10 класс читать онлайн: География Холина Учебник §61 «Географическое положение и природно-ресурсный потенциал». Тема 16. АФРИКА. Цитаты из учебника 2024 года (12-е издание, автор: В. Н. Холина) использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ ученика
География 10 класс (угл.)
Тема 16. Африка. Ключевые вопросы
- Какие черты социально-экономического развития выделяют Африку среди других регионов мира?
- Какие субрегионы выделяются в Африке?
- Как природные условия влияют на особенности социально-экономического развития?
- Почему богатый природными ресурсами регион демонстрирует низкий уровень социально-экономического развития?
- Какова специализация Африки в мировом хозяйстве?
- Как страны Африки «выполняют» цели развития третьего тысячелетия?
Несмотря на значительные успехи в социально-экономическом развитии в начале XXI в., в Африке представлена вся палитра глобальных проблем человечества, главные из них — исключительная бедность большинства населения (34 страны относятся к категории наименее развитых), непрекращающиеся военные конфликты и этнические войны, экологические катастрофы (опустынивание, деградация сельскохозяйственных земель), угрожающие жизни миллионов человек.
§ 61. Географическое положение
и природно-ресурсный потенциал
Африка — второй по площади и по численности населения (после Азии) регион мира. На площади 30 млн км2 (20% площади суши) проживает 1,38 млрд человек (18% мирового населения). К Африке относятся острова в Индийском океане — Мадагаскар, Маврикий, Коморские, Сейшельские; в Атлантическом — Зелёного Мыса, Вознесения, Св. Елены, Тристан-да-Кунья.
❓ Какие особенности географического положения материка влияют на климат и размещение природных зон? В каких климатических поясах расположен континент? Вспомните условия увлажнения и температурный режим, характерные для природных зон Африки.
✍ Задание 69. Социально-экономические различия регионов Африки. Какие природные условия способствуют и препятствуют экономическому развитию стран Африки? Используя карты атласа, определите наиболее важные природные риски для каждого из регионов Африки.
❓ Какие страны региона не имеют выхода к морю? Как это влияет на их экономическое развитие?
География Холина Учебник §61
Минерально-сырьевые ресурсы
и развитие промышленности.
Африка обладает значительными запасами полезных ископаемых мирового значения, которые, однако, не принесли процветания большинству стран. Месторождения были открыты в период европейской колонизации и до сих пор принадлежат (полностью или частично) иностранным компаниям. По добыче хромитов (98% мирового производства), платины и кобальта (90%), золота (20%), марганца (65%), ванадия, алмазов Африка занимает лидирующее положение, а некоторых других (фосфоритов, урана, меди, асбеста, графита) — одно из первых мест в мире. Специализация на экспорте сырьевых товаров предъявляет низкий спрос на квалифицированную рабочую силу, фактически означает «экономический рост без развития» и ставит экономику в зависимость от конъюнктуры цен на мировых рынках сырья.
Из топливных ресурсов основная роль принадлежит газу и нефти, наиболее крупные запасы которых сосредоточены в Нигерии, Ливии, Алжире, Тунисе, Экваториальной Гвинее, Анголе, Габоне (все эти страны — члены Организации стран — экспортёров нефти).
Угольные ресурсы Африки относительно невелики — менее 6% мировых запасов, сосредоточены в Южной Африке — ЮАР (99% африканских запасов) и Зимбабве.
Богатые месторождения железных руд имеются в Южной Африке (ЮАР, Зимбабве), в Северной Африке (Алжире) и ряде стран Западной Африки — Либерии, Сьерра-Леоне, Гвинее, Мавритании, Нигерии.
✍ Задание 70. Металлургические базы Африки. С помощью карты полезных ископаемых в атласе определите, какие страны Африки располагают компактно расположенными запасами каменного угля и железной руды, необходимыми для развития чёрной металлургии; какие — только угля; какие — только запасами железной руды.
По содержанию цветных металлов в руде африканские месторождения — одни из лучших в мире. Их ценность повышается также сочетанием в одном месторождении нескольких металлов, например меди и кобальта. Важнейшие запасы олова находятся в Демократической Республике Конго, Нигерии, месторождения бокситов — в Гвинее (15% мировой добычи), Гане. ЮАР и Зимбабве обеспечивают почти половину мировой добычи хромитовых руд.
В Африке расположен «медный пояс» (медные руды на плато Шаба в Демократической Республике Конго на границе с Замбией, в ЮАР). В «медном поясе» компактно размещены предприятия по добыче руды, производству медного концентрата, выплавке черновой и рафинированной меди.
Фосфориты добываются в Марокко и Тунисе (рис. 397). На Намибию (половина добычи в Африке), Нигер и ЮАР приходится около 15% мировой добычи урана.
Добыча золота и алмазов — старейшие отрасли горнодобывающей промышленности Африки. По объёмам добычи золота выделяется ЮАР (почти половина производства в Африке), Гана, Танзания и Мали. Основные месторождения алмазов располагаются в Ботсване, Демократической Республике Конго, ЮАР, Анголе, Намибии, Гане, Зимбабве и др. (рис. 398).
Ряд стран Африки экспортируют один-два вида минеральных ресурсов, что ставит всю экономику стран в зависимость от колебаний цен на мировых рынках. Так, 90% экспортных поступлений Алжира, Экваториальной Гвинеи, Ливии и Нигерии даёт экспорт нефти.
Речная сеть представлена несколькими мощными водными артериями: Нил (самая длинная река материка), Конго (самая полноводная река на материке), Нигер, Сенегал, Гамбия, Оранжевая, Замбези, Лимпопо. Наиболее крупные озёра — Виктория, Танганьика (второе в мире по глубине), Ньяса — расположены в Восточной Африке. По потенциальным запасам гидроэнергии (около 20% мировых) Африка уступает только Азии, но используются они незначительно.
✍ Задание 71. Естественные рубежи как границы в Африке. По каким природным объектам (рекам, горам) проходят государственные границы в Африке?
❓ Вспомните, с какими факторами связано образование пустынь на западном побережье Африки
Вы смотрели: География Холина Учебник §61 «Географическое положение и природно-ресурсный потенциал». Цитаты из учебника 2024 года (12-е издание, автор: В. Н. Холина) использованы в учебных целях.