Конспект по обществознанию 10 класс Профиль кратко параграф 22-23. Краткое содержание и пересказ § 22-23. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ВИДЫ по учебнику Лазебниковой (углубленный уровень). Конспект по пунктам параграфа + Дополнительный материал к ЕГЭ. Код материалов: Обществознание Конспект №22-23.
Конспект по § 22-23. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ВИДЫ
Параграф 22-23 кратко (малый конспект)
Параграф посвящён изучению социальных групп с точки зрения социальной психологии. Социальные группы определяются как совокупности людей, объединённых общими признаками, и классифицируются по различным основаниям. Выделяются условные и реальные группы, а среди реальных — лабораторные и естественные. Естественные группы делятся на большие (организованные, как этносы, и неорганизованные, как толпа) и малые. В больших группах изучаются способы воздействия на индивида, такие как заражение, внушение и подражание, а также феномен «эффекта толпы». Малые группы характеризуются немногочисленностью, непосредственным общением и чувством «Мы», и подразделяются на формальные, неформальные, а также на группы членства и референтные группы. Особое внимание уделяется опасности антисоциальных и криминальных групп, их характеристикам и влиянию на личность.
Конспект по пунктам параграфа
- Социальная психология сосредоточена на изучении закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы.
- Социальная группа – это совокупность людей, объединённых некими социальными признаками (общей деятельностью, экономическими, этническими, демографическими характеристиками и др.).
- Условные (номинальные) группы – группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом.
- Реальные группы – действительно существующие объединения людей, связанных между собой определёнными отношениями и осознающих свою принадлежность к ним (например, семья, школьный класс).
- Среди реальных групп выделяют лабораторные (созданные для экспериментов) и естественные (возникшие в ходе развития общества).
- Делятся на два подтипа:
- Организованные группы: этносы, социальные классы, профессиональные группы.
- Неорганизованные (стихийные) группы: толпа, масса, публика.
- Способы воздействия больших социальных групп на людей:
- Заражение (бессознательная передача эмоционального состояния).
- Внушение (целенаправленное, неаргументированное воздействие).
- Убеждение (словесное воздействие, побуждающее оценить доводы).
- Подражание (воспроизведение образцов поведения).
- Манипуляция (скрытое воздействие с целью вызвать определённые эмоции и действия).
- «Эффект толпы»: попадая в толпу, человек теряет чувство ответственности, становится более внушаемым и легко передаёт эмоции.
Малые группы
- Малая группа – немногочисленная по составу совокупность людей, объединённых общей деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении.
- Характеристики: немногочисленность состава, психологическая общность (чувство «Мы»), совместная деятельность, наличие групповых ценностей и норм, непосредственное общение.
- Классификации малых групп:
- Формальные (созданы организацией с чёткой структурой, например, школьный класс, футбольная команда).
- Неформальные (добровольные сообщества на основе общих интересов и симпатий, например, дворовая компания).
- Группы членства (группы, где индивид просто присутствует).
- Референтные группы (группы, нормы и ценности которых индивид разделяет и использует как эталон для самооценки).
Опасность антисоциальных и криминальных групп
- Антисоциальные группы – группы, поведение участников которых противоречит социальным нормам. Они искажают нравственные понятия и заменяют общечеловеческие ценности ценностями преступного мира.
- Криминальные (преступные) группы характеризуются чёткой ориентацией на преступное поведение. Ими руководят лидеры авторитарного склада, а типичные действия – кражи, грабежи, насильственные преступления.
Дополнительный материал
Эксперимент «Тюрьма в Стэнфорде». Знаменитый психологический эксперимент 1971 года, проведённый Филиппом Зимбардо, наглядно показал, как социальные роли и групповая динамика в искусственно созданной формальной группе (охранники и заключённые) могут привести к деструктивному и жестокому поведению вполне обычных людей. Это прямо иллюстрирует силу влияния группы на индивида.
Теория «Разбитых окон». Эта теория, предложенная Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом, утверждает, что видимые признаки беспорядка и несоблюдения норм (как разбитое окно) провоцируют дальнейшие, более серьёзные правонарушения. Это можно рассматривать как пример нормативного влияния референтной группы (в данном случае — всего общества) на поведение индивида.
Социальная лень (эффект Рингельмана). Психологи установили, что в группе люди часто прилагают меньше усилий для достижения общей цели, чем при индивидуальной работе. Этот феномен, называемый социальной ленью, особенно ярко проявляется в больших группах и является примером негативного влияния группы на эффективность деятельности.
Сетевые сообщества как новые референтные группы. В современном мире для молодёжи огромное влияние приобретают виртуальные референтные группы — сообщества в социальных сетях, блогеры, игровые кланы. Их нормы и ценности могут формировать установки и поведение подростков даже сильнее, чем реальное окружение, что создаёт новые вызовы для социализации.
Вы смотрели: конспект по обществознанию к учебнику 10 класса §22-23. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ВИДЫ. Краткое содержание параграфа учебника. Код материалов: Обществознание Конспект №22-23.