История России Мединский §32. Единство фронта и тыла. Учебник для 10 класса. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 31 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 33 >>
§32. Единство фронта и тыла
- Какую роль сыграл тыл в победе Советского Союза над нацистской Германией?
Изображения. ЧЕМ КРЕПЧЕ ТЫЛ — ТЕМ КРЕПЧЕ ФРОНТ! Плакаты военного времени
«Время не имеет власти над величием того, что мы пережили в войну. А народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой Победе». Маршал Г. Жуков
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: • Совет по эвакуации • Ленд-лиз • Народное ополчение.
§32. Страницы учебника 354-370.
ТЕМЫ параграфа 32:
1. Чудо эвакуации.
2. Вклад советской военной экономики в Победу.
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ. Вознесенский Николай Алексеевич (1903-1950)
3. Поставки по ленд-лизу.
4. Хлеб – тоже оружие.
5. Патриотизм советских людей.
6. Государство и Церковь в годы войны.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. Вопросы и задания на стр.371.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне стала возможна благодаря единству фронта и тыла.
Основы этой победы – не только военной, но и экономической – были заложены в годы довоенных пятилеток, когда был взят курс на обеспечение обороноспособности страны, индустриализацию и коллективизацию.
Созданная в 1930-е гг. плановая экономика позволила провести беспрецедентную в мировой истории эвакуацию, в сжатые сроки развернуть производство и восполнить огромные потери вооружения в первые два года войны.
Деятельность руководства страны была направлена на консолидацию общества во имя разгрома врага. Эти усилия были поддержаны патриотическим порывом миллионов рядовых граждан – представителей всех народов Советского Союза.
Благодаря трудовому подвигу советского народа и эффективной работе государственного механизма начиная с середины 1942 г. удалось сначала добиться паритета, а затем и превзойти Германию по выпуску важнейших видов военной продукции. При этом вооружение Красной Армии по ключевым параметрам не уступало, а зачастую и превосходило оружие и технику Германии и её союзников.
Ещё до победоносного окончания войны в регионах, освобождённых от врага, началось восстановление промышленности и сельского хозяйства.
Вопросы и задания на стр.371
№ 1. Какие задачи встали перед советской экономикой после начала Великой Отечественной войны? Сформулируйте не менее трёх задач. Какие мероприятия были проведены для их решения? Укажите не менее трёх мероприятий.
№ 2. Сформулируйте 2–3 объяснения трудового героизма советских людей в годы войны.
№ 3. Приведите примеры, подтверждающие факт очень быстрого формирования добровольных отрядов ополчения в период Великой Отечественной войны.
№ 4. Поэт М. Кульчицкий, погибший во время Великой Отечественной войны, написал такие строки: «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа…» Как вы понимаете эту метафору?
№ 5. Изучите таблицу «Объёмы транспортируемых военных грузов в СССР из США и Великобритании в годы Великой Отечественной войны».
- Какие выводы об объёмах поставок военных грузов можно сделать, опираясь на материал таблицы?
№ 6. Проанализируйте меры по мобилизации трудоспособного населения и организации рабочего времени в военные годы.
№ 7. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о роли, которую сыграли в переводе экономики страны на военные рельсы Н. Шверник, М. Первухин, Н. Вознесенский.
№ 8. Сравните отношение советской власти к Русской православной церкви и верующим других конфессий до начала Великой Отечественной войны и во время неё. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трёх различий).
№ 9. Чем положение советских людей в тылу отличалось от положения населения в других воюющих странах?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «ленд-лиз». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
- 1. Каким образом глава Русской православной церкви определяет смысл и значение войны с Германией? 2. К чему он призывает верующих?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. «ОСОБО ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ». Худ. фильм, реж. Е. Матвеев, 1980 г
2. «ОТЕЦ СОЛДАТА». Худ. фильм, реж. Р. Чхеидзе, 1964 г.
3. «ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ». Худ. фильм, реж. А. Герман, 1971 г.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Атлас Победы. Великая Отечественная война 1941 –1945 гг. М.: Просвещение, 2016
Гареев М. Полководцы Победы и их военное значение. М.: ИНСАН, 2003 Никифоров Ю., Ржешевский О. Великая Отечественная война. Книга для чтения. М.: Просвещение, 2015
Драбкин А., Исаев А. История Великой Отечественной войны 1941 –1945 гг. М.: Эксмо, 2018
Яров С. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда. М.: Молодая гвардия, 2013
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бондарев Ю. Горячий снег.
Катаев В. Сын полка.
Козлов В. Витька с Чапаевской улицы.
Осеева В. Васёк Трубачёв и его товарищи.
Полевой Б. Повесть о настоящем человеке.
Раковская Н. Мальчик из Ленинграда.
Симонов К. Живые и мёртвые.
Фадеев А. Молодая гвардия.
Вы смотрели: История России Мединский §32. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 31 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 33 >>