История России Мединский §30. Битва за Москву и блокада Ленинграда. Учебник для 10 класса. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 29 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 31 >>
§30. Битва за Москву и блокада Ленинграда
- Почему Красной Армии удалось отстоять Москву и Ленинград?
Изображения. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года». Художник К. Юон. 1949 г.
Этот легендарный парад был совсем не похож на те, что столько раз видела Красная площадь. На нём не было зрителей, а солдаты были одеты не в парадную, а в походную форму: отсюда они отправлялись сразу на фронт.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: • Антигитлеровская коалиция • План «Тайфун» • Блокада
§30. Страницы учебника 322-335.
ТЕМЫ параграфа 30:
1. Москва готовится к обороне.
2. Укрощение «Тайфуна».
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Жуков Георгий Константинович (1896-1974). Космодемьянская Зоя Анатольевна (1923-1941). Герои-панфиловцы. Могила Неизвестного Солдата
3. Непокорённый Ленинград.
4. Дорога жизни.
5. Контрнаступление под Москвой.
6. Начало формирования антигитлеровской коалиции.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. Вопросы и задания на стр.336–337
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
В результате поражения немецко-фашистских войск под Москвой их удалось отбросить от столицы на 100–250 км. Были полностью освобождены Московская, Калининская, Тульская и Рязанская области, часть Смоленской и Орловской областей.
Потери врага составили около 500 тыс. человек. Были уничтожены 1300 танков, на полях сражений остались тысячи машин, мотоциклов, артиллерийских орудий и другой техники.
Для сравнения: потери немецкой армии в ходе разгрома и захвата Польши составили всего 44 тыс. человек, а при разгроме Франции в 1940 г. – 154 тыс. человек.
Вражеский план молниеносной войны был окончательно сорван. Не сумев захватить Москву и Ленинград, разгромить Советский Союз в скоротечной военной кампании, Германия была обречена вести затяжную войну на истощение. Её исход зависел теперь не только от происходящего на полях сражений, но и от способности государства мобилизовать все свои ресурсы.
После войны в ходе суда над главными нацистскими преступниками в Нюрнберге одного из подсудимых, начальника штаба вермахта В. Кейтеля, спросили, когда он начал понимать, что планы Гитлера победить Советский Союз терпят крах. В ответ он произнёс только одно слово: «Москва».
Вопросы и задания на стр.336–337
№ 1. Рассмотрите изображение в начале параграфа. Какое влияние оказал парад 7 ноября 1941 г. в Москве на жителей города и красноармейцев? Выясните, в каких ещё городах прошли в этот же день парады.
№ 2. Благодаря чему удалось остановить немецкие войска под Москвой, а затем отбросить их от столицы? Сформулируйте не менее трёх объяснений.
№ 3. Продолжите составлять хронику основных сражений Великой Отечественной войны.
№ 4. Известно, что многие военачальники (например, маршал Г. Жуков) отмечали особую роль Московской битвы в Великой Отечественной войне. Какое значение для всего хода Второй мировой войны имела битва за Москву? Приведите не менее трёх положений.
№ 5. * Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Битва за Москву». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
№ 6. Почему возникла антигитлеровская коалиция? Сформулируйте 2–3 объяснения. Перечислите трудности, которые возникали при её формировании.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «Отечественная война». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
- 1. О каком сражении идёт речь? По каким признакам вы это определили?
2. Какие причины потерь немцев указывает автор?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. «ДВА БОЙЦА». Худ. фильм, реж. Л. Луков, 1943 г., 1963 г.
2. «28 ПАНФИЛОВЦЕВ». Худ. фильм, реж. К. Дружинин, А. Шальопа, 2016 г.
Вы смотрели: История России Мединский §30. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 29 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 31 >>