Мольер «Мещанин во дворянстве». Читательский дневник

Литература 2025 / 2026. Читательский дневник 10 класс. Мольер «Мещанин во дворянстве». Пример заполнения: жанр, главные герои, кратко сюжет, основные темы для ЕГЭ, своё мнение, своя иллюстрация. Пособие для записи мыслей и впечатлений о прочитанных книгах за лето или во время обучения в 10 классе в свой Читательский дневник.

Смотрите также:
См. УЧЕБНИК по литературе Базовый уровень
См. УЧЕБНИК по литературе Углубленный уровень
Читательский дневник ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Читательский дневник:
Мольер «Мещанин во дворянстве»

Название, автор и жанр произведения

«Мещанин во дворянстве», Мольер – комедия-балет. Жанр сочетает сатирический диалог, высмеивающий социальные амбиции буржуа, с музыкально-танцевальными номерами, интегрированными в сюжет. Это пародийный спектакль, где текст и хореография равно важны для раскрытия абсурдности претензий главного героя.

Главные герои и их характеристика

Журден – главный герой комедии, мещанин, одержимый желанием стать дворянином. Он наивен, тщеславен и легко поддаётся обману, тратя деньги на бесполезные уроки и наряды, чтобы казаться аристократом.

Дорант – хитрый граф, который пользуется доверчивостью Журдена. Он льстит ему, выманивает деньги и использует его в своих интересах, при этом изображая друга и покровителя.

Таблица. Герои произведения

Имя герояРоль в сюжетеХарактер
Господин ЖурденГлавный герой, мещанин, стремящийся стать дворяниномНаивный, тщеславный, легко поддающийся влиянию, но добродушный
ДорантДворянин, который пользуется доверчивостью ЖурденаРасчётливый, льстивый, корыстный, но обходительный
ЛюсильДочь Журдена, влюблённая в КлеонтаДобрая, искренняя, решительная, но вынужденная подчиняться отцу
КлеонтВозлюбленный Люсиль, небогатый дворянинЧестный, благородный, настойчивый, но скромный
Госпожа ЖурденЖена Журдена, недовольная его стремлением к дворянствуПрактичная, резкая, прямолинейная, но заботливая

Краткий сюжет произведения

Богатый мещанин Журден стремится стать дворянином, из-за чего попадает в нелепые ситуации. Его обманывают льстецы, а дочь влюбляется в простого юношу, что приводит к комической развязке.

1) Экспозиция: Журден, разбогатевший торговец, одержим идеей стать аристократом и нанимает учителей, чтобы перенять манеры дворян.

2) Завязка: Журден решает выдать дочь Люсиль за маркиза, но она влюблена в Клеонта, что вызывает конфликт.

3) Развитие действия: Клеонт и его слуга Ковьель придумывают хитрость, чтобы обмануть Журдена и добиться его согласия на брак.

4) Кульминация: Журдена посвящают в вымышленный турецкий сан «мамамуши», что окончательно раскрывает его глупость.

5) Развязка: Обман раскрывается, но Журден, ослепленный тщеславием, всё равно соглашается на брак дочери с Клеонтом.

6) Особенности композиции: Пьеса включает вставные комические сцены (например, «турецкую церемонию»), которые усиливают сатирический эффект.

Основные темы произведения

В комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» раскрываются несколько ключевых тем, которые важны для понимания социальных и культурных противоречий эпохи:

  1. Социальное тщеславие и стремление к знатности – главный герой, господин Журден, хочет любой ценой стать дворянином, несмотря на своё мещанское происхождение. Его наивность и слепое подражание аристократии высмеиваются, что подчёркивает абсурдность сословных предрассудков.
  2. Критика лицемерия и пустоты дворянства – Мольер показывает, что многие аристократы (например, граф Дорант) живут за счёт обмана и лести, эксплуатируя доверчивость Журдена. Это разоблачает ложные ценности высшего общества.
  3. Конфликт между истинными и ложными ценностями – Журден тратит деньги на внешние атрибуты знатности (уроки танцев, философии, дорогие наряды), но остаётся невежественным. В то же время его слуга Ковьель и дочь Люсиль демонстрируют здравый смысл и естественность.
  4. Роль искусства и образования – сцены с учителями музыки, танцев и философии высмеивают поверхностное отношение к знаниям, когда Журден учится не ради развития, а лишь для того, чтобы казаться благородным.

Как это поможет на ЕГЭ по литературе?

  • Анализ комедийных приёмов – понимание сатиры, гротеска и иронии в пьесе поможет в написании сочинения о жанровых особенностях классицизма.
  • Сравнение с другими произведениями – темы тщеславия и социальной мимикрии можно сопоставить с «Ревизором» Гоголя или «Горем от ума» Грибоедова.
  • Аргументация в эссе – пример Журдена можно использовать в рассуждениях о ложных идеалах, конфликте поколений или роли образования.
  • Понимание исторического контекста – знание о кризисе аристократии во Франции XVII века поможет глубже раскрыть замысел Мольера.

Таким образом, анализ «Мещанина во дворянстве» развивает навыки интерпретации текста, помогает находить параллели с другими произведениями и даёт материал для аргументации в письменных работах на экзамене.

Эпизод, который мне больше всего понравился

Сцена с учителями танцев, музыки и фехтования

Этот эпизод мне понравился своей комичностью и сатирическим подтекстом. Господин Журден, желая стать «благородным господином», нанимает сразу нескольких учителей, которые наперебой хвалят свои искусства и спорят, чьё умение важнее. Особенно смешно звучит фраза учителя музыки: «Без музыки государство существовать не может», что подчёркивает абсурдность претензий Журдена.

Моё мнение о произведении

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» оставила приятное впечатление благодаря остроумному сюжету и ярким персонажам.

Особенно понравилась сатира на стремление главного героя, Журдена, любой ценой войти в высшее общество, а также забавные сцены с учителями, которые высмеивают его невежество.

Немного непонятно, почему некоторые второстепенные персонажи, например, маркиза Доримена, были раскрыты так поверхностно.

Мой рисунок к прочитанному

Я бы изобразил господина Журдена в пышном, но нелепом дворянском наряде, неуклюже танцующего менуэт под насмешливые взгляды аристократов. На заднем плане можно добавить слуг, которые едва сдерживают смех, подчеркивая комичность его стремления стать дворянином.

Где можно почитать или послушать произведение

  • Культура.РФ (culture.ru)
  • Библиотека Алексея Комарова (ilibrary.ru)
  • Азбука веры / Литература (azbuka.ru)
  • Русская виртуальная библиотека (rvb.ru)
  • Яндекс Книги (books.yandex.ru)

 


Вы смотрели: Литература 2025 / 2026. Читательский дневник 10 класс. Мольер «Мещанин во дворянстве». Примеры заполнения: жанр, главные герои и их характеристики, краткий сюжет, мнение, понравившийся эпизод, мой рисунок. Пособие для записи мыслей и впечатлений о прочитанных книгах за лето или во время обучения в 10 классе в свой Читательский дневник.

Читательский дневник (другие примеры)

Мольер «Мещанин во дворянстве». Читательский дневник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *