История России Мединский §18 «Культурное пространство советского общества в 1920-е гг». Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 17 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 19 >>
18. Культурное пространство
советского общества в 1920-е гг.
Страницы: 194–205. ТЕМЫ параграфа:
- Контроль над интеллектуальной жизнью общества.
- Сменовеховство.
- Культура русской эмиграции.
- Власть и церковь.
- Развитие образования.
- Наука и техника.
- Начало «нового искусства».
- Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Политика советской власти в области культуры вдохновлялась стремлением к демократизации культурной жизни, приобщению всего общества к достижениям культуры и искусства, ранее доступным только образованной элите. Несмотря на эмиграцию многих деятелей культуры, была сохранена преемственность в развитии науки и образования. Открытость и динамичность общественной жизни способствовали тому, что 1920-е гг. были весьма плодотворны для развития отечественной культуры.
Вопросы и задания (стр.205)
- На примере Дома-мастерской К. Мельникова и Дома культуры им. И. Русакова выделите черты конструктивизма.
- Назовите не менее трёх основных черт «нового советского искусства». Чем советский авангард отличался от зарубежного?
- Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
- * Сравните идеи общественно-публицистических сборников «Вехи» и «Смена вех». Выделите не менее трёх различий.
- Какое значение придавала власть строительству новой школы в 1920-е гг.? Выделите положительные и отрицательные стороны этого процесса.
- Какие произведения литературы и кинематографа 1920-х гг. вы читали/смотрели? Обсудите в классе свои оценки этих произведений.
- Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о любом деятеле культуры 1920-х гг. (по своему выбору).
- Приведите несколько примеров взаимодействия советской и зарубежной науки и культуры в 1920-е гг.
- * Сравните судьбы поэтов А. Блока, С. Есенина, Н. Гумилёва, В. Маяковского, М. Цветаевой. Почему финал их жизни оказался трагическим?
- Выявите характерные черты быта и повседневной жизни в СССР в 1920-е гг. Для этого используйте дополнительные источники (литература, кинофильмы, изобразительное искусство эпохи), в том числе региональный материал.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «сменовеховство». Приведите два исторических факта, конкретизирующих его применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
- 1. Как вы считаете, что заставило правительство издать данный декрет?
- 2. Что делалось властями для улучшения положения учёных?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ». Худ. фильм, реж. Н. Михалков, 1974 г.
Вы смотрели: История России Мединский §18. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 17 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 19 >>