История России Итоги главы 2 «Советский Союз в 1920–1930-е гг.» Мединский, §§ 13-28. Учебник для 10 класса. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 28 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 29 >>
ИТОГИ ГЛАВЫ II
Гражданская война в основном завершилась в ноябре 1920 г. Вскоре большевики объявили о переходе от «военного коммунизма» к нэпу. Началось восстановление экономики, разрушенной войной. В 1922 г. РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР подписали договор об образовании СССР. Ещё во время болезни В. Ленина началась борьба за власть в партийно-государственном руководстве. Победителем из неё вышел И. Сталин. К концу 1920-х гг. произошёл переход от нэпа к форсированной индустриализации и коллективизации. Советский Союз за короткий срок сумел создать тяжёлую промышленность, занять 2-е место в мире по уровню промышленного производства, вооружить современную армию.
1930-е годы стали временем бурного развития культуры. Во всех жанрах и направлениях литературы и искусства были созданы яркие произведения, которые получили признание современников и потомков. Повседневная жизнь населения была сложной. Её приметами были карточная система, низкие зарплаты и высокие цены на дефицитные товары.
В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, формально отменившая диктатуру пролетариата и провозгласившая равенство граждан перед законом. При этом во второй половине 1930-х гг. начались поиски «врагов народа» и массовые репрессии.
«Социалистический эксперимент» проходил в условиях сложной международной обстановки. В 1930-е гг. внешняя политика СССР была направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе с целью обуздания блока фашистских агрессоров. Однако Великобритания и Франция избрали курс на умиротворение Германии, рассчитывая направить её агрессию на СССР. Заключение советско-германского договора о ненападении стало единственным выходом в условиях нараставшей военной угрозы СССР с Запада и Востока. Это позволило СССР выиграть почти два года, необходимые для укрепления обороноспособности. В 1939–1941 гг. все стороны жизни в СССР были подчинены одной главной задаче – подготовке к отражению агрессии со стороны коалиции фашистских государств во главе с гитлеровской Германией.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы
и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 2
- Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Объясните символику герба СССР.
- Сравните замысел, проведение и результаты политики «военного коммунизма» и новой экономической политики. Укажите не менее трёх общих характеристик и не менее трёх различий.
- * Существует следующая точка зрения: «К концу 1920-х гг. нэп изжил себя». Используя исторические знания, приведите 2–3 аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и 2–3 аргумента, опровергающих её.
- Сравните экономическую политику Советского государства в период нэпа и в 1929 –1933 гг. Укажите не менее двух общих характеристик и не менее трёх различий.
- * Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономическое развитие СССР в 1930-х гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
- Определите итоги социально-экономического развития страны в 1930-е гг.
- Расшифруйте аббревиатуры 1920–1930-х гг.: ВКП(б), ВЛКСМ, ОГПУ, НКВД, ГУЛАГ, МТС, ОСОАВИАХИМ, РАПП.
- Составьте таблицу, в которой укажите имена перечисленных ниже политических деятелей, занимавших различные государственные и партийные должности в 1920–1930-е гг. и упомянутых в тексте главы. (В работе можно использовать дополнительно интернет-ресурсы.)
Политический деятель | Должность | В какие годы занимал эту должность |
Политические деятели: Л. Берия, Н. Бухарин, К. Ворошилов, Н. Ежов, Г. Зиновьев, М. Калинин, С. Киров, М. Литвинов, А. Луначарский, В. Молотов, А. Рыков, Г. Сокольников, И. Сталин, Л. Троцкий, Г. Чичерин.
- Проведите дискуссию в классе, обсудив вопрос: «Существовала ли альтернатива политике индустриализации и коллективизации в СССР в 1930-е гг.? Если да, то какая?»
- Составьте синхронистическую таблицу основных событий внешней политики в России и мире в 1920–1930-е гг. Используйте материал из курса всеобщей истории.
- Сравните политику партии и государства в сфере культуры в 1920-е и 1930-е гг. Выделите черты сходства и различия.
- В чём заключалась суть художественного метода социалистического реализма? Каковы его характерные черты? Каково было воздействие этого метода на развитие советского искусства?
- Охарактеризуйте динамику развития советско-германских отношений в 1920 – 1930-е гг. Каковы причины сближения СССР и Германии в 1939 г.?
- Сделайте вывод о готовности СССР к лету 1941 г. отразить агрессию Германии. Докажите его с помощью фактов (приведите не менее трёх фактов).
- * Выясните, какие события 1920–1930-х гг. связаны с историей вашего края. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из таких событий.
- Дайте ответ на главный вопрос главы II. Изложите его в форме небольшого сочинения-рассуждения.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы. Изложите его в форме небольшого сочинения-рассуждения.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
- Повседневная жизнь советских людей 1920–1930-х гг. на страницах художественной литературы.
- Трудовые отношения в СССР в период индустриализации и коллективизации.
- Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры (или единовластия И. Сталина).
- Модернизация СССР: цена достижений.
- Семейная хроника: жизнь моих предков в 1920–1930-е гг.
- Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.
РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ 2
Задания данного раздела выполняйте в тетради.
Вы смотрели: История России Итоги главы 2 «Советский Союз в 1920–1930-е гг.» Мединский, §§ 13-28. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 28 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 29 >>