Обществознание Конспект №24

Конспект по обществознанию 10 класс Профиль кратко параграф 24. Краткое содержание и пересказ § 24. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА по учебнику Лазебниковой (углубленный уровень). Конспект по пунктам параграфа + Дополнительный материал к ЕГЭ. Код материалов: Обществознание Конспект №24.

Вернуться к Списку конспектов

Конспект по § 24. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Параграф 24 кратко (малый конспект)

Документ раскрывает многогранное влияние группы на поведение человека. В группе индивид может демонстрировать более высокие результаты, но также подвергаться процессу деиндивидуализации, когда чувство «Мы» преобладает над «Я». Межличностные отношения в группах классифицируются на официальные/неофициальные, деловые/личные и другие, формируя сложную систему связей. Ключевыми процессами, обеспечивающими целостность группы, являются интеграция и сплочённость, которые зависят от совместной деятельности, сходства членов группы и общих ценностей. Группа также порождает такие явления, как конформность (согласие с мнением большинства) и нонконформизм, а внутри нее происходит дифференциация, выявляющая лидеров разных типов – формальных и неформальных, инструментальных и экспрессивных. В заключении рассматриваются особенности взаимоотношений в ученических группах, где позиции лидеров могут меняться в зависимости от вида деятельности.

 

Конспект по пунктам параграфа 24

Влияние группы на поведение человека

  • Группа способна усилить индивидуальные качества и породить нечто большее.
  • Обратной стороной является деиндивидуализация – ослабление индивидуальной ответственности в группе.

Межличностные отношения в группах

  • Официальные отношения – регулируются нормами и правилами (законы, уставы).
  • Неофициальные отношения – складываются на базе личного отношения человека к человеку.
  • Деловые отношения – обусловлены совместной деятельностью и функциональными обязанностями.
  • Личные отношения – обусловлены симпатиями и антипатиями.
  • Отношения по вертикали – между людьми разного положения в группе (начальник-подчинённый).
  • Отношения по горизонтали – между людьми одинакового положения (коллеги).
  • Рациональные отношения – основаны на знаниях людей друг о друге.
  • Эмоциональные отношения – основаны на индивидуальном восприятии.

Интеграция в группах разного уровня развития

  • Групповая интеграция – состояние целостности группы как общности.
  • Согласно теории А. В. Петровского, группа состоит из трёх слоёв: эмоциональные контакты, совместная деятельность, принятие единых целей.

Групповая сплочённость

  • Сплочённость – единство, прочность и устойчивость межличностных отношений.
  • Показатели сплочённости: взаимная симпатия, привлекательность группы, удовлетворение потребностей, согласованность взглядов и действий.
  • Факторы влияния на сплочённость: совместная деятельность, история успеха, личные характеристики, система стимулов, групповые нормы.
  • Проявлением сплочённости является групповое мнение.

Что такое конформность

  • Конформность – склонность изменять своё поведение под влиянием группы.
  • Степень конформности зависит от: новизны группы, социального статуса, привязанности к группе, личностных характеристик, сплочённости группы.
  • Нонконформизм – сопротивление мнению группы.

Психологическое манипулирование и способы противодействия ему

  • Психологическое манипулирование – неочевидное принуждение человека к действиям в интересах манипулятора.
  • Способы противодействия: контраргументация, конструктивная критика, отказ, встречные вопросы.

Групповая дифференциация

  • Дифференциация – разделение группы на участников с разным положением («звёзды», «предпочитаемые», «изолированные», «отверженные»).
  • Выделяются эмоциональный лидер и деловой лидер.

Формы и стиль лидерства

  • Формальное лидерство – влияние с позиции занимаемой должности.
  • Неформальное лидерство – влияние благодаря личным ресурсам и авторитету.
  • Инструментальный лидер – организует деятельность для достижения цели.
  • Экспрессивный лидер – регулирует межличностные отношения и эмоциональную атмосферу.
  • Стили лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), анархический (попустительский).

Взаимоотношения в ученических группах

  • В школьном классе межличностные отношения влияют на результаты сложных и творческих задач.
  • Участие во внеклассных объединениях позволяет учащимся занимать новые социальные позиции и проявлять лидерские качества.
  • Временные группы дают возможность нового статуса и «переноса личностных приобретений» в постоянный коллектив.

 

Дополнительный материал

1. Эффект социальной лени. В отличие от социальной фасилитации (улучшения результатов в группе), в больших группах люди часто прилагают меньше индивидуальных усилий, чем при работе в одиночку. Этот феномен, открытый французским инженером Максом Рингельманом, называется эффектом социальной лени и является примером деиндивидуализации. С точки зрения ЕГЭ, это иллюстрирует противоречивое влияние группы на индивида.

2. Конформизм и история. Классический эксперимент Соломона Аша (1950-е гг.) наглядно продемонстрировал силу конформизма: около 37% участников соглашались с заведомо неверным ответом группы по длине линий. Этот эксперимент помогает понять механизмы формирования общественного мнения и подавления инакомыслия в тоталитарных режимах, что напрямую связано с темой «Социальные отношения» в ЕГЭ.

3. Лидерство и власть. В обществознании различают понятия «лидер» и «руководитель». Руководство — это социальный феномен, а лидерство — психологический. Формальный лидер обладает легальной властью (основанной на законе), а неформальный — экспертной (знания) или референтной (симпатии). Это важное различие для вопросов о политическом лидерстве и типах легитимности власти.

4. Сплочённость vs. группомыслие. Высокая сплочённость — не всегда благо. Психолог Ирвинг Джейнис описал феномен «groupthink» (группомыслие), когда стремление к согласию в сплочённой группе подавляет реалистичную оценку альтернатив и критическое мышление, что может приводить к катастрофическим решениям (например, провал высадки в заливе Свиней при Кеннеди). Это пример дисфункции социальной группы.

 


Вы смотрели: конспект по обществознанию к учебнику 10 класса §24. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ПОВЕДЕНИЕ «ЧЕЛОВЕКА. Краткое содержание параграфа учебника. Код материалов: Обществознание Конспект №24.

Вернуться к Списку конспектов (в ОГЛАВЛЕНИЕ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *