История России Мединский §35. «Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР. Учебник для 10 класса. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 34 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ
§35. «Десять сталинских ударов» и изгнание врага с территории СССР
- Коренной перелом завершился в 1943 г., но война продолжалась ещё долгих 1,5 года. Почему путь к окончательной победе над врагом оказался таким трудным и сложным?
Изображения. Плакаты военных лет: Дойдем до Берлина! Красной армии СЛАВА!
ТЕМЫ параграфа:
1. Обстановка на фронтах к началу 1944 г.
2. Полное снятие блокады Ленинграда.
3. Освобождение Правобережья Днепра.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Маргелов Василий Филиппович (1908-1990)
4. Освобождение Крыма.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Ольшанский Константин Фёдорович (1915-1944)
5. Поражение Финляндии.
6. Освобождение Белорусской ССР.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Рокоссовский Константин Константинович (1896-1968)
7. «Парад побеждённых».
8. Освобождение Прибалтики.
9. Львовско-Сандомирская операция.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Вопросы и задания на стр.416
§35. Страницы учебника 406-415.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
К концу 1944 г. советские войска не только завершили изгнание врага с территории Советского Союза, но и вступили на территорию Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Северной Норвегии, вышли на границы Финляндии и Восточной Пруссии. Были созданы условия для окончательного разгрома Германии.
В этих сражениях ярко проявилось превосходство полководческого искусства советских маршалов и генералов над немецкими. Советское командование сумело осуществить целую серию грандиозных по масштабам успешных наступательных операций на всём протяжении фронта.
При этом благодаря возросшему мастерству бойцов и командиров потери советских войск были меньше, чем у отчаянно сопротивлявшихся войск противника. Так, в ходе Белорусской наступательной операции враг потерял не менее 350 тыс. человек только убитыми и попавшими в плен, не считая раненых. Соответствующие потери Красной Армии были в 2 раза меньше. Ещё более впечатляющим было соотношение потерь в ходе разгрома немецкой армии при освобождении Крыма: немцы потеряли убитыми не менее 70 тыс., а советские войска – 18 тыс. человек. Такое соотношение потерь сохранялось до конца войны.
Вопросы и задания на стр.416
№ 1. Какую идею отражают плакаты в начале параграфа?
№ 2. Составьте хронологическую таблицу «Изгнание врага с территории СССР в 1944 г.».
№ 3. Какие военные операции из перечисленных ниже относятся к 1944 г.? Выберите все верные ответы.
а) Львовско-Сандомирская
б) Московская
в) Сталинградская
г) Ясско-Кишинёвская
д) Курская
е) Корсунь-Шевченковская
ж) Ржевско-Вяземская.
№ 4. * Существует точка зрения, что «второй фронт сыграл значительную роль в продвижении войск Советского Союза в 1944 г.». Приведите 2–3 аргумента, опровергающих её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
№ 5. Подготовьте небольшое сообщение-характеристику об одном из военачальников (на свой выбор) времён Великой Отечественной войны и организуйте стенд в классе (выставку в школе).
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) выход советских войск на румынскую границу;
2) Петсамо-Киркенесская операция;
3) Белорусская наступательная операция советских войск;
4) открытие второго фронта во Франции;
5) полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «второй фронт». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из исторических источников и выполните задание.
- 1. Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. 2. Укажите кодовое название операции, проведённой Красной Армией в ходе этой битвы. 3. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на необходимость применения оборонительной тактики накануне генерального наступления наших войск.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. «ОСВОБОЖДЕНИЕ». Худ. фильм, реж. Ю. Озеров, 1968 –1972 гг
2. «ЗВЕЗДА». Худ. фильм, реж. Н. Лебедев, 2002 г.
3. «В АВГУСТЕ 44-го». Худ. фильм, реж. М. Пташук, 2000 г.
Вы смотрели: История России Мединский §35. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 34 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ