Ответы на вопросы после параграфа 16 страница 163 учебника по обществознанию 10 класс Профиль. §16 ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ НИМИ по учебнику Лазебниковой (углубленный уровень). Код материалов: Обществознание Лазебникова §16 Ответы.
Вернуться к Списку конспектов
Ответы на вопросы внутри параграфа смотри в конспекте № 16.
Конспект § 16 и ОтветыОтветы на вопросы «РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ»
❓ Вопросы и задания: 1. Какое значение для восприятия и психики человека имеет постижение противоречивости культуры и произведений искусства?
1. Постижение противоречивости культуры и произведений искусства тренирует диалектику восприятия и мышления, побуждает человеческую психику к выявлению скрытых связей и взаимодополнительностей бытия. Это состояние культурной избыточности развивает эстетическую гибкость и мобильность, обеспечивая эмоциональное насыщение и адекватное духовное самочувствие человека.
❓ Вопросы и задания: 2. Приведите примеры из своей жизни, когда обращение к произведениям искусства помогло вам справиться с внутренним напряжением, взглянуть на привычное с других позиций, получить эстетическое удовольствие.
(Ответ на этот вопрос требует личного опыта, которого нет в документе. На основе общеизвестной информации можно сказать следующее:)
2. Обращение к произведениям искусства, например, к прослушиванию классической музыки или просмотру картин в музее, часто помогает справиться со стрессом, переключить внимание и получить эстетическое удовольствие. Такое взаимодействие с искусством позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи, найти вдохновение и успокоение.
Ответ на «ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ»
❓ 1. Как исторически формировалось понятие «духовная культура»?
1. Понятие «духовная культура» формировалось исторически через расширение смысла термина «культура» от возделывания земли до осмысления форм человеческого поведения, общения и порождения ценностей. Сферу духовной культуры стали составлять нравственные ценности, научные знания, религиозные представления и эстетические образы, которые постепенно оформились в упорядоченные области.
❓ 2. Каково соотношение морали и искусства?
2. Искусство пробуждает добрые чувства и возвышает личность нравственно, однако прямая передача готовых этических идей не свойственна его природе. Полноценное художественное восприятие требует целостного постижения произведения, где наставления приглушены, а свободное творчество и восприятие служат источником его ценности.
❓ 3. Что общего и чем различаются такие области духовной культуры, как искусство и религия?
3. Общее между искусством и религией заключается в том, что обе сферы являются способами гармонизации мира, помогают преодолеть деструктивность и выработать смысложизненные ориентиры. Различие состоит в том, что религиозное переживание регламентировано и требует однозначности, в то время как художественное переживание содержит условность, игру и свободную ассоциативность.
❓ 4. Чем характеризуется массовая культура?
4. Массовая культура характеризуется стереотипностью, ориентацией на пассивное восприятие, простотой и занимательностью, а также коммерциализацией. Она опирается на передовые технологии, психологические практики и менеджмент, манипулируя простыми реакциями множества людей, но при этом помогает адаптироваться к социальной реальности и организовать досуг.
❓ 5. Что помогает воспринимать произведения элитарной культуры?
5. Воспринимать произведения элитарной культуры помогает владение особым языком искусства: богатая ассоциативность, понимание художественной символики и узкая специализация. Это творческий авангард, который опережает уровень восприятия широких масс и требует для своего понимания определенной подготовки.
❓ 6. Какова роль народной культуры в развитии духовной культуры общества?
6. Роль народной культуры заключается в том, что она является основой своеобразия каждого типа духовной культуры, укоренена в духовной традиции и содержит древние символы и архетипы. Через сказки, былины и обрядовый фольклор она формирует основы воображения и способа мышления новых поколений.
Ответ на ЗАДАНИЯ стр. 163
❓ 1. Используя материалы параграфа и ранее полученные знания, заполните в тетради таблицу.
| Области духовной культуры | Институты (организации, учреждения) в сфере духовной культуры |
| Наука | Научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование, система накопления и хранения информации |
| Образование | Система образования, принципы профессиональных требований |
| Религия | Религиозные организации, конфессии |
| Искусство | Музеи, галереи, филармонии, художественные вузы |
❓ 2. Помогают ли современные технические возможности приобщению населения к достижениям высокой культуры? Почему вы так считаете?
2. Да, помогают, так как развитие СМИ и новых способов хранения и тиражирования продуктов культуры, о которых говорится в тексте, широко распространяет культурные продукты. Например, сегодня онлайн-доступ к музеям, филармоническим концертам и художественным вузам позволяет приобщиться к высокой культуре людям по всему миру.
❓ 3. Могла ли массовая культура зародиться в XVIII в.? Обоснуйте свой вывод.
3. Нет, не могла, так как предпосылками массовой культуры, согласно учебнику, стали процессы индустриализации и урбанизации, рост грамотности и развитие СМИ, которые получили широкое распространение лишь в конце XIX века. В XVIII веке эти условия еще не были сформированы в необходимой степени.
❓ 4. Знаете ли вы произведения искусства, которые являют собой симбиоз (сочетание) одновременно высокого и массового искусства?
В параграфе приведены примеры такого симбиоза:
4. Да, например, «Танец маленьких лебедей» П. И. Чайковского или «Времена года» А. Вивальди, которые, будучи произведениями высокого искусства, широко используются в массовой культуре.
Вы смотрели: Ответы на вопросы после параграфа учебника по обществознанию 10 класс Профиль (углубленный уровень). Код материалов: Обществознание Лазебникова §16 Ответы.