История России Мединский Глава 1

История России Мединский Глава 1 (Итоги главы. Вопросы и задания к главе 1. Темы проектов. Ресурсы к главе 1). Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 11-12   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 13 >>

История России 10 класс Итоги Главы 1

ИТОГИ ГЛАВЫ 1

РОССИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ ‘РЕВОЛЮЦИИ

К началу 1917 г. на фоне трудностей, вызванных Первой мировой войной, в России обострились социальные противоречия. В результате ухудшения снабжения продовольствием 23 февраля 1917 г. в Петрограде начались волнения, которые переросли в революцию. Оказавшись фактически в изоляции, император Николай II уступил требованиям ближайшего окружения и отрёкся от престола.

Началась Российская революция – процесс радикальных перемен и острой социально-политической борьбы. В марте–октябре 1917 г. власть находилась в руках Временного правительства. Оно не имело прочной опоры в массовых организациях, в том числе в Советах. Усиливался экономический кризис, ухудшавший и без того тяжёлое положение трудящихся, что подогревало социальный радикализм. Силой, которая сумела консолидировать радикально настроенные солдатские и рабочие массы, стали большевики. Правительство не пошло навстречу требованиям широких масс о заключении мира и скорейшем проведении социальных преобразований. В результате после нескольких кризисов власти 25– 26 октября (7–8 ноября по новому стилю) большевики от имени Советов взяли власть в свои руки.

II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял Декреты о мире и о земле. Было обещано в ближайшее время закончить войну и передать землю крестьянам. Большевики и их союзники левые эсеры разогнали Учредительное собрание. Ленин добился выхода России из войны, но на невыгодных условиях. Продовольственная диктатура вызвала недовольство большинства крестьян. Всё это привело к широкомасштабной Гражданской войне.

Во время Гражданской войны, начиная с весны 1918 г., большевики установили на советской территории режим «военного коммунизма», который углубил противоречия в обществе, вызвал крестьянские восстания. В то же время большевики смогли сосредоточить в своих руках людские, материальные и военные ресурсы, необходимые для победы в Гражданской войне.

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его 2–3 аргументами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 1

  1. Рассмотрите иллюстрации в начале главы. Какие исторические события символизируют эти картины? По каким признакам вы это определили?
  2. Составьте синхронистическую таблицу основных событий на разных фронтах Первой мировой войны. В работе используйте также материал из курса всеобщей истории.
  3. Сформулируйте не менее трёх причин, приведших к росту влияния партии большевиков осенью 1917 г.
  4. Составьте таблицу, в которой отразите хронику основных событий в России и мире в 1917–1921 гг. Используйте материал из курса всеобщей истории.
  5. Какие действия большевиков в 1917 –1921 гг. вы считаете оправданными, а какие нет? Аргументируйте свою точку зрения.
  6. Расшифруйте аббревиатуры: РКП(б), ЦК, ВРК, ВЦИК, СНК, ВСНХ, ВЧК, РСФСР, РККА, Комуч, ГОЭЛРО.
  7. Охарактеризуйте отношение крестьянства к большевикам. Как оно изменялось на протяжении Гражданской войны? С чем это могло быть связано?
  8. Сравните революционный процесс в России в 1917 г. и Ноябрьскую революцию 1918 г. в Германии. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что – различным (не менее трёх различий).
  9. * Привлекая дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о книге «Россия во мгле» Г. Уэллса, посетившего Советскую Россию в 1920 г.
  10. Существует точка зрения, что Брестский мир был необходим большевикам. Опираясь на исторические факты, приведите 2–3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же против неё. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
  11. Ознакомьтесь с перечнем государственных и общественных деятелей, назовите, чем они прославились и с какими историческими событиями периода 1914–1922 гг. связаны: Николай II, Г. Львов, А. Керенский, В. Ленин, Н. Бухарин, А. Гучков, Ф. Дзержинский, Г. Зиновьев, М. Родзянко, Л. Каменев, Л. Корнилов, Н. Махно, П. Милюков, Л. Троцкий, В. Чернов.
  12. Сравните социально-экономическую политику белых и красных в период Гражданской войны. Укажите, что было общим (не менее трёх положений), а что – различным (не менее трёх различий).
  13. * Напишите эссе по цитате историка А. Сенявского: «Революция 1917 г. не была исторической случайностью, а реализовала наиболее вероятный потенциал развития российского общества со всеми его противоречиями, которые накопила Россия к началу ХХ века».
  14. Проведите дискуссию в классе по теме «Можно ли было избежать Гражданской войны в России?».
  15. Используя дополнительные источники информации (дневники, воспоминания), подготовьте сообщение (презентацию) о повседневной жизни в 1914 – начале 1920-х гг. на примере вашего региона.

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы. Изложите его в форме небольшого сочинения-рассуждения.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

  1. Русская армия в Первой мировой войне.
  2. Как воспринимались российскими людьми события 1914– 1922 гг.? (По мемуарам современников, участников.)
  3. Русская интеллигенция и революция 1917–1922 гг.
  4. Какое отражение получили события Гражданской войны в искусстве?
  5. Какой была жизнь моих предков в 1914–1920-х гг.

РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ 1

 


Вы смотрели: История России Мединский Глава 1. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 11-12   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 13 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней