Конспект по обществознанию 10 класс Профиль кратко параграф 17. Краткое содержание и краткий пересказ § 17. ЯЗЫК ИСКУССТВА В ЕГО ДИНАМИКЕ И МНОГООБРАЗИИ по учебнику Лазебниковой (углубленный уровень). Конспект по пунктам параграфа + Ответы на вопросы внутри параграфа. Код материалов: Обществознание Конспект №17.
Вернуться к Списку конспектов
§ 17. ЯЗЫК ИСКУССТВА В ЕГО
ДИНАМИКЕ И МНОГООБРАЗИИ
Краткое содержание параграфа 17
Искусство зародилось на заре человечества как способ выразить информацию, «заговорить» окружающий мир и почувствовать себя его хозяином через наскальные рисунки, танцы и песнопения. Постепенно оно освободилось от культовой значимости и превратилось в особую область творчества, призванную удовлетворять эстетические потребности. На протяжении истории язык искусства применял разнообразные выразительные формы, от классического искусства эпохи Возрождения и творчества великих композиторов до неклассического искусства, где понятие прекрасного было вытеснено выразительностью и оригинальностью. Сущность искусства заключается не в простом копировании действительности (правдоподобии), а в добывании художественной правды, передаче уникального подтекста и скрытого смысла. Искусство способно гармонизировать состояние человека через катарсис – очищение через сопереживание. Важнейшее качество языка искусства – это способность к иносказанию, а его ценность – в самоценности и непереводимости смысла на язык понятий.
ОТВЕТЫ на вопросы в конце § 17.
Конспект по пунктам параграфа
Зарождение и развитие искусства
- Элементы художественной выразительности возникли в далёком прошлом, на заре человечества.
- Древние наскальные рисунки, танцы и песнопения служили целям выражения информации, овладения миром и обладали, по мнению людей, особой магией.
- В Античности музыка, танец и архитектура были функциональны и обладали своим «этосом» (характером). Архитектор Витрувий в VI в. до н. э. разделял дорийские (мужественные) и ионические (изящные) колонны.
- Классическое искусство в живописи сформировалось в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) (творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля) и развивалось в XVII и XVIII вв. (Рембрандт, Веласкес, Рубенс, Гойя).
- Классика в музыке достигла совершенства в конце XVII – начале XVIII в. в творчестве В. А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. Бетховена, где отработаны принципы симфонии.
- В середине XIX в. зародилось неклассическое искусство, для которого характерно вытеснение понятия прекрасного и ориентация на выразительное, занимательное, оригинальное.
Сущность искусства как вида творчества
- Искусство различает правду (истину, цель творчества) и правдоподобие (копирование).
- Важен подтекст, скрытый смысл, для передачи которого художник преобразует действительность.
- Искусство обладает смысловой плотностью, позволяя открывать новые грани при каждом восприятии.
- Искусство способно гармонизировать состояние человека через катарсис («очищение через страх и сопереживание»).
Особенности языка искусства
- Художник создаёт из «вещества жизни» «вещество формы», смысл которой непереводим на язык понятий – в этом самоценность искусства.
- Язык искусства изменяется век от века, впитывая настроения новых эпох.
- Восприятие сложного искусства тренирует способности постижения сложной целостности, развивает воображение.
- Искусство по природе метафорично: за видимым располагается невидимое.
- Критерием художественности выступает принцип «Человек есть мера всех вещей».
Ответы на вопросы параграфа
❓ ЗАДУМАЕМСЯ. Какое место занимает искусство в жизни человека? Помогает ли искусство в развитии творческих способностей и в самовыражении?
Искусство занимает важное место в жизни человека, так как дарит ему художественное воображение, которое является мощным ресурсом тренировки мышления. Оно помогает развивать творческие способности и самовыражение, так как, начиная с немногого, человек быстро почувствует вкус к близкому виду искусства, начнёт пытаться обратиться к художественным опытам и испытает радость от расширения горизонтов чувственности.
❓ ВСПОМНИМ. Какие виды искусства вы знаете? Как можно описать познавательные и воспитательные возможности искусства?
Из текста документа известны такие виды искусства, как живопись (наскальные рисунки, картины), музыка, танец, архитектура, скульптура, театр, балет. Познавательные возможности искусства заключаются в том, что оно позволяет открывать новые грани выразительности и обладает большим запасом смысловой плотности. Воспитательные возможности состоят в его способности формировать у человека определённые качества, например, дорийский лад в музыке считался пригодным для формирования у молодых людей мужественности и стойкости.
❓ РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Что может сообщить этот и подобные рисунки об их творцах, людях первобытной эпохи?
Этот и подобные рисунки сообщают, что люди первобытной эпохи стремились выразить и передать информацию об окружающем их мире, в котором важное место занимали звери и охота. Они также показывают, что творцы этих рисунков стремились «заговорить» мир, овладеть им и почувствовать себя хозяевами происходящего, приписывая своим изображениям особую магическую силу.
❓ Это скульптурный автопортрет С. Т. Конёнкова. Обратившись к материалам СМИ и Интернета, подготовьте презентацию о творчестве этого выдающегося скульптора.
На основе документа можно указать, что Сергей Тимофеевич Конёнков является одним из выдающихся скульпторов советского государства, чьё творчество развивалось в русле классического академического письма, поощряемого Союзом художников СССР и Академией художеств СССР с 1920-х по 1980-е годы.
Презентация: СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ КОНЁНКОВ (1874 – 1971)
- Слайд 1: Титульный. Выдающийся скульптор С. Т. Конёнков. «Русский Роден»
- Слайд 2: Главная тема и «почерк». Сказка и реальность. Основные материалы: дерево и мрамор. Стиль: Символизм, интерес к фольклору, сказочным образам и библейским мотивам. Отличительная черта: Энергия формы, динамика, мощная текстура.
- Слайды 3-5: Ключевые работы и периоды. 1) «Лесная серия»: «Стрибог» (1910), «Великосил» (1917) — мифические духи природы из дерева. 2) Портреты: Создал галерею образов великих современников (А. М. Горький, К. Э. Циолковский, А. Эйнштейн). 3) Знаменитая работа: «Нищая братия» (1917) — социально-философское произведение.
- Слайд 6: Исторический контекст и наследие. Работал в России и США (1924-1945). Вернулся в СССР, где создал множество монументальных и портретных работ. Наследие: Оказал огромное влияние на советскую скульптуру. Мастер, соединивший народные традиции с языком современной пластики.
❓ Приведите примеры, когда восприятие драматических образов вызывало у вас восхищение.
Примером может служить восприятие картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», которая, несмотря на изображение катастрофы, вызывает восхищение мастерством художника, тщательно выстроенной композицией, удивительной пластикой и живописностью фигур.
❓ Подготовьте презентацию о творчестве художника (В.Г. Калинин).
Из документа известно, что В.Г. Калинин – художник, в чьей работе, как в картине «Гости», красочные мазки органично спаяны и образуют целостный образ.
Презентация: ВИКТОР ГАВРИЛОВИЧ КАЛИНИН (1946 – 2022)
- Слайд 1: Титульный. Художник-нонконформист В. Г. Калинин. «Драматург русской деревни»
- Слайд 2: Главная тема и художественный язык. Ключевая тема: Душа русской деревни — её судьба, боль, исчезающая духовность. Стиль: Экспрессионизм, граничащий с гротеском. Отличительная черта: Мощные, деформированные, но одухотворённые лица и руки. Напряжённый, часто тёмный колорит.
- Слайды 3-5: Ключевые мотивы и работы. 1) Цикл «Деревенские старообрядцы»: Герои — носители веры и традиции, с характерами, высеченными словно из дерева. 2) Натюрморты и интерьеры: Простые вещи (горшки, иконы, лавки) наполнены символическим смыслом, становятся «портретами» ушедшей жизни. 3) Пример работ: «Старообрядцы» (1970-80-е), «Мать» (1980) — образы огромной внутренней силы.
- Слайд 6: Контекст и значение. Яркий представитель «сурового стиля» и советского андеграунда. Его творчество — это реквием по традиционному укладу России, полный боли и любви. Наследие: Уникальный живописный голос, рассказавший о русской деревне без прикрас, с мощной эмоциональной силой.
❓ Вспомните, какие произведения искусства помогали вам задуматься о судьбе старших поколений. На языке какого вида искусства вы сами смогли бы создать тёплое, проникновенное произведение, своего рода «приношение» вашим родителям?
Исходя из текста параграфа, искусство обладает способностью гармонизировать состояние и вызывать глубокие переживания. Для создания «приношения» родителям можно выбрать любой вид искусства, язык которого вам ближе: это может быть живопись (рисунок, картина), музыка (сочинённая или подобранная мелодия), танец (постановка), литература (стихотворение, письмо) или театр (небольшая сцена), так как каждый из них обладает мощной выразительностью для передачи чувств.
Ответы на остальные вопросы (в конце параграфа) смотрите далее…
ОТВЕТЫ на вопросы в конце § 17.
Вы смотрели: конспект по обществознанию к учебнику 10 класса §17. ЯЗЫК ИСКУССТВА В ЕГО ДИНАМИКЕ И МНОГООБРАЗИИ. Краткое содержание параграфа учебника. Код материалов: Обществознание Конспект №17.