Обществознание Конспект №18

Конспект по обществознанию 10 класс Профиль кратко параграф 18. Краткое содержание и краткий пересказ § 18. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ по учебнику Лазебниковой (углубленный уровень). Конспект по пунктам параграфа + Ответы на вопросы внутри параграфа. Код материалов: Обществознание Конспект №18.

Вернуться к Списку конспектов

§ 18. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Краткое содержание параграфа 18

Наука представляет собой сложное явление, которое можно рассматривать как систему знаний, сферу деятельности, социальный институт и сообщество ученых. Ее основная функция — производство нового знания, которое используется для объяснения и предсказания явлений. Наука тесно связана с обществом, получая от него ресурсы и оказывая на него влияние, что порождает ответственность ученых за последствия их открытий. Образование является социальным институтом, предназначенным для систематического обучения и воспитания, передачи знаний и культурного наследия. Оно эволюционировало от неформального обучения в первобытном обществе до сложной массовой системы в современном мире. Наука и образование взаимосвязаны: наука составляет основу содержания образования, а образование готовит кадры для науки.

ОТВЕТЫ на вопросы в конце § 18.

 

Конспект по пунктам параграфа

Наука как область духовной культуры

  • Наука – это:
    • Систематизированные взгляды на действительность.
    • Сфера человеческой деятельности по добыванию знаний.
    • Социальный институт (учреждения, объединения).
    • Объединение людей (научное сообщество).
  • Возникла позже других форм культуры.
  • Основная функция – производство новых знаний.
  • Другие функции: объяснительная, предсказательная, функция понимания.

Наука как социальный институт

  • Элементы науки как института:
    • Система кооперации и разделения труда.
    • Сообщество учёных, профессионалов.
    • Специализированные учреждения (университеты, институты, лаборатории).
    • Система ценностей, норм и правил.
    • Система категорий, теоретических знаний и эмпирических данных.
  • Взаимообмен с обществом: наука получает финансовые, материальные, интеллектуальные и моральные ресурсы, а возвращает знания и технологии.

Социальные последствия научных открытий и ответственность учёного

  • Ответственность учёного – обратная сторона свободы творчества.
  • XXI век – век науки, но ее роль не всегда положительна (например, смертоносное оружие, радиоактивные отходы).
  • Существуют Принципы научной этики.
  • Наука становится производительной силой, что увеличивает ответственность ученых.

Достижения современной российской науки

  • Открытие наиболее тяжёлых химических элементов с номерами 113–118.
  • Создание экзаваттных лазеров.
  • Разработка метода получения сверхмощных магнитных полей.
  • Доказательство гипотезы Пуанкаре.
  • Открытие денисовского типа древнего человека.
  • Современные достижения:
    • Уникальный ядерный реактор на МОКС-топливе.
    • Имплантат, предсказывающий речь.
    • Ледостойкая платформа «Северный полюс».
    • Российский квантовый компьютер на кудитах.
    • Импортозамещение в квантовых технологиях (детекторы одиночных фотонов).
    • Назальная вакцина от коронавируса.
    • Спутник «Сфера» для доступа в Интернет.
    • Математическая модель сердечно-сосудистой системы для персонализированной медицины.

Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия

  • Образование – это:
    • Культурно-образовательное пространство (в широком смысле).
    • Система систематического обучения и воспитания (в узком смысле).
  • Историческое развитие:
    • Первобытное общество: образование – часть производственного процесса.
    • Доиндустриальное общество: появление первых школ (Древняя Греция, Древний Рим), система ученичества.
    • Средневековье: создание учебных заведений христианской церковью, первые университеты.
    • Индустриальное общество: образование становится массовым.
  • Значение для личности: делает жизнь содержательной, удовлетворяет потребности в познании, помогает самореализации и адаптации в обществе.
  • Парадокс образования: выпускник школы будет жить в быстро меняющемся обществе, поэтому учиться придется на протяжении всей жизни.

Связь науки и образования

  • Наука – фундаментальная основа образования (открывает новое знание для человечества).
  • Образование – основа для занятия наукой (открывает знание, новое для человека, готовит кадры).
  • Примеры взаимодействия: научный парк в «Сириусе», «академические классы», «Кванториумы».

 

Ответы на вопросы параграфа

❓ ЗАДУМАЕМСЯ. Актуален ли сегодня афоризм Ф. Бэкона «Знание – сила»? Почему наука никогда не будет «законченной книгой»? Можно ли научиться всему и навсегда?

  • Актуален ли сегодня афоризм Ф. Бэкона «Знание – сила»? Да, афоризм актуален, так как в современном обществе наука служит основой научного мировоззрения, источником развития производительных сил и социальным фактором развития, то есть знание дает реальную силу преобразовывать мир.
  • Почему наука никогда не будет «законченной книгой»? Наука никогда не будет «законченной книгой», потому что развитие науки – это непрерывный процесс производства новых знаний, выдвижения гипотез и открытия новых законов, что постоянно расширяет границы познания.
  • Можно ли научиться всему и навсегда? Нет, научиться всему и навсегда нельзя, так как выпускник современной школы будет жить в обществе, которое стремительно меняется, и на протяжении жизни придётся учиться, чтобы иметь возможность найти своё место.

❓ ВСПОМНИМ. Какие значения имеет понятие «наука»? Какие функции характеризуют науку? Какую роль наука играет в современном обществе? Каковы достижения современной российской науки? Какое значение имеет образование для общества и для личности? Как организована система образования в Российской Федерации?

  • Какие значения имеет понятие «наука»? Науку можно трактовать как: 1) систематизированные взгляды на окружающую действительность; 2) сферу человеческой деятельности, направленную на добывание и осмысление знания; 3) определённый социальный институт; 4) объединение людей (научное сообщество).
  • Какие функции характеризуют науку? Основная функция науки – производство новых знаний. Другие функции: объяснительная, предсказательная и функция понимания событий и явлений.
  • Какую роль наука играет в современном обществе? В современном обществе наука служит основой научного мировоззрения, источником развития производительных сил и социальным фактором развития общества, она становится производительной силой.
  • Каковы достижения современной российской науки? Достижения включают открытие тяжелых химических элементов, создание экзаваттных лазеров, доказательство гипотезы Пуанкаре, открытие денисовского человека, разработку МОКС-топлива, создание квантового компьютера на кудитах и назальной вакцины от коронавируса.
  • Какое значение имеет образование для общества и для личности? Для общества образование – это институт сохранения и передачи культурного наследия. Для личности оно делает жизнь содержательной, удовлетворяет потребности в познании, способствует самореализации и адаптации в обществе.
  • Как организована система образования в Российской Федерации? В документе прямо не описана современная структура, но из контекста следует, что система включает школьное образование, вузы, а также новые формы — «Кванториумы» и «академические классы».

❓ Как кооперация и разделение труда в науке проявляются в сложившейся системе наук? В чём особенность научной системы категорий, теоретических и эмпирических данных?

  • Как кооперация и разделение труда в науке проявляются в сложившейся системе наук? Кооперация и разделение труда проявляются в существовании множества отдельных научных дисциплин (физика, химия, биология и т.д.), каждая из которых изучает свою область действительности, но при этом взаимодействует с другими.
  • В чём особенность научной системы категорий, теоретических и эмпирических данных? Особенность научной системы категорий, теоретических и эмпирических данных заключается в том, что она является основой для производства нового знания, позволяет объяснять факты, выдвигать гипотезы и строить теории.

❓ Как связаны между собой основные принципы морали и нормы профессиональной этики учёного?

  • Как связаны между собой основные принципы морали и нормы профессиональной этики учёного? Основные принципы морали и нормы профессиональной этики учёного связаны тем, что служение нравственным идеалам следует из понимания учёным своей ответственности перед обществом, а научная добросовестность и постоянное сомнение в правильности выводов являются проявлением этой ответственности.

❓ Какие этические проблемы возникают перед учёными, изучающими геном человека?

  • Какие этические проблемы возникают перед учёными, изучающими геном человека? В документе прямо не перечислены проблемы геномных исследований, но из общего контекста ответственности ученых можно сделать вывод, что это проблемы, связанные с потенциальным использованием знаний во вред (например, евгеника, вмешательство в естественные процессы, конфиденциальность генетических данных).

❓ Какое значение соотношение возраста учёных имеет для преемственности в развитии научных школ?

  • Какое значение соотношение возраста учёных имеет для преемственности в развитии научных школ? Соотношение возраста учёных имеет ключевое значение для преемственности, так как увеличение доли молодых учёных (как планируется в национальном проекте «Наука») обеспечивает передачу опыта, знаний и традиций от старшего поколения к младшему, что является залогом непрерывного развития научных школ.

❓ Разработайте план и выполните групповую исследовательскую работу по теме «Чем гордится российская наука».

  • Разработайте план и выполните групповую исследовательскую работу по теме «Чем гордится российская наука». План исследовательской работы может включать: 1) Изучение исторических достижений (например, открытие периодической таблицы Менделеевым). 2) Анализ достижений первого десятилетия XXI века (открытие тяжелых элементов, гипотеза Пуанкаре). 3) Исследование современных прорывов (квантовый компьютер, ледостойкая платформа «Северный полюс», назальная вакцина). 4) Подготовку выводов о вкладе российской науки в мировую.

❓ Какие ещё подсказки помогут мальчику выполнить задание?

  • Какие ещё подсказки помогут мальчику выполнить задание? Мальчику можно посоветовать найти информацию о том, какие предметы изучали в гимнасиях и академиях Древней Греции, и сравнить их с современными школьными предметами в гимназиях и программах академий наук. Также можно исследовать, как изменилась роль педагога (в Древней Греции – раб-воспитатель) по сравнению с современным учителем.

❓ Вспомните, как и чему учили Ваньку Жукова из рассказа А. П. Чехова.

  • Вспомните, как и чему учили Ваньку Жукова из рассказа А. П. Чехова. Ваньку Жукова отдали в учение к сапожнику, где обучение проходило через систему ученичества. Его «учили» ремеслу на практике, совмещая это с выполнением многочисленных хозяйственных поручений, часто посредством грубых методов и без систематических знаний.

❓ Проведите исследовательскую работу «Современные термины образования, рождённые в Средние века».

  • Проведите исследовательскую работу «Современные термины образования, рождённые в Средние века». Исследовательская работа может быть посвящена таким терминам, как «университет», «студент», «магистр», «лекция», «диспут», «факультет», которые возникли или получили свое современное значение в средневековых университетах.

❓ Обсудите со взрослыми, что им запомнилось из школьных лет. Что уже ушло из школьной жизни? Что появилось нового, незнакомого вашим взрослым собеседникам? Какие школьные традиции стоит сохранять?

  • Обсудите со взрослыми, что им запомнилось из школьных лет. Что уже ушло из школьной жизни? Что появилось нового, незнакомого вашим взрослым собеседникам? Какие школьные традиции стоит сохранять? Это вопрос для личного обсуждения. В контексте документа можно отметить, что новым является появление проектной деятельности, «Кванториумов», «академических классов», а сохранять стоит традиции, способствующие получению систематических знаний и воспитанию чувства ответственности.

❓ В чём ученица права? С чем можно поспорить? Сформулируйте кратко свой вариант ответа на вопрос: «Зачем мне нужно образование».

  • В чём ученица права? Ученица права в том, что обучение – это личный выбор, что школа помогает приобрести и отточить навыки, нужные для будущего, и что образование нужно, прежде всего, самой личности для реализации.
  • С чем можно поспорить? Можно поспорить с тем, что если школьник не получит знаний, то виноват будет только он сам, так как школа и общество также несут ответственность за создание условий для эффективного обучения.
  • Сформулируйте кратко свой вариант ответа на вопрос: «Зачем мне нужно образование». Образование нужно мне, чтобы приобрести знания и навыки для успешной жизни в современном мире, научиться критически мыслить, адаптироваться к изменениям и реализовать свой потенциал как личность.

❓ На примерах из личного опыта объясните влияние науки на содержание образования. Возможно ли стать учёным без систематического и полноценного образования?

  • На примерах из личного опыта объясните влияние науки на содержание образования. Наука влияет на содержание образования, так как все школьные предметы (физика, химия, биология, информатика) основаны на фундаментальных научных знаниях и открытиях. Например, изучение законов Ньютона или структуры ДНК – это прямое включение научных достижений в учебную программу.
  • Возможно ли стать учёным без систематического и полноценного образования? Нет, стать учёным без систематического и полноценного образования практически невозможно, так как современная наука требует глубоких и структурированных знаний, а система высшего образования целенаправленно готовит кадры для науки, что подтверждается тесной связью этих двух областей.

Ответы на остальные вопросы (в конце параграфа) смотрите далее…

ОТВЕТЫ на вопросы в конце § 18.

 


Вы смотрели: конспект по обществознанию к учебнику 10 класса §18. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Краткое содержание параграфа учебника. Код материалов: Обществознание Конспект №18.

Вернуться к Списку конспектов (в ОГЛАВЛЕНИЕ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *