Поурочные планы по истории России 10 класс УМК Мединский Базовый уровень Урок № 15 «Параграф 11-12 учебника. Идеология и культура в годы Гражданской войны (2)». Календарное планирование учебного процесса 2025 / 2026. Цитаты из методического пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: История России Урок 15.
Вернуться к Списку уроков в 10 классе
История России. Урок № 15.
Тема урока: Жизнь и настроения людей в годы Гражданской войны (По материалам пунктов 5-7 параграфа 11-12 «Идеология и культура в годы Гражданской войны»)
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о тяжести повседневной жизни и сложности общественных настроений различных групп населения в период Гражданской войны.
Задачи урока:
1. Познакомить с понятиями «мешочник», «буржуйка», «продразвёрстка».
2. Объяснить, почему главной проблемой для людей стало выживание.
3. Проанализировать, как менялось отношение к большевикам у крестьян, рабочих и интеллигенции.
4. Развивать умение работать с историческими свидетельствами (воспоминаниями) и извлекать из них информацию.
5. Воспитывать чувство сопереживания к людям, пережившим трудности войны.
Тип урока: Комбинированный урок (изучение нового материала, первичное закрепление, рефлексия).
Оборудование:
1. Учебник.
2. Интерактивная доска или проектор для показа изображений (например, фото «Мешочники на буферах товарного вагона. Москва 1919–1920 гг.», изображение «буржуйки»).
3. Раздаточный материал: копия фрагмента воспоминаний Лидии Бердяевой.
4. Карта «Гражданская война в России (1918-1922 гг.)».
5. Карточки для мини-викторины.
Этапы урока
1. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие класса, проверка готовности к уроку, создание рабочей атмосферы.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами перенесемся в очень сложное и тревожное время в истории нашей страны – годы Гражданской войны. Но говорить мы будем не о сражениях и генералах, а о простых людях. О том, как они жили, что ели, о чем мечтали и почему их настроения постоянно менялись».
2. Актуализация знаний (5 минут)
Цель: вспомнить, что такое Гражданская война, и настроить на восприятие новой темы.
Вопросы к классу:
- Что такое Гражданская война? (Это война между гражданами одной страны).
- Какие противоборствующие стороны вы помните? (Красные – за советскую власть, белые – против нее).
- Как вы думаете, легко ли было простым людям – не солдатам, а крестьянам, рабочим, учителям – жить в такое время? (Выслушать предположения детей).
Учитель: «Вы правы, жить было очень трудно. Давайте сегодня узнаем, в чём именно заключались эти трудности и как люди к ним приспосабливались».
3. Изучение нового материала (25 минут)
Материал объясняется блоками с использованием наглядности и диалога с классом.
Блок 1: Повседневная жизнь – борьба за выживание
На экране – изображение мешочников и буржуйки.
«Представьте, что в магазинах почти нет еды. Хлеб выдают по маленьким кусочкам в день. Как выжить?»
- Мешочники. Это люди, которые, рискуя жизнью, ездили в деревни, чтобы обменять вещи (сапоги, одежду) на продукты. Часто они цеплялись за буфера и крыши поездов.
- Карточная система. Еду распределяли по карточкам. Больше всего получали солдаты и рабочие на важных заводах. А бывшие дворяне или учителя – совсем мало.
- Буржуйка. В домах было холодно, дров не хватало. Люди жгли в маленьких железных печках-«буржуйках» всё, что горело, даже мебель и книги.
Работа с историческим источником:
Раздаём фрагмент воспоминаний Лидии Бердяевой.
«Давайте прочитаем, как описывает один день своей жизни женщина в те годы. Что мы узнаем об её жизни?» (Работали на изнурительных работах, голодали, были вынуждены работать в лютый холод).
❓ Вопрос из учебника: Опишите особенности повседневной жизни населения в городах и сельской местности в годы Гражданской войны.
(Краткий ответ: Постоянный голод, люди становились мешочниками, еду распределяли по карточкам, в домах было холодно, не хватало дров, люди были вынуждены делать опасную и тяжелую работу.)
Блок 2: Общественные настроения – кого поддерживали и почему?
Используем схему на доске: «Крестьяне», «Рабочие», «Интеллигенция».
- Крестьяне. Сначала они были довольны, что получили землю. Но когда у них стали силой забирать хлеб (продразвёрстка) и забирать в армию, они стали сердиться на красных. Потом пришли белые, но они тоже отбирали имущество и были жестоки. В итоге крестьяне снова стали поддерживать красных, так как те обещали им порядок и землю.
- Рабочие. Многие поддерживали красных, но некоторые разочаровались из-за бедности. Белые же совсем не считались с рабочими, отменили 8-часовой рабочий день. Это заставило рабочих снова поддержать красных.
- Интеллигенция (учителя, врачи, ученые). Многие сначала не приняли новую власть. Но потом они увидели, что большевики смогли остановить хаос и навести порядок. Многие пошли на службу новой власти, потому что нужно было просто выживать.
❓ Вопрос из текста параграфа: Как менялись отношения к большевикам у разных слоёв населения в 1917 –начале 1920-х гг.?
(Краткий ответ: Отношения менялись. Сначала многие крестьяне и рабочие поддерживали их, потом разочаровывались из-за тяжелой жизни, но жестокость белых и политика большевиков заставляли их снова делать выбор в пользу красных. Интеллигенция сначала была против, но многие потом стали сотрудничать с властью.)
4. Мини-викторина «Правда или ложь?» (5 минут)
Цель: провести физкультминутку и закрепить основные факты.
Учитель зачитывает утверждения, ученики встают, если считают утверждение правдой, и остаются сидеть, если ложь.
1. Мешочники – это солдаты, которые воевали на фронте. (Ложь).
2. Буржуйка – это маленькая печка, которую топили чем придется. (Правда).
3. Карточки давали право купить столько еды, сколько хочешь. (Ложь).
4. Крестьяне всегда и во всем поддерживали белых. (Ложь).
5. Белые генералы ввели 8-часовой рабочий день для рабочих. (Ложь).
5. Обсуждение результатов. Отвечаем на главный вопрос параграфа (5 минут)
Учитель обращается к последнему абзацу текста.
«Ребята, давайте все вместе попробуем ответить на самый главный вопрос, который поставлен в нашем параграфе».
❓ Главный вопрос: Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2–3 аргументами. Как менялась духовная сфера жизни общества после утверждения у власти большевиков?
Краткий ответ (вывод, который мы формулируем с классом):
Духовная сфера жизни сильно изменилась. С одной стороны, царили страх, голод и борьба за выживание, что не оставляло места для старой культуры. С другой стороны, большевики начали строить новую, советскую культуру.
Аргументы:
1. Идеология стала главной. Искусство, образование и даже мысли людей должны были теперь поддерживать новую власть. Старые ценности (например, религиозные) часто отрицались.
2. Борьба с неграмотностью. Большевики начали учить людей читать и писать, но делали это для того, чтобы все могли понимать их идеи.
3. Раскол в обществе. Интеллигенция и простой народ по-разному восприняли новую власть. Кто-то уехал, кто-то приспособился, а кто-то искренне поверил в новые идеалы. Прежнее единство культуры было разрушено.
6. Рефлексия (2 минуты)
«Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте ответим на вопросы:»
- Что нового и важного вы узнали сегодня на уроке?
- Какая часть урока показалась вам самой интересной? Почему?
- Как вы думаете, смогли бы вы жить в таких тяжелых условиях, как люди в Гражданскую войну?
7. Домашнее задание (1 минута)
Используем вопросы из раздела «Вопросы и задания».
На выбор (по желанию ученика или по вариантам, данным учителем):
1. Обязательный уровень: Вопрос 4 на стр. 140. В чём, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период? Сформулируйте не менее трёх противоречий.
2. Повышенный уровень (на выбор):
- Вопрос 5*. Используя дополнительные источники информации, изучите деятельность Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. Какие цели преследовали большевики, борясь с неграмотностью?
- Вопрос 6*. Подготовьте небольшое сообщение (5-7 предложений) о судьбе и творчестве одного из деятелей культуры в период революции и Гражданской войны (по своему выбору, например, поэт Александр Блок или художник Кузьма Петров-Водкин).
Дополнительно: из Методички 2023 года
(с) История России : 10—11-е классы : базовый уровень : методическое пособие : [издание в pdf-формате] — Москва : Просвещение, 2023
Основное содержание для уроков 14-15.
Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Массовая пропаганда коммунистических идей. Пролетаризация вузов. Антирелигиозная пропаганда. Ликвидация сословных привилегий. Повседневная жизнь. Городской быт. Комитеты бедноты и рост социальной напряжённости в деревне. Проблема массовой детской беспризорности
Основные виды деятельности обучающихся.
Характеризовать отношение российской интеллигенции к советской власти, раскрывать политику власти в отношении интеллигенции. Систематизировать информацию о политике советской власти в области образования, культуры и науки. Раскрывать значение понятий: «Пролеткульт», «рабфак». Раскрывать методы и способы воздействия пропаганды новых общественных идей. Характеризовать отношения между новой властью и Русской православной церковью. Описывать особенности повседневной жизни населения в городах и сельской местности в годы Гражданской войны (в том числе по материалам истории края, семейной истории). Раскрывать значение понятий: комбеды, продразвёрстка, беспризорность
Примерные сценарии уроков 14-15.
Урок можно провести по РАФT-технологии (Роль-Аудитория-Форма-Тема). Учащиеся дома прочитали параграф и на уроке учитель делит их на группы, каждой достаётся своя роль.
1-я группа — учёные, которые анализируют идеологию и политику новой власти в области образования и науки.
2-я группа — журналисты, которые делают телепередачу на тему «Власть и интеллигенция». Это также могут быть и экскурсоводы, которые делаю выставку об искусстве революционной эпохи.
3-я группа — журналисты, которые пишут статью в научно-популярный журнал по теме «Отношение советской власти к Русской православной церкви».
4-я группа — сценаристы, которые создают сценарий для фильма «Повседневная жизнь и общественные настроения разных слоёв населения».
У каждой группы своя аудитория, форма изложения (научный доклад, фильм, экскурсия по выставке, статья в журнал), и в зависимости от этого формулируется тема. Группам в своих выступлениях желательно использовать исторические документы параграфа, а также иллюстративный материал.
Вы смотрели: Поурочные планы по истории России 10 класс УМК Мединский Базовый уровень Урок № 15 «Параграф 11-12 учебника. Идеология и культура в годы Гражданской войны (2)». Календарное планирование учебного процесса 2025 / 2026. Цитаты из методического пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: История России Урок 15.
Вернуться к Списку уроков в 10 классе