История России Мединский §11-12

История России Мединский §11-12 «Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях». Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 10   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   Итоги >>

История России 10 класс § 11-12

11-12. Идеология и культура
в годы Гражданской войны.

1. Перемены в идеологии.
2. Политика новой власти в области образования и науки.
3. Власть и интеллигенция.
4. Отношение к Русской православной церкви.
5. Повседневная жизнь.
6. Общественные настроения.
7. Внешнее положение Советской России в конце Гражданской войны.

Содержание § 11-12 учебника.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В годы Гражданской войны идеологические ориентиры партии большевиков трансформировались. Идею государства-коммуны сменила концепция государства диктатуры пролетариата во главе с коммунистической партией. Образование, наука и культура в новом обществе должны были решать не только социальные, но и политические задачи. Религия и церковь рассматривались как пережитки старого строя, подлежащие постепенной ликвидации. Основным содержанием повседневной жизни большинства населения страны в годы Гражданской войны стала необходимость выживания в необычайно тяжёлых условиях разрушения привычного жизненного уклада, потери близких, отсутствия или дефицита жилья и питания. В этой тяжёлой ситуации политика большевиков сочетала жёсткость, прагматизм и умение работать с основными группами населения. В результате, несмотря на все трудности, большая часть рабочих, крестьянства и интеллигенции встала на сторону большевиков.

Гражданская война завершилась сохранением России как единого государства, ставшего ядром последующего объединения большинства народов бывшей империи. Но война закрепила заложенную ещё в предыдущее время традицию решать политические и социальные проблемы с опорой на силу. Лидеры ведущих западных держав рассматривали Советскую Россию в качестве изгоя. Несмотря на проигрыш белых, полноценными победителями в Гражданской войне нельзя назвать ни одну из сторон. Огромный ущерб был нанесён всему российскому обществу.

Вопросы и задания на стр.140

  1. Объясните название и смысл картины, приведённой в начале параграфа.
  2. Какие мероприятия большевиков в области культуры можно назвать революционными? Назовите не менее трёх таких мероприятий.
  3. Что такое пролетарская культура? Решением каких задач занимался Пролеткульт?
  4. В чём, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период? Сформулируйте не менее трёх противоречий.
  5. * Используя дополнительные источники информации, изучите деятельность Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. Какие цели преследовали большевики, борясь с неграмотностью?
  6. * Подготовьте небольшое сообщение о судьбе и творчестве одного из деятелей культуры в период революции и Гражданской войны (по своему выбору).
  7. * В чём проявлялось влияние идеологии на искусство в годы Гражданской войны? В каких областях искусства оно было наиболее сильным? Приведите примеры такого влияния.
  8. * Сделайте группой (распределите роли самостоятельно) презентацию о развитии науки в России в 1917 – начале 1920-х гг.
  9. Как развитие культуры России в период революции и Гражданской войны было связано с развитием европейской культуры в то же время? Приведите 2–3 факта.
  10. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о повседневной жизни в условиях революции и Гражданской войны на территории вашего региона.

Ответ на № 1. На картине «Крестьянская война» изображены события XVII века, когда крестьяне восстали против феодальной власти и эксплуатации. Название и смысл картины — показать борьбу крестьян за свои права и свободу, подчеркнуть их силу и единство в этой борьбе.

Ответ на № 2. Культурная деятельность большевиков, которую можно назвать революционной, включала в себя: запрет цензуры и свободы слова, создание профессиональных театров и музеев для народа, организацию массовых культурных мероприятий и фестивалей, поддержку национальных культур и языков.

Ответ на № 3. Пролетарская культура — это культура, созданная и ориентированная на интересы рабочего класса. Пролеткульт был организацией, занимавшейся развитием и внедрением пролетарской культуры. Она ставила перед собой задачу разрушения старых культурных ценностей, создания новой пролетарской эстетики и воспитания нового человека, свободного от буржуазных предрассудков.

Ответ на № 4. Противоречия большевистской культурной политики в послереволюционный период заключались в следующем: конфликт между стремлением сохранить национальные культуры и стремлением к единой пролетарской культуре; противоречие между свободой творчества и государственным контролем над искусством; противоречие между поддержкой массовой культуры и отношением к высокой культуре и интеллигенции.

Ответ на № 5*. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности была создана большевиками для борьбы с неграмотностью в стране. Основной задачей комиссии было обеспечение возможности получения образования всем населением и ликвидация неграмотности. Большевики рассматривали образование и грамотность как основу для развития нового общества и поддержки своей идеологии.

Ответ на № 6*. Анатолий Васильевич Луначарский родился в Полтаве в 1875 году. Советский общественный деятель Анатолий Луначарский вошел в историю, как яркая, неординарная личность с обостренным чувством справедливости. Талантливый оратор и публицист, Анатолий Васильевич сыграл огромную роль в свершении революции и дальнейших преобразований в стране. Более десяти лет политик находился на должности народного комиссара просвещения. В наследие потомкам Луначарский оставил богатое наследие, не теряющее актуальности и в современном мире.
В том же 1904 году против Луначарского началось очередное полицейское преследование. Чтобы избежать ареста, революционер уехал в Женеву, где его уже ожидали Владимир Ульянов и его соратники. Группа активистов во главе с Лениным планировала запустить в Европе выпуск новых газет большевистского толка.
Вскоре в РДСП возникли принципиальные разногласия, и партия стала раскалываться. Анатолий долго не мог определиться, чью сторону ему занять. Поначалу молодой деятель склонялся к меньшевикам и поддерживал их умеренные взгляды, однако позже Ленин смог убедить его войти во фракцию большевиков.
После провала первой революции деятель изменил свои идейные воззрения. Он стал все более отдаляться от большевиков, развивая собственную концепцию в виде этакого симбиоза марксизма и христианства. Луначарский представлял бога, как общемировую сущность, создания которой можно добиться коллективным трудом. В числе «богостроителей» были и такие известные личности, как М. Горький, В. Базаров и В. Богданов. Все эти новые идеи вызывали бурное недовольство со стороны Ленина и его сподвижников, считавших, что «богостроительство» абсолютно несовместимо с марксистскими идеалами.

Февральская революция показала, что спокойные времена давно прошли и всем пора включаться в активную борьбу с существующим режимом. Весной 1917-го революционер вернулся в Россию, оставив жену и детей в Швейцарии. На родине готовился Первый Съезд Советов, в котором Луначарскому предстояло принять участие в качестве депутата. На новой должности Анатолий Васильевич развернул бурную деятельность, связанную с вопросами образования и культуры.

Во время Гражданской войны проблема образования забыта не была. Несмотря на голод и разруху, почти все школы продолжали работать, принимая всех желающих. В этом состояла одна из главных заслуг народного комиссара. Интересный факт: в 1920-м СССР посетил писатель Герберт Уэллс, с удивлением отметивший высокий уровень образования по сравнению с царскими временами.

Луначарский поддерживал новые направления в искусстве, хотя это было непросто. В то же время Анатолий Васильевич считал, что пролетарскую культуру можно доносить исключительно с помощью реализма. (Источник: https://biographe.ru/politiki/anatolij-lunacharskij)

Ответ на № 7. Влияние идеологии на искусство в годы Гражданской войны проявилось во многих областях искусства, но наиболее сильно — в литературе и кинематографе.

В литературе идеология нашла отражение в создании так называемой «пролетарской литературы». Произведения этого направления были посвящены темам классовой борьбы, социальной справедливости и строительства социализма. Примером такого влияния может служить роман Михаила Солоухова «Тихий Дон», повествующий о жизни казачества в годы революции и гражданской войны. Это произведение стало символом времени и получило высокую оценку как в России, так и за рубежом.

В кинематографе идеология также оказала сильное влияние. Фильмы стали одним из основных средств пропаганды и массовой информации. Они рассказывали о революционных событиях, о героях борьбы за свободу и социализм. Примером такого влияния может служить фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», ставший классикой мирового кинематографа и символом революции.

Ответ на № 8*. Академия наук СССР была основана в 1925 году и стала преемницей Российской академии наук. Она стала центром научной деятельности в СССР и занималась организацией и координацией исследований в различных областях науки.

Академия наук СССР объединяла ученых разных специальностей и предоставляла им возможности для работы и развития. Она также занималась подготовкой и обучением молодых ученых, организацией конференций и семинаров, изданием научных журналов и публикаций.

Создание Академии наук стало важным шагом в развитии науки в СССР, основой для дальнейшего развития научных исследований и открытий, важных для построения социализма.

Ответ на № 9. В этот период происходило взаимное влияние и обмен идеями и творчеством между Россией и Европой. Первым событием связи русской и европейской культуры стало возникновение в России новых художественных течений, таких как кубизм и футуризм. Русские художники и поэты вдохновлялись идеями европейских авангардистов и применяли их в своем творчестве. Например, Марк Шагал и Владимир Маяковский были знакомы с творчеством пикториалистов и других европейских художников и использовали элементы кубизма и футуризма в своих работах.

Второй факт — влияние европейской литературы на русскую. В этот период в России активно переводились произведения таких европейских писателей, как Франц Кафка, Джеймс Джойс, Марсель Пруст. Эти произведения оказали значительное влияние на развитие русской литературы и послужили новыми источниками вдохновения для писателей.

Таким образом, развитие русской культуры в период революции и Гражданской войны было связано с развитием европейской культуры. Обмен идеями и творчеством между Россией и Европой стимулировал развитие обеих.

Ответ на № 10. Осенью 1917 г. в Самарской губернии фактически разгорается гражданская война, фронт которой пролегал между рабочими, солдатами, крестьянами, с одной стороны и помещиками с буржуазией – с другой.

Большую работу большевики по-прежнему осуществляли среди солдат самарского гарнизона. 12 сентября состоялось заседание военной организации большевиков, которую возглавлял Масленников. Было принято решение о создании специальных боевых отрядов для защиты революции. Вообще, решение о создании дружин вооруженных рабочих (Красной гвардии) было принято еще 9 апреля 1917 г., а 17 мая Совет рабочих депутатов избрал комиссию, ответственную за создание Красной гвардии. В комиссию входили три большевика Бакаев, Теплов и Милонов. Однако формированию вооруженных рабочих отрядов, да еще под контролем большевиков, активно противодействовали меньшевики и эсеры, и весной 1917 г. эта затея провалилась.

Только 26 сентября, опираясь на требования и поддержку самарских рабочих, Устав Красной гвардии был утвержден. Устав составил В.В. Куйбышев. Согласно Уставу, Красная гвардия была призвана выполнять следующие задачи: защита завоеваний революции; борьба с контрреволюцией; охранение жизни, безопасности и имущества всех граждан; усиление безопасности предприятий. В первую очередь вооруженные отряды рабочих-большевиков были созданы на Трубочном заводе, на железной дороге, на предприятиях, занимавшихся снабжением и снаряжением армии. С октября 1917 г. эти вооруженные отряды совместно с фабзавкомами приступили к охране предприятий и предотвращению саботажа. Была так же развернута энергичная кампания по вооружению отрядов красногвардейцев. Специальные представители были откомандированы в Москву, Петроград, Тулу и Казань для изыскания оружия.

С октября 1917 г. действия отрядов Красной гвардии перешли в активную фазу: борьба с саботажем владельцев предприятий, охрана этих предприятий, партийных и общественных учреждений, поддержание порядка, ликвидация черносотенных и контрреволюционных выступлении. Действия самарских рабочих активно поддержали солдаты гарнизона.

В начале октября, в Самаре, на совещании уездных комиссаров Временного правительства было признано, что ситуация вышла из-под контроля и власть утеряна. Крестьяне так же окончательно отказали в доверии временному правительству и партии эсеров. В. Власов, один из лидеров эсеров Поволжья, после свой командировки по сельскохозяйственной округе докладывал, что крестьяне склоняются в пользу лозунгов большевиков.

Осенью 1917 г. обозначились два основных пути дальнейшего политического развития: диктатура пролетариата или диктатура военных. Осенью же 1917 г. в Самаре резко выросло влияние большевиков, которые составляли большинство в двух советах. Меньшевики же раскололись на оборонцев и интернационалистов. Абсолютной победой большевиков закончились выборы в Городскую думу: за список большевистских депутатов было подано 20138 голосов и они получили 34 места. Куйбышева вообще предложили избрать городским головою.

С октября поднимается вопрос о передаче власти Советам. В этом отношении колебались только земельные комитеты, Совет крестьянских депутатов и гарнизонный Совет крестьянских депутатов, которые все еще поддерживали Временное правительство. Поэтому, хотя Совет рабочих депутатов 13 октября и потребовал немедленного перехода власти к Советам, окончательно этот вопрос 25 октября не мог быть решен.

25 октября в Самаре стало известно о событиях в Петрограде. На заседании исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов, состоявшемся в Белом доме (здание института культуры) Куйбышев огласил телеграммы о событиях в Петрограде и с полным правом потребовал передачи официальной власти в руки Советов. Воспротивились этому меньшевики, эсеры и представитель крестьянского совета Панюжев, покинувший в знак протеста заседание. По предложению меньшевика Преображенского, было решено перенести обсуждение вопроса о власти на другое время.

На новом собрании присутствовали не только исполкомы советов, но и представители фабзавкомов, профсоюзов, железнодорожников, самарского гарнизона. Председательствовал Куйбышев, в президиуме находились меньшевик Кабцан и эсер Одайкин. Против передачи власти большевикам были представители губернского и гарнизонного Советов крестьянских депутатов, эсеры и меньшевики. Противники передачи власти большевикам предложили созвать губернский всесословный съезд, который должен будет решить этот вопрос.

26 октября большевики, опираясь на поддержку меньшевиков-интернационалистов и эсеров максималистов, внесли предложение о немедленном переходе власти к Советам и признании Временного правительства низложенным. Однако это предложение не прошло, и большевики оказались в меньшинстве. Так же большевики отказались участвовать в созыве всесословного съезда, на котором бы их так же не поддержали. Они выбрали другую тактику. Большевиками было созвано объединенное заседание, на котором присутствовали не только члены исполкомов самарских Советов, но и все сторонники большевиков: представители фабзавкомов и профсоюзов, железнодорожного и типографского союзов, представители солдатских комитетов. Большевиков поддержали меньшевики-интернационалисты, еврейские социал-демократические организации.

По итогам голосования временное правительство поддержали 140 меньшевиков и эсеров, за большевиков проголосовали 441 человек. Однако следует отметить, что вопрос о переходе власти к большевикам был решен не населением губернии, а лидерами партий и общественно-политических организаций. Тогда же был создан Ревком, куда вошли 4 большевика (Герасимов, Куйбышев, Митрофанов, Тиунов) 1 меньшевик-интернационалист, 1 эсер-максималист. Отказались принимать участие в формировании органов новой власти Совет крестьянских депутатов, эсеры и меньшевики. (Источник: https://studfile.net/preview/4189903/page:14/)

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) издание декрета СНК «О ликвидации безграмотности»;
2) создание А. Эйнштейном общей теории относительности;
3) издание декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»;
4) опубликование модернистского романа Д. Джойса «Улисс»;
5) первая конференция Пролеткульта.

ОТВЕТ. Хронология событий: 2), 3), 5), 1), 4).

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «ликбез». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

ОТВЕТ. Ликбез – это массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР. В переносном смысле — обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления.
В России ХХ века с этим понятием связаны два исторических события:
— в 1919 году был издан декрет СНК «О ликвидации неграмотности», который предусматривал обязательное обучение всех граждан, а также создание школ и курсов для взрослых. Это был важный шаг в борьбе с неграмотностью и повышении образовательного уровня населения;
— в 1930-е годы в СССР была проведена широкомасштабная кампания по ликвидации неграмотности, получившая название «Великая Отечественная война с неграмотностью». В рамках этой кампании были организованы школы для взрослых, агитбригады и курсы по подготовке неграмотных учителей.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.

 


Вы смотрели: История России Мединский §11-12. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 10   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   Итоги >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней