История России Мединский §14

История России Мединский §14 «Экономическое и социальное развитие в годы нэпа». Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 13   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 15 >>

14. Экономическое и социальное
развитие в годы нэпа

1. Замена продразвёрстки в деревне единым продналогом.
2. Нэп в промышленности.
3. Стимулирование кооперации.
4. Финансовая реформа Г. Сокольникова.
5. Создание Госплана и противоречия нэпа.

История России Мединский §14

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Осуществление новой экономической политики привело к насыщению товарного рынка и способствовало восстановлению экономики. Повысился общий уровень жизни населения. Однако для вывода экономики на качественно новый уровень требовались крупные инвестиции, источником которых нэп стать не мог. Это обусловило предпосылки к его свёртыванию.

Вопросы и задания (стр.164)

  1. Рассмотрите приведённый в начале параграфа плакат. Какие преимущества продналога на нём отражены?
  2. Какие сферы экономики в годы нэпа государство сохранило за собой, в каких допустило частнопредпринимательскую деятельность?
  3. Заполните таблицу «Сущность нэпа», отразив в ней основные преобразования в сельском хозяйстве, промышленности и социальной сфере.
  4. * Сравните основные черты экономической политики в годы «военного коммунизма» и в годы нэпа. Укажите не менее двух общих характеристик и не менее трёх различий.
  5. Переход к нэпу был негативно воспринят многими большевиками. Эту политику даже называли «экономическим Брестом». Как вы понимаете такую характеристику? Почему часть большевиков была недовольна нэпом?
  6. Что общего имел нэп с развитием экономики в странах Запада в 1920-е гг.? В чём состояли различия?
  7. * Существует точка зрения, что «нэп был отклонением от коммунистического пути развития страны». Опираясь на исторические факты, приведите 2–3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же опровергающих её. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «продналог». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
История России Мединский §14

  • 1. Почему государство пошло на введение продналога?
  • 2. Куда направлялись основные средства от него?
  • 3. Докажите, что продналог был в экономическом смысле явлением прогрессивным.
  • 4. Какие изменения в экономической деятельности крестьян влекло за собой введение продналога?
  • 5. К каким последствиям оно привело?

МНЕНИЕ УЧЁНОГО

  • Прочитайте отрывок из работы экономиста А. Зельднера и ответьте на вопросы.
    «Нэп неоднозначно воспринимался пролетариатом и крестьянством. Нарушение ценовой сбалансированности в 1927–1928 гг. привело к введению „заборных книжек“ – карточной системы снабжения рабочих продуктами, и для пролетариата нэп и нэпманы становились причиной ухудшения их материального положения. Нэп явился камнем преткновения на путях к светлому будущему, следовательно, он был обречён. И, наконец, нэп просто было некому защитить».
  • 1. Какие приводятся аргументы, доказывающие, что нэп «был обречён»?
  • 2. Можно ли согласиться с мнением экономиста? Свою точку зрения обоснуйте.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.

История России Мединский §14


Вы смотрели: История России Мединский §14. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 13   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 15 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней