Конспект по истории России 10 класс параграф 18 + Дополнительный материал. Краткое содержание § 18. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. по гос. учебнику автор Мединский. Несколько вариантов конспекта по теме. Код материалов: История России Конспект №18.
Конспект по § 18. Культурное пространство
советского общества в 1920-е гг.
§ 18 кратко (малый конспект)
В 1920-е годы советская власть установила жёсткий контроль над культурной и интеллектуальной жизнью, что проявилось в высылке инакомыслящей интеллигенции на «Философском пароходе» и создании цензурных органов (Главлит, Главрепертком). В то же время культурная жизнь была динамичной: в среде эмиграции сформировалась яркая культура, а внутри страны шли поиски нового «пролетарского» искусства, возникали различные творческие объединения. Власть вела активную борьбу с церковью, поддерживая обновленческие течения и атеистическую пропаганду. Значительные усилия были направлены на ликвидацию неграмотности и развитие образования, хотя этот процесс сопровождался радикальными экспериментами. Наука развивалась, делая упор на прикладные исследования, что привело к серьёзным достижениям в различных областях знания.
Средний конспект по пунктам
1. Контроль над интеллектуальной жизнью общества.
- После событий в Кронштадте большевики усилили контроль.
- В августе 1921 г. состоялся процесс над «Петроградской боевой организацией», по которому был расстрелян поэт Н. Гумилёв.
- В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны около 80 представителей интеллигенции (так называемый «Философский пароход»), среди которых были философы Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин и социолог П. Сорокин.
- В 1922 г. был учреждён Главлит для контроля печати, а позже — Главрепертком для контроля репертуара театров.
- В 1925 г. было принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», где Н. Бухарин призвал интеллигенцию к поддержке марксистской идеологии.
2. Сменовеховство.
- Идеология сменовеховства, возникшая в эмигрантской среде (сборник «Смена вех», 1921 г., Прага), призывала к примирению с советской властью, видя в нэпе возвращение к буржуазно-демократическим порядкам.
- Главный идеолог — Н. Устрялов.
- Идеи способствовали возвращению в СССР некоторых деятелей культуры, например, писателя А. Толстого в 1923 г.
3. Культура русской эмиграции.
- Эмиграция внесла большой вклад в мировую культуру: конструктор И. Сикорский, изобретатель телевидения В. Зворыкин, балерина А. Павлова, художник М. Шагал.
- Нобелевская премия по литературе за 1933 г. была присуждена эмигранту И. Бунину.
- Первоначально культурные связи с зарубежьем сохранялись, но к середине 1930-х гг. они были практически разорваны.
4. Власть и церковь.
- Политика власти была направлена на подавление религии: аресты священников, закрытие и разрушение храмов.
- Власть поддержала обновленческое движение в церкви — «Живую церковь», которая к середине 1920-х гг. контролировала треть приходов.
- В 1925 г. был создан «Союз безбожников» для атеистической пропаганды.
5. Развитие образования.
- Главной задачей стала ликвидация неграмотности.
- 1920-е гг. — время педагогических экспериментов: отказ от уроков, оценок, стабильных программ.
- Несмотря на перекосы, к 1926 г. 3/4 городского и почти половина сельского населения были грамотны.
- В 1930 г. был осуществлён переход к всеобщему обязательному обучению.
- Больших успехов в воспитании беспризорников добился педагог А. Макаренко.
6. Наука и техника.
- Основной акцент на прикладные исследования для обороны и промышленности.
- Ключевые учёные и их достижения:
- Н. Вавилов — теория центров происхождения культурных растений.
- С. Лебедев — метод получения синтетического каучука.
- К. Циолковский — теория космических полётов.
- А. Иоффе — основатель Физико-технического института.
- В исторической науке господствовала школа М. Покровского, рассматривавшая историю с позиций классовой борьбы.
7. Начало «нового искусства».
- Возникло множество творческих объединений: имажинисты (С. Есенин), ЛЕФ (В. Маяковский), «Серапионовы братья» (М. Зощенко).
- Пролеткульт и РАПП пропагандировали «чистую пролетарскую культуру».
- В литературу пришли писатели-фронтовики: И. Бабель («Конармия»), М. Шолохов («Тихий Дон»), Д. Фурманов («Чапаев»).
- Развивалась сатира: М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров («Двенадцать стульев»).
- В изобразительном искусстве ведущей была группа АХРР (И. Бродский, М. Греков).
- В архитектуре и дизайне доминировал конструктивизм (проект «Башни Татлина» В. Татлина).
- Мировую известность получило кино С. Эйзенштейна («Броненосец „Потёмкин“»).
8. Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях.
- Пропагандировалась новая, революционная мораль (идеи А. Коллонтай).
- Сложилась система советских праздников: 1 Мая и 7 Ноября.
- Появились новые формы досуга: парки культуры, кино, танцплощадки.
- Были введены «революционные» имена (Владлен, Мэлор).
- В 1926 г. был принят новый Кодекс законов о браке и семье, упрощавший развод и отменявший церковный брак.
Дополнительный материал
Парадокс 1920-х годов в СССР заключался в сосуществовании жёсткого идеологического контроля и невероятного культурного бума. Этот период, известный как «золотой век советской науки фантастики», подарил миру романы А. Толстого «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина». Конструктивизм, возникший как сугубо советское явление, оказал огромное влияние на мировую архитектуру XX века. Интересно, что многие деятели культуры, как Сергей Прокофьев, уезжая, сохраняли советское гражданство, надеясь на либерализацию режима. «Философский пароход» 1922 года стал символом раскола русской культуры, а труды высланных философов, запрещённые в СССР, стали изучаться на родине лишь в конце 1980-х годов.
Вы смотрели: конспект по истории России к учебнику 10 класса §18. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.. Краткое содержание темы учебника. Несколько вариантов конспекта. Код материалов: История России Конспект №18.