Обществознание Лазебникова §12 Ответы

Ответы на вопросы после параграфа 12 страница 131 учебника по обществознанию 10 класс Профиль. §12 НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ по учебнику Лазебниковой (углубленный уровень). Код материалов: Обществознание Лазебникова §12 Ответы.
Вернуться к Списку конспектов

Ответы на вопросы внутри параграфа смотри в конспекте № 12.

Текст § 12 полностью Конспект § 12 и Ответы

Ответ на вопросы для самопроверки

❓ 1. Какие особенности характерны для научного познания?
Особенностями научного познания являются объективность (соответствие знания реальности), доказательность (использование логических приёмов обоснования истинности), проверяемость (подтверждение рациональными способами), системность (понимание соотношения между понятиями, законами, фактами) и открытость рациональной критике.

❓ 2. Как связаны эмпирический и теоретический уровень научного познания?
Эмпирический и теоретический уровни научного познания связаны тем, что в реальном научном познании эти методы используют всегда в единстве. Например, при разработке эксперимента требуется предварительное теоретическое осмысление проблемы, а после проведения эксперимента – обработка результатов с использованием теоретических методов.

❓ 3. Какие методы научного познания существуют?
Существуют эмпирические методы (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) и теоретические методы (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, идеализация, моделирование).

❓ 4. В чём проявляется дифференциация и интеграция научного знания?
Дифференциация проявляется в подразделении наук на более узкие дисциплины (например, физика подразделилась на механику, астрономию, физику твёрдого тела и т.д.). Интеграция проявляется в возникновении «стыковых» научных дисциплин (биохимия, кибернетика, биофизика и т.д.) и в использовании идей эволюции и единства мира в гуманитарных науках.

Ответ на вопросы к источнику

❓ 1. Какие новые дисциплины появились в результате междисциплинарных исследований?
В результате междисциплинарных исследований появились такие дисциплины, как геофизика, кибернетика, социолингвистика, педагогика, страноведение.

❓ 2. Какие междисциплинарные исследования осуществляются на неформальной основе?
На неформальной основе осуществляются междисциплинарные исследования в области синергетики, виртуалистики, искусственного интеллекта, теории катастроф.

❓ 3. В чём заключается особенность междисциплинарных исследований с использованием Интернета?
Особенность междисциплинарных исследований с использованием Интернета заключается в том, что они объединяются актуальной проблемой, а не долгосрочными тематическими планами, и характеризуются высокой степенью разнородности подходов, свободой по отношению к научным традициям и сниженной строгостью взаимных обязательств участников.

❓ 4. Оцените преимущества онлайн-организации междисциплинарных исследований.
Преимущества онлайн-организации междисциплинарных исследований заключаются в том, что Интернет позволяет снизить затраты на организацию, создавая «мягко связанные» онлайновые исследовательские сообщества, которые объединяются актуальной проблемой и используют электронные публикации, форумы и сайты.

Ответ на Задания (стр. 131)

❓ № 1. Назовите важнейшие особенности научного познания и проиллюстрируйте примером каждую из них.

1. Объективность – соответствие знания реальности. Пример: Утверждение «Земля вращается вокруг Солнца» объективно, так как соответствует наблюдаемым астрономическим явлениям и расчетам.
2. Доказательность – использование логических приёмов обоснования истинности. Пример: Теорема в геометрии доказывается путем последовательных логических выводов из аксиом.
3. Проверяемость – возможность подтверждения рациональными способами. Пример: Химическая формула воды (H₂O) проверяется путем проведения эксперимента по электролизу.
4. Системность – понимание соотношений между понятиями и законами. Пример: В физике законы Ньютона системно связаны и позволяют описывать и предсказывать механическое движение тел.
5. Открытость рациональной критике – любое положение можно попытаться опровергнуть. Пример: Теория относительности Эйнштейна была принята научным сообществом после того, как выдержала многочисленные попытки критики и опровержения.

❓ № 2. Найдите информацию о том, каким способом познания было установлено, что степень загрязнения Мирового океана катастрофически нарастает.
Это было установлено эмпирическим путем, в частности, с помощью методов наблюдения и измерения, которые позволяют получать количественные данные о концентрации загрязняющих веществ в воде.

❓ № 3. Знаменитый иммунолог и физиолог И. И. Мечников размышлял о том, как человеческий организм борется с инфекцией. Однажды, наблюдая за прозрачными личинками морской звезды, он бросил несколько шипов розы в их скопление; личинки обнаружили эти шипы и «переварили» их. Какой метод научного исследования позволил учёному открыть теорию фагоцитоза?
Этот метод – эксперимент, так как учёный целенаправленно воздействовал на объект (личинки) в заданных условиях (бросая в них шипы) и наблюдал за процессом.

❓ № 4. Можно ли считать решение задачи шахматистом примером теоретического уровня познания?
Да, можно, так как решение шахматной задачи предполагает использование общенаучных теоретических методов, таких как анализ и синтез (анализ позиции и синтез плана игры), дедукция (вывод ходов из известных принципов), моделирование (мысленное проигрывание вариантов) и идеализация (работа с абстрактными фигурами на доске).

❓ № 5. Охарактеризуйте методы познания, которые позволили Д. И. Менделееву открыть периодический закон элементов.
Для открытия периодического закона Д.И. Менделеев использовал:

  • Анализ и синтез – анализ известных свойств элементов и синтез их в единую систему.
  • Индукцию – обобщение свойств элементов на основе имеющихся данных.
  • Абстрагирование – отвлечение от некоторых индивидуальных свойств элементов для выявления общих закономерностей.
  • Моделирование – создание таблицы как модели, отражающей периодическую зависимость свойств элементов от их атомного веса.
  • Восхождение от абстрактного к конкретному – от абстрактной идеи периодичности к конкретной таблице, предсказывающей свойства ещё не открытых элементов.

❓ № 6. Спланируйте и выполните проектную работу по теме «Перспективные междисциплинарные исследования». Предложите разные способы презентации результата своей работы.
План проектной работы:
1. Выбор актуальной междисциплинарной проблемы (например, «Нейроэкономика: как мозг принимает экономические решения»).
2. Исследование составляющих её дисциплин (нейробиология, экономика, психология).
3. Анализ существующих исследований и перспективных направлений.
4. Формулирование гипотезы или проекта собственного мини-исследования.
5. Оформление результатов.

Способы презентации:

  • Традиционный доклад на уроке или конференции.
  • Инфографика или постер, наглядно показывающие связь дисциплин и ключевые идеи.
  • Презентация (например, PowerPoint или Google Slides) с использованием схем, графиков и кратких тезисов.
  • Создание тематического сайта или вики-страницы, где информация структурирована и доступна для обсуждения.

 


Вы смотрели: Ответы на вопросы после параграфа учебника по обществознанию 10 класс Профиль (углубленный уровень). Код материалов: Обществознание Лазебникова §12 Ответы.

Вернуться к Списку конспектов (в ОГЛАВЛЕНИЕ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *