуль?

Проекции векторных величин

Действия с векторными величинами часто упрощаются, если использовать проекции этих величин на оси координат. Проекцию вектора обозначают той же буквой, что и сам вектор, но без стрелки и с индексом внизу, указывающим ось координат. Например, проекцию вектора а на ось х обозначают аx.

Чтобы найти проекцию вектора на ось координат, проецируют изображающий этот вектор отрезок на данную ось, а затем приписывают проекции знак «+» или «–» в зависимости от того, как направлен данный вектор относительно выбранной оси. На рисунке 1.12 показано, как находить проекции векторов на оси координат х и у.

Обратите внимание, что проекция вектора может быть положительной, отрицательной или равной нулю.
Физика Генденштейн Дик §1

При умножении вектора на число все проекции этого вектора умножаются на то же число. При сложении векторов их проекции складываются, а при вычитании — вычитаются. Например, если а = b + с, то ах = bх + сх; ау = bу + су.

  1. Изобразите на чертеже в тетради:
    а) вектор, у которого обе проекции на оси координат х, у отрицательны;
    б) два вектора с общим началом, модули которых не равны, а проекции на ось х равны;
    в) два вектора с общим началом, модули которых равны, а проекции на ось у не равны.

ЧТО МЫ УЗНАЛИ
Физика Генденштейн Дик §1

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Корабль совершил кругосветное путешествие за полгода. Является ли его траектория замкнутой в системе отсчёта, связанной:
    а) с Землёй?
    б) с Солнцем?
    Как изменились бы ответы, если бы путешествие длилось точно год?
  2. Велосипедист едет по прямой дороге. Изобразите в тетради приблизительный вид траектории точки колеса велосипеда в системе отсчёта, связанной:
    а) с велосипедистом; б) с дорогой.
  3. Реактивный самолёт А оставляет в небе след (см. рис. 1.5, а). Является ли этот след траекторией движения самолёта А в системе отсчёта, связанной:
    а) с Землёй?
    б) с самолётом Б, летящим рядом с самолётом А?
    Поясните свои ответы.
  4. Автомобиль поворачивает на 90° вправо по дуге окружности. При этом его левое переднее колесо прошло путь lл. Выразите путь lп, который прошло правое колесо, через lл и расстояние между колёсами d. Найдите числовое значение lп, если lл = 10 м, d = 1,5 м. Сделайте пояснительный чертёж.
  5. Вектор а имеет проекции ах = 3 см, ау = 5 см, а проекции вектора b равны bх = 4 см, bу = –2 см. Изобразите эти векторы и найдите графически вектор с = а – b. Чему равны проекции этого вектора?
  6. Полярник вышел из палатки, расположенной точно на Северном полюсе, прошёл 5 км по прямой, затем в направлении точно на восток 15,71 км, после этого повернул налево и шёл по прямой ещё 5 км. Какова форма траектории полярника? Чему равен модуль перемещения? Сделайте в тетради пояснительный чертёж.
  7. Турист переместился из пункта А в пункт В, а затем — в пункт С. Известно, что sAB = 5 км, sAC = 4 км, причём sBC ⊥ sAC. Чему равен sBC? Сделайте в тетради пояснительный чертёж.

 


Вы смотрели: Физика Генденштейн Дик §1 Учебник 10 класс. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по физике. Цитаты из пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней