История России Мединский §19 «Великий перелом». Индустриализация. Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 18 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 20 >>
19. «Великий перелом».
Индустриализация.
Страницы: 207–218. ТЕМЫ параграфа:
- Разработка и принятие плана первой пятилетки.
- «Великий перелом».
- Ход и особенности советской индустриализации.
- Издержки индустриализации.
- Итоги курса на индустриальное развитие.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Ценой трудового героизма и энтузиазма населения, мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов (включая труд заключённых системы ГУЛАГ) СССР добился экономической независимости. Советская промышленность была способна производить любой вид продукции. В стране была создана индустриальная база, соответствующая уровню передовых капиталистических государств.
Вопросы и задания (стр.219)
- Рассмотрите плакаты в начале параграфа и объясните, с какой целью они выпускались.
- Какие задачи была призвана решить форсированная индустриализация? Сформулируйте не менее трёх задач.
- Почему кризис 1929–1933 гг. и Великая депрессия практически не затронули советскую экономику?
- В параграфе отмечаются возросшие темпы роста городского населения страны в 1930-е гг. Укажите не менее трёх причин, заставлявших жителей деревень переселяться в города.
- Первая пятилетка прошла под лозунгом «Техника решает всё!». Лозунг II пятилетки – «Кадры решают всё!». О чём они свидетельствуют?
- Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о процессе индустриализации в 1930-е гг. в вашем регионе.
- * Сравните развитие промышленности СССР и стран Запада в 1930-е гг. Какие сходства и различия можно найти в этих процессах?
- Сравните модернизационную политику С. Витте и индустриализацию 1930-х гг. Выделите и назовите общие и отличительные черты.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) статья Сталина «Год великого перелома»;
2) начало «нового курса» Ф. Рузвельта;
3) отмена карточной системы;
4) «Шахтинское дело»;
5) закрытие бирж труда в СССР.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «пятилетка». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
- 1. Какие задачи стояли перед страной при проведении индустриализации?
- 2. Какие значимые результаты I пятилетки отражены в тексте документа?
- 3. В чём вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны?
МНЕНИЕ УЧЁНОГО
- Прочитайте выдержки из работы историка В. Логинова и ответьте на вопрос.
«Индустриализация проводилась ускоренными темпами, но и требовала жертв. Норма накопления в национальном доходе составляла 25–27 % в год. Это означало, что ресурсы на потребление ограничивались, а темпы экономического роста составляли 12–15 %. Таких высоких показателей экономического роста в 30-х годах XX в. другие страны мира ещё не достигали. В США в то время был экономический кризис, в странах Западной Европы (кроме Германии) наблюдалась стагнация, поэтому наша страна, использующая для индустриализации в основном собственные ресурсы, была наиболее быстро развивающейся державой». - Согласны ли вы с приведённой позицией? Свой ответ аргументируйте.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«ВРЕМЯ, ВПЕРЁД». Худ. фильм, реж. М. Швейцер, 1965 г.
Вы смотрели: История России Мединский §19. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 18 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 20 >>