История России Мединский §33. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны. Учебник для 10 класса. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 32 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ
§33. Сталинградская битва. Начало
коренного перелома в ходе войны
- Каково было историческое значение Сталинградской битвы?
Изображения. Дом Павлова» в наши дни. Скульптура «Родина-мать». Е. Вучетич, В. Матросов, А. Новиков, А. Тюренков, Я. Белопольский, В. Дёмин.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: • Коренной перелом • Операция «Кольцо» • Приказ № 227 («Ни шагу назад!») • Операция «Марс» • Операция «Уран».
§33. Страницы учебника 374-387.
ТЕМЫ параграфа 33:
1. Боевые действия весной и в начале лета 1942 г.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Оборона каменоломен Аджимушкая. Павличенко Людмила Михайловна (1916-1974)
2. «Ни шагу назад!»
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Куников Цезарь Львович (1909-1943)
4. Сражение за Сталинград.
5. Контрнаступление под Сталинградом.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Василевский Александр Михайлович (1895-1977)
6. Ликвидация окружённой группировки врага.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Покрышкин Александр Иванович (1913-1985)
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. Вопросы и задания на стр.388.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Сокрушительная победа Красной Армии под Сталинградом означала, что в Великой Отечественной войне произошёл перелом.
Разгром немецкой и двух румынских армий коренным образом изменил стратегическую ситуацию на южном фланге советско-германского фронта. Советские войска получили возможность вести успешное наступление и на других направлениях – в январе 1943 г. Красная Армия перешла в наступление на Северном Кавказе. Немецкому командованию пришлось начать поспешный отход. На Северо-Западном направлении удалось прорвать блокаду Ленинграда.
Прошедшие через горнило Сталинградской битвы дивизии и корпуса Красной Армии приобрели бесценный победный опыт, поверили в свои силы. Армии, участвовавшие в разгроме врага, получили звание гвардейских.
Эхо этой грандиозной победы Красной Армии прокатилось по всему миру. В оккупированных гитлеровцами странах Европы усилилось движение Сопротивления: слово «Сталинград», как пароль, передавалось из уст в уста.
Союзники СССР пришли к окончательному выводу, что Красная Армия не проиграет войну.
Вопросы и задания на стр.388
№ 1. Что символизирует монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане?
№ 2. Каковы были планы воюющих сторон на 1942 г.? В чём причины неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковом?
№ 3. Почему главным направлением летнего наступления 1942 г. немцы избрали Сталинград? Каковы были последствия этого наступления?
№ 4. Какую роль сыграл приказ наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г. в борьбе с войсками вермахта?
№ 5. В письме президента США Ф. Рузвельта премьер-министру Великобритании У. Черчиллю говорилось: «Наши народы не могут не видеть, что русские убивают больше немцев и уничтожают больше вражеского снаряжения, чем США и Англия, вместе взятые». Используя знания из курса всеобщей истории, приведите факты, доказывающие, что основное бремя борьбы с нацизмом в 1942 г. несли СССР и советский народ.
№ 6. В последние дни Сталинградской битвы и сразу же после неё в Германии прошла тотальная мобилизация. В частности, было предписано закрыть многие торговые и ремесленные предприятия. Оцените эти факты с точки зрения вывода о начале коренного перелома в ходе войны.
№ 7. Подберите отрывки из воспоминаний участников Сталинградской битвы, а также из художественных произведений, отражающих ожесточённость этих сражений. Подготовьте краткое сообщение по результатам исследования.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «коренной перелом». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из воспоминаний и ответьте на вопросы.
- 1. Название какой стратегической высоты упоминается в источнике? 2. Какие преимущества, по мнению автора, давало обладание этой высотой? 3. Какой архитектурный объект был впоследствии воздвигнут на этой высоте? Кто его автор?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«ГОРЯЧИЙ СНЕГ». Худ. фильм, реж. Г. Егиазаров, 1972 г.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Некрасов В. В окопах Сталинграда.
Шолохов М. Судьба человека; Они сражались за Родину.
Вы смотрели: История России Мединский §33. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 32 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ