История России Мединский §11-12

История России Мединский §11-12 «Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях». Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 10   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   Итоги >>

История России 10 класс § 11-12

11-12. Идеология и культура в годы Гражданской войны.

1. Перемены в идеологии.
2. Политика новой власти в области образования и науки.
3. Власть и интеллигенция.
4. Отношение к Русской православной церкви.
5. Повседневная жизнь.
6. Общественные настроения.
7. Внешнее положение Советской России в конце Гражданской войны.


ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В годы Гражданской войны идеологические ориентиры партии большевиков трансформировались. Идею государства-коммуны сменила концепция государства диктатуры пролетариата во главе с коммунистической партией. Образование, наука и культура в новом обществе должны были решать не только социальные, но и политические задачи. Религия и церковь рассматривались как пережитки старого строя, подлежащие постепенной ликвидации. Основным содержанием повседневной жизни большинства населения страны в годы Гражданской войны стала необходимость выживания в необычайно тяжёлых условиях разрушения привычного жизненного уклада, потери близких, отсутствия или дефицита жилья и питания. В этой тяжёлой ситуации политика большевиков сочетала жёсткость, прагматизм и умение работать с основными группами населения. В результате, несмотря на все трудности, большая часть рабочих, крестьянства и интеллигенции встала на сторону большевиков.

Гражданская война завершилась сохранением России как единого государства, ставшего ядром последующего объединения большинства народов бывшей империи. Но война закрепила заложенную ещё в предыдущее время традицию решать политические и социальные проблемы с опорой на силу. Лидеры ведущих западных держав рассматривали Советскую Россию в качестве изгоя. Несмотря на проигрыш белых, полноценными победителями в Гражданской войне нельзя назвать ни одну из сторон. Огромный ущерб был нанесён всему российскому обществу.

Вопросы и задания на стр.140

  1. Объясните название и смысл картины, приведённой в начале параграфа.
  2. Какие мероприятия большевиков в области культуры можно назвать революционными? Назовите не менее трёх таких мероприятий.
  3. Что такое пролетарская культура? Решением каких задач занимался Пролеткульт?
  4. В чём, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период? Сформулируйте не менее трёх противоречий.
  5. * Используя дополнительные источники информации, изучите деятельность Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. Какие цели преследовали большевики, борясь с неграмотностью?
  6. * Подготовьте небольшое сообщение о судьбе и творчестве одного из деятелей культуры в период революции и Гражданской войны (по своему выбору).
  7. * В чём проявлялось влияние идеологии на искусство в годы Гражданской войны? В каких областях искусства оно было наиболее сильным? Приведите примеры такого влияния.
  8. * Сделайте группой (распределите роли самостоятельно) презентацию о развитии науки в России в 1917 – начале 1920-х гг.
  9. Как развитие культуры России в период революции и Гражданской войны было связано с развитием европейской культуры в то же время? Приведите 2–3 факта.
  10. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о повседневной жизни в условиях революции и Гражданской войны на территории вашего региона.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) издание декрета СНК «О ликвидации безграмотности»;
2) создание А. Эйнштейном общей теории относительности;
3) издание декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»;
4) опубликование модернистского романа Д. Джойса «Улисс»;
5) первая конференция Пролеткульта.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «ликбез». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2–3 аргументами.

 


Вы смотрели: История России Мединский §11-12. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 10   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   Итоги >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней