История России Итоги главы 3 «Великая Отечественная война. 1941 –1945 гг.» Мединский, §§ 29-40. Учебник для 10 класса. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
ИТОГИ ГЛАВЫ III
Агрессия Германии и её союзников стала страшным испытанием для нашей страны. Она принесла неисчислимые бедствия и разрушения, гибель и страдания миллионов людей. Несмотря на тяжёлые поражения на начальном этапе, Красная Армия переломила ход войны и добилась победы над врагом.
Главные силы армий Германии и её союзников были разгромлены в битвах за Москву и Ленинград, под Сталинградом и Курском, в битве за Кавказ и за Днепр. В ходе освободительной миссии Красная Армия избавила от фашистской тирании народы Европы.
Справедливый характер войны для СССР, духовная сплочённость народов Советского Союза стали главным фактором единства фронта и тыла. Самоотверженный труд советских людей и преимущества плановой организации экономики обеспечили СCCР военно-экономическое превосходство над объединённой Европой во главе с нацистской Германией.
В решающих сражениях Великой Отечественной войны советская армия и флот превзошли врага в боевой мощи, морально-психологических качествах, полководческом искусстве маршалов и генералов. Те, кто сокрушил нацизм в годы Великой Отечественной войны, показали пример героизма на все времена. Звания Героя Советского Союза были удостоены более 11,6 тыс. бойцов и командиров Красной Армии.
Великая Победа над фашизмом имела всемирно-историческое значение. Своим подвигом Красная Армия заслужила признательность народов всего мира. Разгром фашизма способствовал усилению национально-освободительного движения, скорому краху колониальной системы.
* * *
Выступая 9 мая 2023 г. на Параде в честь 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, Президент России В. Путин сказал:
«Сегодня цивилизация вновь находится на решающем, переломном рубеже. Против нашей Родины вновь развязана настоящая война, но мы дали отпор международному терроризму, защитим и жителей Донбасса, обеспечим свою безопасность.
Для нас, для России, нет недружественных, враждебных народов ни на Западе, ни на Востоке. Как и абсолютное большинство людей на планете, мы хотим видеть будущее мирным, свободным и стабильным.
Считаем, что любая идеология превосходства по своей природе отвратительна, преступна и смертоносна. Однако западные глобалистские элиты по-прежнему твердят о своей исключительности, стравливают людей и раскалывают общества, провоцируют кровавые конфликты и перевороты, сеют ненависть, русофобию, агрессивный национализм, уничтожают и семейные, традиционные ценности, которые делают человека человеком. И всё для того, чтобы и дальше диктовать, навязывать народам свою волю, свои права, правила, а по сути, систему грабежа, насилия и подавления…
Мы видим, как в ряде стран безжалостно и хладнокровно разрушают мемориалы советским воинам, сносят памятники великим полководцам, создают настоящий культ нацистов и их пособников, а память о подлинных героях пытаются стереть и оболгать. Такое надругательство над подвигом и жертвами победившего поколения – это тоже преступление, откровенный реваншизм тех, кто цинично и неприкрыто готовил новый поход на Россию, кто собрал для этого неонацистскую нечисть со всего мира.
Их цель – и здесь нет ничего нового – добиться распада и уничтожения нашей страны, перечеркнуть итоги Второй мировой войны, окончательно сломать систему глобальной безопасности и международного права, задушить любые суверенные центры развития.
Для нас в России память о защитниках Отечества священна, мы храним её в наших сердцах. Отдаём должное участникам Сопротивления, которые отважно сражались с нацизмом, бойцам союзнических армий США, Великобритании, других государств. Помним и чтим подвиг воинов Китая в битве с японским милитаризмом.
Убеждён: опыт солидарности, партнёрства в годы борьбы с общей угрозой – это наше бесценное наследие. Прочная опора именно сейчас, когда набирает силу необратимое движение к более справедливому многополярному миру, основанному на принципах доверия и неделимой безопасности, равных возможностей для самобытного и свободного развития всех стран и народов».
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ
№ 1. Рассмотрите иллюстрации в начале главы. Какой смысл заложен в памятнике? Почему он установлен в Берлине?
№ 2. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Висло-Одерская операция;
2) Смоленское оборонительное сражение;
3) Сталинградская битва;
4) Берлинская операция;
5) Курская битва;
6) нападение Японии на Пёрл-Харбор.
№ 3. Составьте синхронистическую таблицу основных событий на разных фронтах Второй мировой войны. Используйте материал из курса всеобщей истории.
№ 4. Укажите особенности военных планов и операций: «Барбаросса», «Тайфун», «Уран», «Искра», «Цитадель», «Багратион», «Рельсовая война», «Концерт».
№ 5. Сравните 2 периода Великой Отечественной войны: 19 ноября 1942 – конец 1943 г. и январь 1944 – май 1945 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трёх различий).
№ 6. Составьте в тетради сравнительную таблицу «Конференции „Большой тройки“» (в таблице укажите время и место проведения, страны-участницы, основные вопросы и решения).
№ 7. Проведите дискуссию в классе на тему «Кто сегодня заинтересован в фальсификации истории и искажает истину о советских воинах-освободителях?».
№ 8. * Существует следующая точка зрения: «Военные поражения СССР в начальный период Великой Отечественной войны были вызваны действиями советского руководства». Используя исторические знания, приведите 2–3 аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и 2–3 аргумента, опровергающих данную точку зрения. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
№ 9. В какой форме союзники по антигитлеровской коалиции оказывали помощь Советскому Союзу? Какую роль эта помощь сыграла в разгроме нацистской Германии?
№ 10. * Напишите эссе по любой цитате (на свой выбор).
1) «Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в её истории, для России – её величайшей победой. Под Полтавой Россия добилась права называться великой европейской державой, Сталинград явился началом её превращения в одну из двух величайших мировых держав» (Х. Дерр, немецкий военачальник).
2) «История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда» (Г. Жуков, советский полководец).
3) «Курская битва, в которой были уничтожены немецкие бронетанковые дивизии, ознаменовала коренной поворот в войне. Немецким войскам больше не удалось овладеть стратегической инициативой до конца войны» (Н. Верт, французский историк).
4) «На некоторых этапах боевых действий в 1941–1943 гг. проблема второго фронта имела для Советского Союза критическое значение» (О. Ржешевский, российский историк).
5) «Прохоровское поле по праву стало третьим ратным полем России наряду с Куликовым и Бородинским» (Н. Рыжков, советский и российский партийный и государственный деятель).
№ 11. Сравните Первую и Вторую мировые войны. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что – различным (не менее трёх различий).
№ 12. * Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о памятнике в вашем регионе, который связан с событиями Великой Отечественной войны.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы.
Изложите его в форме небольшого сочинения-рассуждения.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
- Великая Отечественная война по дневникам и воспоминаниям современников событий.
- Образование/наука в годы Великой Отечественной войны (на примере моего региона).
- Злодеяния нацистских захватчиков на оккупированной территории СССР: будем помнить вечно.
- Мой край (город, село) в годы Великой Отечественной войны.
- Человек и война: мои родственники на фронтах и в тылу.
- Обсуждение вопроса об Уставе ООН на Ялтинской конференции.
- Причины победы СССР в Великой Отечественной войне.
- Отражение событий Великой Отечественной войны в музыке, изобразительном искусстве, фотографиях, кино, литературе.
История России Итоги главы 3
РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ 3
Вы смотрели: История России Итоги главы 3 «Великая Отечественная война. 1941 –1945 гг.» Мединский, §§ 29-40. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.