История России Мединский §33

История России Мединский §33. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны. Учебник для 10 класса. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 32   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ

§33. Сталинградская битва. Начало
коренного перелома в ходе войны

  • Каково было историческое значение Сталинградской битвы?

Изображения. Дом Павлова» в наши дни. Скульптура «Родина-мать». Е. Вучетич, В. Матросов, А. Новиков, А. Тюренков, Я. Белопольский, В. Дёмин.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: • Коренной перелом • Операция «Кольцо» • Приказ № 227 («Ни шагу назад!») • Операция «Марс» • Операция «Уран».

§33. Страницы учебника 374-387.

История России Мединский §33

ТЕМЫ параграфа 33:
1. Боевые действия весной и в начале лета 1942 г.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Оборона каменоломен Аджимушкая. Павличенко Людмила Михайловна (1916-1974)
2. «Ни шагу назад!»
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Куников Цезарь Львович (1909-1943)
4. Сражение за Сталинград.
5. Контрнаступление под Сталинградом.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Василевский Александр Михайлович (1895-1977)
6. Ликвидация окружённой группировки врага.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Покрышкин Александр Иванович (1913-1985)
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. Вопросы и задания на стр.388.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ТЕКСТ параграфа

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Сокрушительная победа Красной Армии под Сталинградом означала, что в Великой Отечественной войне произошёл перелом.

Разгром немецкой и двух румынских армий коренным образом изменил стратегическую ситуацию на южном фланге советско-германского фронта. Советские войска получили возможность вести успешное наступление и на других направлениях – в январе 1943 г. Красная Армия перешла в наступление на Северном Кавказе. Немецкому командованию пришлось начать поспешный отход. На Северо-Западном направлении удалось прорвать блокаду Ленинграда.

Прошедшие через горнило Сталинградской битвы дивизии и корпуса Красной Армии приобрели бесценный победный опыт, поверили в свои силы. Армии, участвовавшие в разгроме врага, получили звание гвардейских.

Эхо этой грандиозной победы Красной Армии прокатилось по всему миру. В оккупированных гитлеровцами странах Европы усилилось движение Сопротивления: слово «Сталинград», как пароль, передавалось из уст в уста.

Союзники СССР пришли к окончательному выводу, что Красная Армия не проиграет войну.

Вопросы и задания на стр.388

№ 1. Что символизирует монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане?

№ 2. Каковы были планы воюющих сторон на 1942 г.? В чём причины неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковом?

№ 3. Почему главным направлением летнего наступления 1942 г. немцы избрали Сталинград? Каковы были последствия этого наступления?

№ 4. Какую роль сыграл приказ наркома обороны № 227 от 28 июля 1942 г. в борьбе с войсками вермахта?

№ 5. В письме президента США Ф. Рузвельта премьер-министру Великобритании У. Черчиллю говорилось: «Наши народы не могут не видеть, что русские убивают больше немцев и уничтожают больше вражеского снаряжения, чем США и Англия, вместе взятые». Используя знания из курса всеобщей истории, приведите факты, доказывающие, что основное бремя борьбы с нацизмом в 1942 г. несли СССР и советский народ.

№ 6. В последние дни Сталинградской битвы и сразу же после неё в Германии прошла тотальная мобилизация. В частности, было предписано закрыть многие торговые и ремесленные предприятия. Оцените эти факты с точки зрения вывода о начале коренного перелома в ходе войны.

№ 7. Подберите отрывки из воспоминаний участников Сталинградской битвы, а также из художественных произведений, отражающих ожесточённость этих сражений. Подготовьте краткое сообщение по результатам исследования.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «коренной перелом». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из воспоминаний и ответьте на вопросы.

Из книги генерал-майора А. Родимцева «Гвардейцы стояли насмерть»

  • 1. Название какой стратегической высоты упоминается в источнике? 2. Какие преимущества, по мнению автора, давало обладание этой высотой? 3. Какой архитектурный объект был впоследствии воздвигнут на этой высоте? Кто его автор?

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«ГОРЯЧИЙ СНЕГ». Худ. фильм, реж. Г. Егиазаров, 1972 г.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Некрасов В. В окопах Сталинграда.
Шолохов М. Судьба человека; Они сражались за Родину.

 


Вы смотрели: История России Мединский §33. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 32   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней