Обществознание Конспект №22-23

Конспект по обществознанию 10 класс Профиль кратко параграф 22-23. Краткое содержание и пересказ § 22-23. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ВИДЫ по учебнику Лазебниковой (углубленный уровень). Конспект по пунктам параграфа + Дополнительный материал к ЕГЭ. Код материалов: Обществознание Конспект №22-23.

Вернуться к Списку конспектов

Конспект по § 22-23. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ВИДЫ

Параграф 22-23 кратко (малый конспект)

Параграф посвящён изучению социальных групп с точки зрения социальной психологии. Социальные группы определяются как совокупности людей, объединённых общими признаками, и классифицируются по различным основаниям. Выделяются условные и реальные группы, а среди реальных — лабораторные и естественные. Естественные группы делятся на большие (организованные, как этносы, и неорганизованные, как толпа) и малые. В больших группах изучаются способы воздействия на индивида, такие как заражение, внушение и подражание, а также феномен «эффекта толпы». Малые группы характеризуются немногочисленностью, непосредственным общением и чувством «Мы», и подразделяются на формальные, неформальные, а также на группы членства и референтные группы. Особое внимание уделяется опасности антисоциальных и криминальных групп, их характеристикам и влиянию на личность.

 

Конспект по пунктам параграфа

Группа как объект исследования социальной психологии

  • Социальная психология сосредоточена на изучении закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы.
  • Социальная группа – это совокупность людей, объединённых некими социальными признаками (общей деятельностью, экономическими, этническими, демографическими характеристиками и др.).

Виды социальных групп

  • Условные (номинальные) группы – группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом.
  • Реальные группы – действительно существующие объединения людей, связанных между собой определёнными отношениями и осознающих свою принадлежность к ним (например, семья, школьный класс).
  • Среди реальных групп выделяют лабораторные (созданные для экспериментов) и естественные (возникшие в ходе развития общества).

Большие социальные группы

  • Делятся на два подтипа:
    • Организованные группы: этносы, социальные классы, профессиональные группы.
    • Неорганизованные (стихийные) группы: толпа, масса, публика.
  • Способы воздействия больших социальных групп на людей:
    • Заражение (бессознательная передача эмоционального состояния).
    • Внушение (целенаправленное, неаргументированное воздействие).
    • Убеждение (словесное воздействие, побуждающее оценить доводы).
    • Подражание (воспроизведение образцов поведения).
    • Манипуляция (скрытое воздействие с целью вызвать определённые эмоции и действия).
    • «Эффект толпы»: попадая в толпу, человек теряет чувство ответственности, становится более внушаемым и легко передаёт эмоции.

Малые группы

  • Малая группа – немногочисленная по составу совокупность людей, объединённых общей деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении.
  • Характеристики: немногочисленность состава, психологическая общность (чувство «Мы»), совместная деятельность, наличие групповых ценностей и норм, непосредственное общение.
  • Классификации малых групп:
    • Формальные (созданы организацией с чёткой структурой, например, школьный класс, футбольная команда).
    • Неформальные (добровольные сообщества на основе общих интересов и симпатий, например, дворовая компания).
  • Группы членства (группы, где индивид просто присутствует).
  • Референтные группы (группы, нормы и ценности которых индивид разделяет и использует как эталон для самооценки).

Опасность антисоциальных и криминальных групп

  • Антисоциальные группы – группы, поведение участников которых противоречит социальным нормам. Они искажают нравственные понятия и заменяют общечеловеческие ценности ценностями преступного мира.
  • Криминальные (преступные) группы характеризуются чёткой ориентацией на преступное поведение. Ими руководят лидеры авторитарного склада, а типичные действия – кражи, грабежи, насильственные преступления.

 

Дополнительный материал

Эксперимент «Тюрьма в Стэнфорде». Знаменитый психологический эксперимент 1971 года, проведённый Филиппом Зимбардо, наглядно показал, как социальные роли и групповая динамика в искусственно созданной формальной группе (охранники и заключённые) могут привести к деструктивному и жестокому поведению вполне обычных людей. Это прямо иллюстрирует силу влияния группы на индивида.

Теория «Разбитых окон». Эта теория, предложенная Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом, утверждает, что видимые признаки беспорядка и несоблюдения норм (как разбитое окно) провоцируют дальнейшие, более серьёзные правонарушения. Это можно рассматривать как пример нормативного влияния референтной группы (в данном случае — всего общества) на поведение индивида.

Социальная лень (эффект Рингельмана). Психологи установили, что в группе люди часто прилагают меньше усилий для достижения общей цели, чем при индивидуальной работе. Этот феномен, называемый социальной ленью, особенно ярко проявляется в больших группах и является примером негативного влияния группы на эффективность деятельности.

Сетевые сообщества как новые референтные группы. В современном мире для молодёжи огромное влияние приобретают виртуальные референтные группы — сообщества в социальных сетях, блогеры, игровые кланы. Их нормы и ценности могут формировать установки и поведение подростков даже сильнее, чем реальное окружение, что создаёт новые вызовы для социализации.

 


Вы смотрели: конспект по обществознанию к учебнику 10 класса §22-23. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ВИДЫ. Краткое содержание параграфа учебника. Код материалов: Обществознание Конспект №22-23.

Вернуться к Списку конспектов (в ОГЛАВЛЕНИЕ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *