География 10-11 Учебник Максаковский

10 класс читать онлайн: География 10-11 Учебник Максаковский. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебного пособия по географии для 10-11 классов. Цитаты из учебника 2022 года (32-е издание, автор: В. П. Максаковский) использованы в учебных целях (купить книгу). В 1997 г. учебник удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования. Статистические данные в учебнике даны на 2015-2019 гг.

География 10-11 (Максаковский)
Учебное пособие. ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

Тема 1. Современная политическая карта мира.

  1. Мы рассматриваем многообразие стран современного мира.
  2. Мы характеризуем влияние международных отношений на политическую карту мира.
  3. Мы знакомимся с государственным строем стран мира.
  4. Мы узнаём о политической географии.

Тема 2. Природа и человек в современном мире.

  1. Мы изучаем взаимодействие общества и природы.
  2. Мы оцениваем мировые природные ресурсы.
  3. Мы рассматриваем загрязнение и охрану окружающей среды
  4. Мы узнаём о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Тема 3. География населения мира.

  1. Мы знакомимся с численностью и воспроизводством населения
  2. Мы узнаём о составе (структуре) населения.
  3. Мы характеризуем размещение и миграции населения.
  4. Мы сравниваем городское и сельское население.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

  1. Мы характеризуем научно-техническую революцию.
  2. Мы изучаем мировое хозяйство.
  3. Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства.
  4. Мы знакомимся с факторами размещения.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.

  1. Мы изучаем географию промышленности.
  2. Мы рассматриваем географию сельского хозяйства и рыболовства.
  3. Мы занимаемся географией транспорта.
  4. Мы знакомимся со всемирными экономическими отношениями

II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

Тема 6. Зарубежная Европа.

  1. Мы даём общую характеристику зарубежной Европы.
  2. Мы изучаем географический рисунок расселения и хозяйства.
  3. Мы знакомимся с субрегионами и странами зарубежной Европы.

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия.

  1. Мы даём общую характеристику зарубежной Азии.
  2. Мы изучаем Китай.
  3. Мы познаём Японию.
  4. Мы «открываем» Индию.
  5. Мы знакомимся с Австралией.

Тема 8. Африка.

  1. Мы даём общую характеристику Африки.
  2. Мы сопоставляем субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР.

Тема 9. Северная Америка.

  1. Мы даём общую характеристику Соединённых Штатов Америки.
  2. Мы рассматриваем макрорегионы США.
  3. Мы знакомимся с Канадой.

Тема 10. Латинская Америка.

  1. Мы даём общую характеристику Латинской Америки.
  2. Мы знакомимся с Бразилией.

Тема 11. Россия в современном мире.

  1. Мы оцениваем место России в мировой политике, в мировом природно-ресурсном и людском потенциале.
  2. Мы рассматриваем место России в мировом хозяйстве.

III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
(обобщение знаний)

Тема 12. Глобальные проблемы человечества.

  1. Мы обосновываем глобальные проблемы человечества.
  2. Мы знакомимся со стратегией устойчивого развития.

ПРИЛОЖЕНИЯ.


География 10-11 Учебник Максаковский

ВВЕДЕНИЕ

Данный учебник является учебником по экономической и социальной географии. Термин «экономическая география» предложил великий русский учёный М. В. Ломоносов ещё в 1760 г., но в широкий научный обиход он вошёл только в конце XIX в. В советское время в нашей стране сложилась крупная экономико-географическая школа, которую возглавили основоположник отечественной экономической географии Н. Н. Баранский (1881— 1963) и его сподвижники H. Н. Колосовский и И. А. Витвер. Предметом экономической географии стало изучение хозяйственного своеобразия стран и районов.

Во второй половине XX в. в географической науке возникли четыре сквозных направления, которые оказали на неё цементирующее воздействие. Эти направления — гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация. С переходом к постиндустриальной стадии развития возросло значение социальной географии, изучающей пространственные процессы и формы организации жизни людей. В результате появилось новое словосочетание экономическая и социальная география, или равноценное ему социально-экономическая география. Она представляет собой комплекс научных дисциплин, изучающих территориальную организацию жизни общества. Поэтому её называют также общественной географией. А среди зарубежных учёных вошёл в обиход термин «география человека» (Human geography).

Методы географических исследований.

Научный метод — это способ, приём достижения цели, образ действий. В географической науке принято выделять общегеографические и частно-географические методы. Общие географические методы, в свою очередь, можно подразделить на традиционные и новые. К числу традиционных методов относятся следующие методы.

Во-первых, это метод описания — древнейший из методов географии. В качестве примера можно привести знаменитую «Книгу» Марко Поло о Китае (XIII в.). В XVII в., когда в экспедициях стали участвовать учёные-естествоиспытатели, произошёл переход к научному описанию. Метод географического описания применяется и в наши дни, особенно в учебной географии.

Во-вторых, это картографический метод, который тоже зародился ещё в древности, но со временем обогащался и усложнялся.

В-третьих, это сравнительно-географический метод. Этот метод основан на выделении черт сходства и различия между разными географическими объектами. В качестве таких объектов в физической географии выступают рельеф, климат, воды, природные комплексы, а в социально-экономической географии — города, районы и страны.

В-четвёртых, это количественные методы, к которым относятся метод баллов, метод балансов, и разнообразные статистические методы, опирающиеся на демографическую, экономическую и социальную статистику, а также статистику природных процессов и явлений.

К числу новых методов относятся следующие четыре метода. Во-первых, это математические методы, которые отражают начавшийся в середине XX в. процесс математизации географии, основанный на синтезе географического и математического мышления. Использование математических методов вооружает географическую науку одним из общих, сквозных методов научного познания, помогая решать вопросы классификации, типологизации, районирования и др.

Во-вторых, это методы математико-географического моделирования, которые заключаются в построении абстрактных моделей различных географических процессов и объектов. В арсенале такого моделирования различные логические, блоковые, матричные, картографические и другие модели. В социально-экономической географии это могут быть модели сетей и систем населённых пунктов, воспроизводства населения (в том числе прогнозные), энергетических, транспортных систем и др.

В-третьих, это дистанционные аэрокосмические методы, которые называются дистанционными потому, что Земля изучается с их помощью со значительных дистанций, а аэрокосмическими потому, что для этой цели используются летательные аппараты. Так возникло космическое землеведение — совокупность исследований Земли из космоса с помощью визуальных наблюдений и космической съёмки. Главные задачи космического землеведения — изучение разнообразных природных и антропогенных процессов, происходящих в географической оболочке Земли.

В-четвёртых, это геоинформационные методы, получившие наибольшее распространение в картографии. Суть их заключается в формационно-картографическом моделировании природных и общественных геосистем на основе географических знаний и цифровых баз данных. Геоинформационное картографирование может быть отраслевым и комплексным, аналитическим и синтетическим. Оно различается и по территориальному охвату.

Частно-географические методы — это методы физической и социально-экономической географии. В первом случае речь идёт о геохимическом, геофизическом и эволюционно-историческом (палеогеографическом) методах, во втором — о методах экономического районирования, территориально-производственных комплексах (ТПК), энергопроизводственных циклах (ЭПЦ).

География 10-11 Учебник Максаковский

Источники географической информации.

Ещё с древних времён источниками географической информации служили стационарные и экспедиционные наблюдения, находившие отражение в описаниях и на картах. Не случайно Н. Н. Баранский назвал географическую карту «вторым языком» географии, её «альфой и омегой». Позднее большое распространение получили также разнообразные средства бумажной информации — книги и журналы, справочники и энциклопедии, географические атласы. Конечно, такая информация сохраняет своё значение и в наши дни. Однако после произошедшего в середине XX в. информационного взрыва начался постепенный переход от бумажной к машинной информации, который стал возможен благодаря изобретению вычислительной техники, телекоммуникации (прежде всего персонального компьютера), появлению баз и банков данных, а затем и Всемирной паутины — системы Интернет. В последние годы ко всему этому добавились две глобальные спутниковые системы — Глобальная система позиционирования (GPS) в США и Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) в России.

На этом фоне следует рассматривать и возникновение современной геоинформатики, которая изучает природные, общественные и природно-общественные геосистемы с помощью цифрового моделирования объектов и передачи информации с помощью электронных карт и атласов. В свою очередь, развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем (ГИС). Массовое внедрение ГИС в географию охватило все её «стволовые ветви», но прежде всего картографию.

Структура учебника. Как работать с учебником.

Настоящий учебник состоит из трёх частей. Первая из них посвящена общей, вторая — региональной экономико-географической и социально-географической характеристике мира. Третья часть посвящена характеристике глобальных проблем человечества, цель которой — обобщение знаний.

Каждая тема (глава) учебника открывается планом-схемой, которая является не только своего рода графическим оглавлением, но и, по существу, логическим конспектом темы. Познакомившись с ней, вы будете лучше ориентироваться в материале, который предстоит изучить. Затем следуют методические ключи, которые отмечены специальным значком. Здесь вы найдёте рекомендации, что надо вспомнить из предшествующих курсов географии и других предметов для понимания данной темы, её ведущие идеи. После них идёт основной текст, заключающий главное научное содержание темы. Этот текст подразделяется на параграфы и подпараграфы. Он имеет внутреннюю рубрикацию, для которой используется разрядка. Это позволит вам разделить текст на отдельные смысловые составные части. Для выделения выводов, ведущих идей и положений применяется курсив. Важнейшие научные понятия выделяются в основном тексте особо. Остальные понятия и термины (ключевые слова) также даны особым шрифтом. Разъяснение новых научных терминов вы найдёте в подстрочных сносках.

Основной текст сопровождают специально подобранные блоки карт, графиков, статистических таблиц и фотоиллюстраций. Они дополняют основной текст учебника. То же относится и к «визитным карточкам» стран, помещённым на форзацах. Поэтому вы должны стремиться использовать их как самостоятельный источник знаний наравне с текстом. Отсылки даются также на географический атлас.

За основным текстом помещена дополнительная информация, где подобраны интересные факты, относящиеся к содержанию темы и выполняющие роль небольшой «книги для чтения». В основном тексте вы увидите квадратные скобки с порядковой нумерацией. Этот знак ориентирует на использование дополнительной информации в необходимом месте.

Обратите особое внимание на блок самостоятельных решений. В основном тексте учебника даётся только часть необходимых вам знаний. Остальные знания вы должны добыть сами, постоянно работая с текстом, картами, графиками, таблицами, литературой, выполняя работу в тетради, по контурной карте. Организовывать такое добывание знаний вам помогут задания, отсылки к которым включены в текст параграфов. Сами эти задания различаются как по характеру (работа с текстом, картами, таблицами учебника, с различными источниками информации), так и по степени сложности. Среди них есть творческие задания, которые потребуют от вас особой целеустремлённости и наиболее глубокого овладения учебным материалом. Есть практические работы, проектные задания.

Блок самоконтроля и взаимного контроля включает ряд конкретных вопросов, устных и письменных заданий преимущественно в форме учебных тестов.

Методические ключи есть также в конце каждой темы учебника. Они содержат указания, что вы должны усвоить в результате изучения темы, какие практические умения и навыки приобрести. Здесь же даются инструкции и планы по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Завершают учебник «Статистические приложения», которые вы будете использовать при выполнении заданий.

Многие важные события, происходящие на политической и экономической картах мира, не сразу смогут найти отражение на страницах учебника. Тем более важно постоянно обращаться к материалам периодической печати, радио и телевидения, к Интернету. Такая работа с дополнительными источниками знаний будет способствовать расширению вашего кругозора, развитию общей культуры и географического мышления, поможет приобрести навыки самостоятельной творческой деятельности, которые в наше время необходимы каждому.

 


Вы смотрели: География 10-11 Учебник Максаковский. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по географии для 10-11 классов. Цитаты из учебника 2022 года (32-е издание, автор: В. П. Максаковский) использованы в учебных целях.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней