История России Мединский §14 «Экономическое и социальное развитие в годы нэпа». Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 13 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 15 >>
14. Экономическое и социальное
развитие в годы нэпа
1. Замена продразвёрстки в деревне единым продналогом.
2. Нэп в промышленности.
3. Стимулирование кооперации.
4. Финансовая реформа Г. Сокольникова.
5. Создание Госплана и противоречия нэпа.
История России Мединский §14
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Осуществление новой экономической политики привело к насыщению товарного рынка и способствовало восстановлению экономики. Повысился общий уровень жизни населения. Однако для вывода экономики на качественно новый уровень требовались крупные инвестиции, источником которых нэп стать не мог. Это обусловило предпосылки к его свёртыванию.
Вопросы и задания (стр.164)
- Рассмотрите приведённый в начале параграфа плакат. Какие преимущества продналога на нём отражены?
- Какие сферы экономики в годы нэпа государство сохранило за собой, в каких допустило частнопредпринимательскую деятельность?
- Заполните таблицу «Сущность нэпа», отразив в ней основные преобразования в сельском хозяйстве, промышленности и социальной сфере.
- * Сравните основные черты экономической политики в годы «военного коммунизма» и в годы нэпа. Укажите не менее двух общих характеристик и не менее трёх различий.
- Переход к нэпу был негативно воспринят многими большевиками. Эту политику даже называли «экономическим Брестом». Как вы понимаете такую характеристику? Почему часть большевиков была недовольна нэпом?
- Что общего имел нэп с развитием экономики в странах Запада в 1920-е гг.? В чём состояли различия?
- * Существует точка зрения, что «нэп был отклонением от коммунистического пути развития страны». Опираясь на исторические факты, приведите 2–3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же опровергающих её. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «продналог». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
- 1. Почему государство пошло на введение продналога?
- 2. Куда направлялись основные средства от него?
- 3. Докажите, что продналог был в экономическом смысле явлением прогрессивным.
- 4. Какие изменения в экономической деятельности крестьян влекло за собой введение продналога?
- 5. К каким последствиям оно привело?
МНЕНИЕ УЧЁНОГО
- Прочитайте отрывок из работы экономиста А. Зельднера и ответьте на вопросы.
«Нэп неоднозначно воспринимался пролетариатом и крестьянством. Нарушение ценовой сбалансированности в 1927–1928 гг. привело к введению „заборных книжек“ – карточной системы снабжения рабочих продуктами, и для пролетариата нэп и нэпманы становились причиной ухудшения их материального положения. Нэп явился камнем преткновения на путях к светлому будущему, следовательно, он был обречён. И, наконец, нэп просто было некому защитить». - 1. Какие приводятся аргументы, доказывающие, что нэп «был обречён»?
- 2. Можно ли согласиться с мнением экономиста? Свою точку зрения обоснуйте.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.
Вы смотрели: История России Мединский §14. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 13 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 15 >>