Ответы на вопросы после параграфа 15 страница 151 учебника по обществознанию 10 класс Профиль. §15 ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ по учебнику Лазебниковой (углубленный уровень). Код материалов: Обществознание Лазебникова §15 Ответы.
Вернуться к Списку конспектов
Ответы на вопросы внутри параграфа смотри в конспекте № 15.
Текст § 15 полностью Конспект § 15 и ОтветыОтветы на Вопросы «РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ»
1. Какие две группы санкций выделяются в тексте?
В тексте выделяются внешние и внутренние нравственные санкции. Внешней санкцией является давление общественного мнения, а внутренней — чувство совести.
2. Чем различаются стыд и вина?
Стыд представляет собой эмоциональную реакцию на разоблачение нарушения нормы, а вина — это самооценка, внутренняя негативная нравственная санкция.
3. Чем обеспечивается выполнение моральных санкций?
Выполнение моральных санкций обеспечивается силой и авторитетом общественного мнения, а также осознанием нарушителем представлений о нравственности и безнравственности.
4. Почему кодексы профессиональной этики автор называет морально-правовыми?
Автор называет их морально-правовыми, потому что они формально определены и обеспечиваются не только общественным мнением, но и профессиональным сообществом или органом власти, и за нарушение могут следовать дисциплинарные или административные санкции.
5. В этический кодекс одного из банков было внесено положение: воздерживаться от публичной оценки руководства банка. Предположите, какие ещё положения важно включить в такой документ.
В такой документ важно включить положения о соблюдении конфиденциальности информации, о добросовестном выполнении своих профессиональных обязанностей, о предотвращении конфликта интересов и о проявлении уважения к коллегам и клиентам.
Ответы на ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Что изучает этика?
Этика — это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Её главной темой являются рассуждения о природе морали и причинах её появления.
2. Каковы основные функции морали в обществе?
Основными функциями морали являются регулятивная, контролирующая, воспитательная, ценностная и оценочная. Они направлены на регулирование поведения людей и поддержание социальных связей.
3. Как нравственность связана с моралью?
Мораль — это сфера должного, требования общества к каждому его члену, а нравственность относится к сфере сущего, то есть к тому, как личность воспринимает и реализует эти требования. Нравственность проявляется через поступки человека.
4. Какой поступок считается нравственным?
Поступок считается нравственным, если он укрепляет социальные связи и идёт на пользу обществу, а также если он совершается на основе добровольного нравственного выбора и следования моральным принципам.
5. Что означает выражение «муки совести»?
Выражение «муки совести» означает внутреннюю самооценку, чувство психологического дискомфорта и вины, которое испытывает человек, осознавший, что поступил неправильно, вопреки нравственным нормам.
6. Почему мораль рассматривается как механизм сохранения общественных связей?
Мораль рассматривается как механизм сохранения общественных связей, потому что нравственные поступки людей укрепляют эти связи, что необходимо для устойчивости и выживания самого общества.
7. Какую роль в поддержании моральных норм играет общественное мнение?
Общественное мнение играет роль внешнего регулятора, осуждая одни поступки и одобряя другие, и выступает одной из важных форм социального контроля, поддерживая соблюдение моральных норм.
Ответы на ЗАДАНИЯ (стр. 151):
№ 1. Можно ли сделать вывод о нравственности того или иного поступка, не учитывая его мотивов? Поясните свой вывод.
Нет, нельзя, так как нравственность проявляется через поступки в ситуациях морального выбора, который определяется внутренними установками и мотивами личности. Без учёта мотивов поступок лишается своего нравственного содержания.
№ 2. Если мораль, как утверждал один философ, должна служить неким более важным общественным интересам и изменяется вместе с условиями общественной жизни, в ситуации выбора «плодородных почв или благородных друзей» предпочтение должно быть отдано первым. Как вы понимаете эту мысль, разделяете ли вы её?
Эта мысль означает, что материальные условия (плодородные почвы) как основа благосостояния общества могут считаться более важными, чем абстрактные нравственные идеалы (благородные друзья), если мораль подчинена утилитарным общественным интересам. Её разделение зависит от точки зрения на приоритеты в общественном развитии.
№ 3. Существуют разные точки зрения по вопросу о происхождении морали. Согласно одной из них, мораль возникла естественно-историческим путём и восходит к обычаю. Нравственность появилась в первобытном обществе на стадии его разложения, когда заметно снизилась роль кровнородственных связей и стали проявляться противоречия между частными и общественным интересами. Именно мораль была призвана в этих условиях обеспечить необходимую стабильность и целостность общества. Авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм деятельность и заповеди «учителей человечества» – Моисея, Будды, Конфуция, Иисуса Христа. В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «…во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Соотнесите эти позиции с точками зрения на соотношение устойчивости и изменчивости моральных норм. Сделайте выводы.
Позиция о естественно-историческом происхождении морали подчёркивает её изменчивость в зависимости от общественных условий, а позиция о «учителях человечества» — устойчивость базовых норм. Вывод заключается в том, что мораль сочетает в себе как изменчивые, так и универсальные, устойчивые элементы.
№ 4. В философской литературе описана нравственная дилемма. Женщина умирает от редкой и тяжёлой болезни. Есть, по мнению докторов, только одно лекарство, которое может её спасти. Фармацевт, открывший это дорогое в производстве лекарство, назначил за него очень высокую цену. На все просьбы её мужа, который не смог собрать нужную сумму денег, снизить цену или подождать с остальными деньгами, фармацевт отвечает отказом. Тогда муж решает взломать аптеку и украсть лекарство. Какие моральные нормы противостоят друг другу в этом сюжете? Разделяете ли вы выбор, сделанный мужем больной женщины? Поясните свою позицию.
В сюжете противостоят друг другу моральная норма «не укради» и норма, требующая спасти жизнь человека (проявление гуманизма и долга перед близким). Выбор мужа является нарушением одной нормы ради соблюдения другой, более высокой, что представляет собой классическую нравственную дилемму.
Вы смотрели: Ответы на вопросы после параграфа учебника по обществознанию 10 класс Профиль (углубленный уровень). Код материалов: Обществознание Лазебникова §15 Ответы.