История России Мединский §37-38. Освобождение народов Европы. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Учебник для 10 класса. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 36 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ
§37-38. Освобождение народов Европы. Победа СССР в Великой Отечественной войне
- Какое военное и политическое значение имело взятие Берлина советскими войсками?
Изображения. «Победа». Художник П. Кривоногов. 1948 г
- Освободительная миссия Красной Армии • Репарации • Ялтинская конференция • Капитуляция.
ТЕМЫ параграфа:
1. Освободительная миссия Красной Армии в Европе.
2. Освобождение Румынии, Болгарии и Югославии.
3. Освобождение Польши.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Ботян Алексей Николаевич (1917-2020)
4. Освобождение Чехословакии, Венгрии и Австрии.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Конев Иван Степанович (1897-1973)
Карта. Военные действия в 1944–1945 гг.
5. Помощь населению освобождённых стран.
6. Ялтинская конференция.
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ. Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890-1986)
7. Последние сражения. Битва за Берлин.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Маринеско Александр Иванович (1913-1963)
8. Встреча на Эльбе.
ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА. Знамя Победы
9. Взятие Берлина и капитуляция Германии.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.
Вопросы и задания на стр.451.
§37-38. Страницы учебника 433-450.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Великая Отечественная война советского народа и Вторая мировая война в Европе были победоносно завершены.
На завершающем этапе на территории европейских стран были окончательно разгромлены армии фашистской Германии и её союзников. С марта 1944 г. до сентября 1945 г. в боях за пределами своей Родины участвовало около 7 млн советских воинов. В ожесточённых сражениях за границами своего Отечества советские войска потеряли свыше 4 млн солдат и офицеров, из них убитыми более 1 млн человек.
Своим подвигом Красная Армия заслужила в те годы искреннюю благодарность людей всего мира. Освобождённые народы приветствовали победителей фашизма. В знак уважения к павшим воинам Красной Армии в Европе было возведено более 4 тыс. памятников и мемориалов. Во многих городах и сёлах были обустроены братские могилы, за которыми ухаживали люди, пережившие войну, видевшие её своими глазами.
Но нынешнее поколение жителей Европы не помнит и не знает ужасов войны. Преступления немецких фашистов – уже далёкая и не всегда понятная история. Этим пользуются политики.
Националисты в странах Восточной Европы (прежде всего в Польше и Чехии), а также в некоторых республиках бывшего СССР называют памятники советским воинам-освободителям «символами советской оккупации» и добиваются сноса монументов. Памятники обливают краской, разрушают мемориалы над братскими могилами.
Осквернение и разрушение советских памятников означает предательство своих собственных предков, которые в 1945 г. со слезами на глазах встречали советских воинов как спасителей от фашистского варварства.
Вопросы и задания на стр.451
№ 1. Какие эмоции вызывает у вас картина, приведённая в начале параграфа? Как взятие Берлина влияло на эмоционально-психологическое состояние советских людей?
№ 2. Завершите составление хроники основных сражений Великой Отечественной войны. Дайте общую характеристику завершающего периода войны.
№ 3. Назовите и найдите на карте страны Восточной и Центральной Европы, которые освободила Красная Армия. Какую роль сыграл Советский Союз в освобождении стран Европы от нацизма?
№ 4. Укажите не менее трёх операций завершающего этапа войны. Какую из них вы считаете крупнейшей и наиболее значимой для Победы? Почему?
№ 5. Почему война 1941 –1945 гг. получила название Великой Отечественной? В чём состояли главные причины победы СССР в ней?
№ 6. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение в удобной для вас, но обязательно наглядной форме о деятельности одного из советских дипломатов в годы войны и его роли в формировании антигитлеровской коалиции (В. Молотов, И. Майский, А. Громыко).
№ 7. Выясните, какие герои фронта и тыла Великой Отечественной войны связаны с вашим краем. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из них на ваш выбор.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Ялтинская конференция; 4) битва за Берлин;
2) освобождение Освенцима; 5) освобождение Румынии.
3) безоговорочная капитуляция Германии;
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «репарации». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из исторических источников и ответьте на вопросы.
- Какое значение имел Акт о капитуляции Германии? Почему именно Г. Жуков подписывал его от лица СССР? Почему День Победы отмечается 9 мая?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2–3 аргументами. дополнительные материалы
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. «АЛЕКСАНДР МАЛЕНЬКИЙ». Худ. фильм, реж. В. Фокин, 1981 г
2. «МАЙОР ВИХРЬ». Худ. фильм, реж. Е. Ташков, 1967 г.
3. «ЩИТ И МЕЧ». Худ. фильм, реж. В. Басов, 1968 г.
Вы смотрели: История России Мединский §37-38. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 36 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ