10 класс читать онлайн: География 10-11 Учебник Максаковский. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебного пособия по географии для 10-11 классов. Цитаты из учебника 2022 года (32-е издание, автор: В. П. Максаковский) использованы в учебных целях (купить книгу). В 1997 г. учебник удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования. Статистические данные в учебнике даны на 2015-2019 гг.
География 10-11 (Максаковский)
Учебное пособие. ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Тема 1. Современная политическая карта мира.
- Мы рассматриваем многообразие стран современного мира.
- Мы характеризуем влияние международных отношений на политическую карту мира.
- Мы знакомимся с государственным строем стран мира.
- Мы узнаём о политической географии.
Тема 2. Природа и человек в современном мире.
- Мы изучаем взаимодействие общества и природы.
- Мы оцениваем мировые природные ресурсы.
- Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды
- Мы узнаём о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
Тема 3. География населения мира.
- Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения
- Мы узнаём о составе (структуре) населения.
- Мы характеризуем размещение и миграции населения.
- Мы сравниваем городское и сельское население.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.
- Мы характеризуем научно-техническую революцию.
- Мы изучаем мировое хозяйство.
- Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.
- Мы знакомимся с факторами размещения.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.
- Мы изучаем географию промышленности.
- Мы рассматриваем географию сельского хозяйства и рыболовства.
- Мы занимаемся географией транспорта.
- Мы знакомимся со всемирными экономическими отношениями
II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Тема 6. Зарубежная Европа.
- Мы даём общую характеристику зарубежной Европы.
- Мы изучаем географический рисунок расселения и хозяйства.
- Мы знакомимся с субрегионами и странами зарубежной Европы.
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия.
- Мы даём общую характеристику зарубежной Азии.
- Мы изучаем Китай.
- Мы познаём Японию.
- Мы «открываем» Индию.
- Мы знакомимся с Австралией.
Тема 8. Африка.
- Мы даём общую характеристику Африки.
- Мы сопоставляем субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР.
Тема 9. Северная Америка.
- Мы даём общую характеристику Соединённых Штатов Америки.
- Мы рассматриваем макрорегионы США.
- Мы знакомимся с Канадой.
Тема 10. Латинская Америка.
- Мы даём общую характеристику Латинской Америки.
- Мы знакомимся с Бразилией.
Тема 11. Россия в современном мире.
- Мы оцениваем место России в мировой политике, в мировом природно-ресурсном и людском потенциале.
- Мы рассматриваем место России в мировом хозяйстве.
III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
(обобщение знаний)
Тема 12. Глобальные проблемы человечества.
- Мы обосновываем глобальные проблемы человечества.
- Мы знакомимся со стратегией устойчивого развития.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
География 10-11 Учебник Максаковский
ВВЕДЕНИЕ
Данный учебник является учебником по экономической и социальной географии. Термин «экономическая география» предложил великий русский учёный М. В. Ломоносов ещё в 1760 г., но в широкий научный обиход он вошёл только в конце XIX в. В советское время в нашей стране сложилась крупная экономико-географическая школа, которую возглавили основоположник отечественной экономической географии Н. Н. Баранский (1881— 1963) и его сподвижники H. Н. Колосовский и И. А. Витвер. Предметом экономической географии стало изучение хозяйственного своеобразия стран и районов.
Во второй половине XX в. в географической науке возникли четыре сквозных направления, которые оказали на неё цементирующее воздействие. Эти направления — гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация. С переходом к постиндустриальной стадии развития возросло значение социальной географии, изучающей пространственные процессы и формы организации жизни людей. В результате появилось новое словосочетание экономическая и социальная география, или равноценное ему социально-экономическая география. Она представляет собой комплекс научных дисциплин, изучающих территориальную организацию жизни общества. Поэтому её называют также общественной географией. А среди зарубежных учёных вошёл в обиход термин «география человека» (Human geography).
Методы географических исследований.
Научный метод — это способ, приём достижения цели, образ действий. В географической науке принято выделять общегеографические и частно-географические методы. Общие географические методы, в свою очередь, можно подразделить на традиционные и новые. К числу традиционных методов относятся следующие методы.
Во-первых, это метод описания — древнейший из методов географии. В качестве примера можно привести знаменитую «Книгу» Марко Поло о Китае (XIII в.). В XVII в., когда в экспедициях стали участвовать учёные-естествоиспытатели, произошёл переход к научному описанию. Метод географического описания применяется и в наши дни, особенно в учебной географии.
Во-вторых, это картографический метод, который тоже зародился ещё в древности, но со временем обогащался и усложнялся.
В-третьих, это сравнительно-географический метод. Этот метод основан на выделении черт сходства и различия между разными географическими объектами. В качестве таких объектов в физической географии выступают рельеф, климат, воды, природные комплексы, а в социально-экономической географии — города, районы и страны.
В-четвёртых, это количественные методы, к которым относятся метод баллов, метод балансов, и разнообразные статистические методы, опирающиеся на демографическую, экономическую и социальную статистику, а также статистику природных процессов и явлений.
К числу новых методов относятся следующие четыре метода. Во-первых, это математические методы, которые отражают начавшийся в середине XX в. процесс математизации географии, основанный на синтезе географического и математического мышления. Использование математических методов вооружает географическую науку одним из общих, сквозных методов научного познания, помогая решать вопросы классификации, типологизации, районирования и др.
Во-вторых, это методы математико-географического моделирования, которые заключаются в построении абстрактных моделей различных географических процессов и объектов. В арсенале такого моделирования различные логические, блоковые, матричные, картографические и другие модели. В социально-экономической географии это могут быть модели сетей и систем населённых пунктов, воспроизводства населения (в том числе прогнозные), энергетических, транспортных систем и др.
В-третьих, это дистанционные аэрокосмические методы, которые называются дистанционными потому, что Земля изучается с их помощью со значительных дистанций, а аэрокосмическими потому, что для этой цели используются летательные аппараты. Так возникло космическое землеведение — совокупность исследований Земли из космоса с помощью визуальных наблюдений и космической съёмки. Главные задачи космического землеведения — изучение разнообразных природных и антропогенных процессов, происходящих в географической оболочке Земли.
В-четвёртых, это геоинформационные методы, получившие наибольшее распространение в картографии. Суть их заключается в формационно-картографическом моделировании природных и общественных геосистем на основе географических знаний и цифровых баз данных. Геоинформационное картографирование может быть отраслевым и комплексным, аналитическим и синтетическим. Оно различается и по территориальному охвату.
Частно-географические методы — это методы физической и социально-экономической географии. В первом случае речь идёт о геохимическом, геофизическом и эволюционно-историческом (палеогеографическом) методах, во втором — о методах экономического районирования, территориально-производственных комплексах (ТПК), энергопроизводственных циклах (ЭПЦ).
География 10-11 Учебник Максаковский
Источники географической информации.
Ещё с древних времён источниками географической информации служили стационарные и экспедиционные наблюдения, находившие отражение в описаниях и на картах. Не случайно Н. Н. Баранский назвал географическую карту «вторым языком» географии, её «альфой и омегой». Позднее большое распространение получили также разнообразные средства бумажной информации — книги и журналы, справочники и энциклопедии, географические атласы. Конечно, такая информация сохраняет своё значение и в наши дни. Однако после произошедшего в середине XX в. информационного взрыва начался постепенный переход от бумажной к машинной информации, который стал возможен благодаря изобретению вычислительной техники, телекоммуникации (прежде всего персонального компьютера), появлению баз и банков данных, а затем и Всемирной паутины — системы Интернет. В последние годы ко всему этому добавились две глобальные спутниковые системы — Глобальная система позиционирования (GPS) в США и Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) в России.
На этом фоне следует рассматривать и возникновение современной геоинформатики, которая изучает природные, общественные и природно-общественные геосистемы с помощью цифрового моделирования объектов и передачи информации с помощью электронных карт и атласов. В свою очередь, развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем (ГИС). Массовое внедрение ГИС в географию охватило все её «стволовые ветви», но прежде всего картографию.
Структура учебника. Как работать с учебником.
Настоящий учебник состоит из трёх частей. Первая из них посвящена общей, вторая — региональной экономико-географической и социально-географической характеристике мира. Третья часть посвящена характеристике глобальных проблем человечества, цель которой — обобщение знаний.
Каждая тема (глава) учебника открывается планом-схемой, которая является не только своего рода графическим оглавлением, но и, по существу, логическим конспектом темы. Познакомившись с ней, вы будете лучше ориентироваться в материале, который предстоит изучить. Затем следуют методические ключи, которые отмечены специальным значком. Здесь вы найдёте рекомендации, что надо вспомнить из предшествующих курсов географии и других предметов для понимания данной темы, её ведущие идеи. После них идёт основной текст, заключающий главное научное содержание темы. Этот текст подразделяется на параграфы и подпараграфы. Он имеет внутреннюю рубрикацию, для которой используется разрядка. Это позволит вам разделить текст на отдельные смысловые составные части. Для выделения выводов, ведущих идей и положений применяется курсив. Важнейшие научные понятия выделяются в основном тексте особо. Остальные понятия и термины (ключевые слова) также даны особым шрифтом. Разъяснение новых научных терминов вы найдёте в подстрочных сносках.
Основной текст сопровождают специально подобранные блоки карт, графиков, статистических таблиц и фотоиллюстраций. Они дополняют основной текст учебника. То же относится и к «визитным карточкам» стран, помещённым на форзацах. Поэтому вы должны стремиться использовать их как самостоятельный источник знаний наравне с текстом. Отсылки даются также на географический атлас.
За основным текстом помещена дополнительная информация, где подобраны интересные факты, относящиеся к содержанию темы и выполняющие роль небольшой «книги для чтения». В основном тексте вы увидите квадратные скобки с порядковой нумерацией. Этот знак ориентирует на использование дополнительной информации в необходимом месте.
Обратите особое внимание на блок самостоятельных решений. В основном тексте учебника даётся только часть необходимых вам знаний. Остальные знания вы должны добыть сами, постоянно работая с текстом, картами, графиками, таблицами, литературой, выполняя работу в тетради, по контурной карте. Организовывать такое добывание знаний вам помогут задания, отсылки к которым включены в текст параграфов. Сами эти задания различаются как по характеру (работа с текстом, картами, таблицами учебника, с различными источниками информации), так и по степени сложности. Среди них есть творческие задания, которые потребуют от вас особой целеустремлённости и наиболее глубокого овладения учебным материалом. Есть практические работы, проектные задания.
Блок самоконтроля и взаимного контроля включает ряд конкретных вопросов, устных и письменных заданий преимущественно в форме учебных тестов.
Методические ключи есть также в конце каждой темы учебника. Они содержат указания, что вы должны усвоить в результате изучения темы, какие практические умения и навыки приобрести. Здесь же даются инструкции и планы по выполнению заданий для самостоятельной работы.
Завершают учебник «Статистические приложения», которые вы будете использовать при выполнении заданий.
Многие важные события, происходящие на политической и экономической картах мира, не сразу смогут найти отражение на страницах учебника. Тем более важно постоянно обращаться к материалам периодической печати, радио и телевидения, к Интернету. Такая работа с дополнительными источниками знаний будет способствовать расширению вашего кругозора, развитию общей культуры и географического мышления, поможет приобрести навыки самостоятельной творческой деятельности, которые в наше время необходимы каждому.
Вы смотрели: География 10-11 Учебник Максаковский. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по географии для 10-11 классов. Цитаты из учебника 2022 года (32-е издание, автор: В. П. Максаковский) использованы в учебных целях.