Конспект по обществознанию 10 класс Профиль кратко параграф 24. Краткое содержание и пересказ § 24. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА по учебнику Лазебниковой (углубленный уровень). Конспект по пунктам параграфа + Дополнительный материал к ЕГЭ. Код материалов: Обществознание Конспект №24.
Конспект по § 24. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Параграф 24 кратко (малый конспект)
Документ раскрывает многогранное влияние группы на поведение человека. В группе индивид может демонстрировать более высокие результаты, но также подвергаться процессу деиндивидуализации, когда чувство «Мы» преобладает над «Я». Межличностные отношения в группах классифицируются на официальные/неофициальные, деловые/личные и другие, формируя сложную систему связей. Ключевыми процессами, обеспечивающими целостность группы, являются интеграция и сплочённость, которые зависят от совместной деятельности, сходства членов группы и общих ценностей. Группа также порождает такие явления, как конформность (согласие с мнением большинства) и нонконформизм, а внутри нее происходит дифференциация, выявляющая лидеров разных типов – формальных и неформальных, инструментальных и экспрессивных. В заключении рассматриваются особенности взаимоотношений в ученических группах, где позиции лидеров могут меняться в зависимости от вида деятельности.
Конспект по пунктам параграфа 24
Влияние группы на поведение человека
- Группа способна усилить индивидуальные качества и породить нечто большее.
- Обратной стороной является деиндивидуализация – ослабление индивидуальной ответственности в группе.
Межличностные отношения в группах
- Официальные отношения – регулируются нормами и правилами (законы, уставы).
- Неофициальные отношения – складываются на базе личного отношения человека к человеку.
- Деловые отношения – обусловлены совместной деятельностью и функциональными обязанностями.
- Личные отношения – обусловлены симпатиями и антипатиями.
- Отношения по вертикали – между людьми разного положения в группе (начальник-подчинённый).
- Отношения по горизонтали – между людьми одинакового положения (коллеги).
- Рациональные отношения – основаны на знаниях людей друг о друге.
- Эмоциональные отношения – основаны на индивидуальном восприятии.
Интеграция в группах разного уровня развития
- Групповая интеграция – состояние целостности группы как общности.
- Согласно теории А. В. Петровского, группа состоит из трёх слоёв: эмоциональные контакты, совместная деятельность, принятие единых целей.
Групповая сплочённость
- Сплочённость – единство, прочность и устойчивость межличностных отношений.
- Показатели сплочённости: взаимная симпатия, привлекательность группы, удовлетворение потребностей, согласованность взглядов и действий.
- Факторы влияния на сплочённость: совместная деятельность, история успеха, личные характеристики, система стимулов, групповые нормы.
- Проявлением сплочённости является групповое мнение.
Что такое конформность
- Конформность – склонность изменять своё поведение под влиянием группы.
- Степень конформности зависит от: новизны группы, социального статуса, привязанности к группе, личностных характеристик, сплочённости группы.
- Нонконформизм – сопротивление мнению группы.
Психологическое манипулирование и способы противодействия ему
- Психологическое манипулирование – неочевидное принуждение человека к действиям в интересах манипулятора.
- Способы противодействия: контраргументация, конструктивная критика, отказ, встречные вопросы.
Групповая дифференциация
- Дифференциация – разделение группы на участников с разным положением («звёзды», «предпочитаемые», «изолированные», «отверженные»).
- Выделяются эмоциональный лидер и деловой лидер.
Формы и стиль лидерства
- Формальное лидерство – влияние с позиции занимаемой должности.
- Неформальное лидерство – влияние благодаря личным ресурсам и авторитету.
- Инструментальный лидер – организует деятельность для достижения цели.
- Экспрессивный лидер – регулирует межличностные отношения и эмоциональную атмосферу.
- Стили лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), анархический (попустительский).
Взаимоотношения в ученических группах
- В школьном классе межличностные отношения влияют на результаты сложных и творческих задач.
- Участие во внеклассных объединениях позволяет учащимся занимать новые социальные позиции и проявлять лидерские качества.
- Временные группы дают возможность нового статуса и «переноса личностных приобретений» в постоянный коллектив.
Дополнительный материал
1. Эффект социальной лени. В отличие от социальной фасилитации (улучшения результатов в группе), в больших группах люди часто прилагают меньше индивидуальных усилий, чем при работе в одиночку. Этот феномен, открытый французским инженером Максом Рингельманом, называется эффектом социальной лени и является примером деиндивидуализации. С точки зрения ЕГЭ, это иллюстрирует противоречивое влияние группы на индивида.
2. Конформизм и история. Классический эксперимент Соломона Аша (1950-е гг.) наглядно продемонстрировал силу конформизма: около 37% участников соглашались с заведомо неверным ответом группы по длине линий. Этот эксперимент помогает понять механизмы формирования общественного мнения и подавления инакомыслия в тоталитарных режимах, что напрямую связано с темой «Социальные отношения» в ЕГЭ.
3. Лидерство и власть. В обществознании различают понятия «лидер» и «руководитель». Руководство — это социальный феномен, а лидерство — психологический. Формальный лидер обладает легальной властью (основанной на законе), а неформальный — экспертной (знания) или референтной (симпатии). Это важное различие для вопросов о политическом лидерстве и типах легитимности власти.
4. Сплочённость vs. группомыслие. Высокая сплочённость — не всегда благо. Психолог Ирвинг Джейнис описал феномен «groupthink» (группомыслие), когда стремление к согласию в сплочённой группе подавляет реалистичную оценку альтернатив и критическое мышление, что может приводить к катастрофическим решениям (например, провал высадки в заливе Свиней при Кеннеди). Это пример дисфункции социальной группы.
Вы смотрели: конспект по обществознанию к учебнику 10 класса §24. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ НА ПОВЕДЕНИЕ «ЧЕЛОВЕКА. Краткое содержание параграфа учебника. Код материалов: Обществознание Конспект №24.