Конспект по обществознанию 10 класс Профиль кратко параграф 21. Краткое содержание и пересказ § 21. ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ по учебнику Лазебниковой (углубленный уровень). Конспект по пунктам параграфа + Дополнительный материал к ЕГЭ. Код материалов: Обществознание Конспект №21.
Конспект по § 21. ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Параграф 21 кратко (малый конспект)
Параграф посвящён исследованию личности и межличностных отношений в социальной психологии. Личность рассматривается как единство уникальности, основанной на самосознании и внутренней позиции, и социальной сущности, формируемой через механизмы идентификации и обособления в группе. Ключевое место в изучении личности занимает социальная установка (аттитюд), которая формируется до 30 лет и состоит из когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Особое внимание уделяется проявлению личности в группе, где формируются специфические социально-психологические качества и происходит межличностное оценивание. Структура самосознания, по В.С. Мухиной, включает имя, притязание на признание, психологическое время и другие звенья, что тесно связано с развитием «Я-концепции» и социальной идентичности. Завершается параграф анализом межличностного взаимодействия, которое характеризуется общей целью и эмоциональной основой, выражающейся в конъюнктивных или дизъюнктивных чувствах.
Конспект по пунктам параграфа
- Формирование личности основано на единстве уникальности и принадлежности к социуму.
- Уникальность определяется самосознанием и внутренней позицией человека.
- Первое рождение личности связано с появлением самосознания, второе – с формированием системы ценностей и мировоззрения.
- Социальная сущность личности формируется через механизмы идентификации (усвоение культуры) и обособления (отстаивание уникальности).
- Личность – это человек, осознающий свое отношение к окружающим, включенный в социальные отношения и обладающий индивидуально-психологическими особенностями.
- Социальная психология изучает личность в контексте ее взаимоотношений с группой, фокусируясь на микросреде и регуляторах поведения.
Социальная установка
- Социальная установка (аттитюд) объясняет, почему человек поступает тем или иным образом.
- Понятие возникло из исследования писем эмигрантов из Польши в Америку.
- Выделяются три возрастных этапа формирования установок: до 12 лет (соответствие родительским моделям), 12-20 лет (конкретизация с учетом социальных ролей), 20-30 лет (стабилизация и формирование системы убеждений).
- Структура установки включает: когнитивный (осознание), аффективный (эмоциональная оценка) и поведенческий (готовность к действию) компоненты.
Личность в группе
- Группа наделяет личность определенными качествами, значимыми для этой группы.
- Процесс межличностного оценивания включает четыре процесса: интериоризация, социальное сравнение, самоатрибуция и смысловая интерпретация жизненного переживания.
- Выделяют два ряда социально-психологических качеств: проявляющиеся в процессе деятельности и в ситуации общения.
- В общении важны феномены: механизм перцептивной защиты, эффект «ожиданий» и феномен когнитивной сложности.
Формирование самосознания. Структурные звенья самосознания
В. С. Мухина выделила структурные звенья самосознания:
- Имя собственное и телесная индивидуальность.
- Притязание на признание – стремление человека к уважению и соответствию социальным ожиданиям.
- Психологическое время личности – индивидуальное переживание прошлого, настоящего и будущего.
- Социально-нормативное пространство личности – совокупность прав, обязанностей и условий развития.
«Я-концепция» и самосознание
- Самосознание – способность наблюдать, понимать и оценивать себя с учетом мнения других.
- Уровни развития самосознания: когнитивная сложность, склонность к саморефлексии, внутренняя целостность, устойчивость и уровень самопринятия.
- «Я-концепция» – управляющий образ «Я», который оценивает и контролирует соответствие мыслей и действий идеалу.
- Функции «Я-концепции»: организующая, эмоциональная, регулятивная.
Социальная идентичность
- Социальная идентичность – отождествление себя с социальной группой.
- Основные положения теории:
- Категоризация – распределение людей по группам.
- Установление идентичности через связь с группой.
- Сравнение «своих» и «чужих».
- Оценка себя через призму группы.
- Локус контроля – склонность приписывать ответственность за события внешним обстоятельствам (экстернальный) или собственным усилиям (интернальный).
Межличностное взаимодействие
- Межличностное взаимодействие – контакты между людьми, вызывающие взаимные изменения в поведении и установках.
- Признаки: наличие общей цели, наблюдаемость, регламентация нормами, осознанные стремления участников.
- Главная черта – эмоциональная основа, которая делится на:
- Конъюнктивные чувства (сближающие, например, симпатия).
- Дизъюнктивные чувства (разъединяющие, например, неприязнь).
Дополнительный материал
1. Эффект «Пигмалиона» на практике. Исследования показывают, что социальные ожидания, подобные «эффекту ожиданий» из текста, могут напрямую влиять на реальность. В известном эксперименте Розенталя учителям сказали, что некоторые их ученики — «интеллектуальные цветы», хотя те были выбраны случайно. К концу года эти дети показали значительный рост IQ. Это доказывает, как установки и ожидания группы (в данном случае, учителей) могут формировать личность и ее достижения, что напрямую связано с вопросами ЕГЭ о социализации и социальном контроле.
2. «Я-концепция» и экономическое поведение. Ваша «Я-концепция» влияет не только на общение, но и на финансовые решения. Люди с сильным «Я-реальным» (уверенные в своих текущих качествах) чаще делают рискованные, но потенциально выгодные инвестиции. Те, у кого сильно развито «Я-идеальное» (образ того, кем хочется стать), более склонны к накопительству и менее рискованным вложениям. Это яркий пример связи личности (ее самосознания) и экономической сферы жизни общества.
3. Социальная идентичность и политические процессы. Теория социальной идентичности объясняет многие политические явления. Например, рост поддержки националистических движений часто связан с тем, что люди, чувствующие себя ущемленными в экономическом или социальном плане, начинают сильнее отождествлять себя со своей этнической или национальной группой («свои»), противопоставляя ее мигрантам или другим nations («чужие»). Это позволяет им восстановить позитивную социальную идентичность и самоуважение, что является важным аспектом для понимания политических процессов в ЕГЭ.
4. Локус контроля и правовое сознание. Люди с интернальным локусом контроля (верящие, что все зависит от них) чаще проявляют активную гражданскую позицию: участвуют в выборах, следят за соблюдением законов, так как верят в результативность своих действий. Экстерналы же (считающие, что все решает случай или власть) более пассивны и склонны к правовому нигилизму, полагая, что от них ничего не зависит. Это напрямую связывает психологическую характеристику личности с ее правовой культурой.
Вы смотрели: конспект по обществознанию к учебнику 10 класса §21. ЛИЧНОСТЬ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Краткое содержание параграфа учебника. Код материалов: Обществознание Конспект №21.