История России Мединский Глава 1 (Итоги главы. Вопросы и задания к главе 1. Темы проектов. Ресурсы к главе 1). Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
<< § 11-12 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 13 >>
История России 10 класс Итоги Главы 1
ИТОГИ ГЛАВЫ 1
РОССИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ ‘РЕВОЛЮЦИИ
К началу 1917 г. на фоне трудностей, вызванных Первой мировой войной, в России обострились социальные противоречия. В результате ухудшения снабжения продовольствием 23 февраля 1917 г. в Петрограде начались волнения, которые переросли в революцию. Оказавшись фактически в изоляции, император Николай II уступил требованиям ближайшего окружения и отрёкся от престола.
Началась Российская революция – процесс радикальных перемен и острой социально-политической борьбы. В марте–октябре 1917 г. власть находилась в руках Временного правительства. Оно не имело прочной опоры в массовых организациях, в том числе в Советах. Усиливался экономический кризис, ухудшавший и без того тяжёлое положение трудящихся, что подогревало социальный радикализм. Силой, которая сумела консолидировать радикально настроенные солдатские и рабочие массы, стали большевики. Правительство не пошло навстречу требованиям широких масс о заключении мира и скорейшем проведении социальных преобразований. В результате после нескольких кризисов власти 25– 26 октября (7–8 ноября по новому стилю) большевики от имени Советов взяли власть в свои руки.
II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял Декреты о мире и о земле. Было обещано в ближайшее время закончить войну и передать землю крестьянам. Большевики и их союзники левые эсеры разогнали Учредительное собрание. Ленин добился выхода России из войны, но на невыгодных условиях. Продовольственная диктатура вызвала недовольство большинства крестьян. Всё это привело к широкомасштабной Гражданской войне.
Во время Гражданской войны, начиная с весны 1918 г., большевики установили на советской территории режим «военного коммунизма», который углубил противоречия в обществе, вызвал крестьянские восстания. В то же время большевики смогли сосредоточить в своих руках людские, материальные и военные ресурсы, необходимые для победы в Гражданской войне.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его 2–3 аргументами.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 1
- Рассмотрите иллюстрации в начале главы. Какие исторические события символизируют эти картины? По каким признакам вы это определили?
- Составьте синхронистическую таблицу основных событий на разных фронтах Первой мировой войны. В работе используйте также материал из курса всеобщей истории.
- Сформулируйте не менее трёх причин, приведших к росту влияния партии большевиков осенью 1917 г.
- Составьте таблицу, в которой отразите хронику основных событий в России и мире в 1917–1921 гг. Используйте материал из курса всеобщей истории.
- Какие действия большевиков в 1917 –1921 гг. вы считаете оправданными, а какие нет? Аргументируйте свою точку зрения.
- Расшифруйте аббревиатуры: РКП(б), ЦК, ВРК, ВЦИК, СНК, ВСНХ, ВЧК, РСФСР, РККА, Комуч, ГОЭЛРО.
- Охарактеризуйте отношение крестьянства к большевикам. Как оно изменялось на протяжении Гражданской войны? С чем это могло быть связано?
- Сравните революционный процесс в России в 1917 г. и Ноябрьскую революцию 1918 г. в Германии. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что – различным (не менее трёх различий).
- * Привлекая дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о книге «Россия во мгле» Г. Уэллса, посетившего Советскую Россию в 1920 г.
- Существует точка зрения, что Брестский мир был необходим большевикам. Опираясь на исторические факты, приведите 2–3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же против неё. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
- Ознакомьтесь с перечнем государственных и общественных деятелей, назовите, чем они прославились и с какими историческими событиями периода 1914–1922 гг. связаны: Николай II, Г. Львов, А. Керенский, В. Ленин, Н. Бухарин, А. Гучков, Ф. Дзержинский, Г. Зиновьев, М. Родзянко, Л. Каменев, Л. Корнилов, Н. Махно, П. Милюков, Л. Троцкий, В. Чернов.
- Сравните социально-экономическую политику белых и красных в период Гражданской войны. Укажите, что было общим (не менее трёх положений), а что – различным (не менее трёх различий).
- * Напишите эссе по цитате историка А. Сенявского: «Революция 1917 г. не была исторической случайностью, а реализовала наиболее вероятный потенциал развития российского общества со всеми его противоречиями, которые накопила Россия к началу ХХ века».
- Проведите дискуссию в классе по теме «Можно ли было избежать Гражданской войны в России?».
- Используя дополнительные источники информации (дневники, воспоминания), подготовьте сообщение (презентацию) о повседневной жизни в 1914 – начале 1920-х гг. на примере вашего региона.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы. Изложите его в форме небольшого сочинения-рассуждения.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
- Русская армия в Первой мировой войне.
- Как воспринимались российскими людьми события 1914– 1922 гг.? (По мемуарам современников, участников.)
- Русская интеллигенция и революция 1917–1922 гг.
- Какое отражение получили события Гражданской войны в искусстве?
- Какой была жизнь моих предков в 1914–1920-х гг.
РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ 1
Вы смотрели: История России Мединский Глава 1. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 11-12 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 13 >>