Учебник по русскому языку УМК Гусарова (баз. и углубл. ур.) 10 класс. Цитаты из «Русский язык : 10-й класс : базовый и углублённый уровни : учебник / И. В. Гусарова. 10-е издание — Просвещение, 2024» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения (купить актуальный учебник), а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Русский язык Гусарова Учебник Оглавление и ознакомительные фрагменты.
Учебник предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования. Раздел 17 «Фонетика» написан при участии кандидата филологических наук Л. О. Савчук. Учебник соответствует ФГОС и включён в Федеральный перечень учебников.
Русский язык (Гусарова)
Учебник ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I (разделы 1-4)
Раздел 1. Общие сведения о языке.
§ 1. Язык как знаковая система.
§ 2. Естественные и искусственные языки. Разновидности искусственных языков.
§ 3. Единицы и уровни языковой системы.
§ 4. Некоторые гипотезы о происхождении языка.
§ 5. Основные функции языка.
§ 6. Взаимосвязь языка и мышления.
§ 7. Разница между языком и речью.
Раздел 2. Речь как вид коммуникативной деятельности.
§ 8. Формы речи и речевое общение.
§ 9. Монологическая и диалогическая речь.
§ 10. Разновидности монологических высказываний.
§ 11. Разновидности диалога.
Раздел 3. Орфография.
§ 12. Правописание сложных слов.
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация.
§ 13. Словосочетание как синтаксическая единица.
§ 14. Синтаксический анализ словосочетания.
§ 15. Общая характеристика типов предложений.
§ 16. Порядок слов в предложении.
§ 17. Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи.
§ 18. Основы русской пунктуации и функции знаков препинания.
Часть II (разделы 5-8)
Раздел 5. Становление и развитие русского языка.
§ 19. Русский язык в Российской Федерации и современном мире.
§ 20. Происхождение русского языка.
§ 21. Этапы развития русского литературного языка.
Раздел 6. Текст как результат речевой деятельности.
§ 22. Основные признаки текста.
§ 23. Способы и средства связи предложений в тексте.
§ 24. Функционально смысловые типы речи (текстов).
Раздел 7. Орфография.
§ 25. Употребление прописных и строчных букв.
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация.
§ 26. Главные члены двусоставного предложения.
§ 27. Согласование подлежащего и сказуемого.
§ 28. Тире между подлежащим и сказуемым.
§ 29. Односоставные предложения.
§ 30. Разновидности именных односоставных предложений.
Часть III (разделы 9-12)
Раздел 9. Принципы русской графики и орфографии
§ 31. Состав алфавита и принцип русской графики
§ 32. Возникновение и развитие славянской письменности.
§ 33. Из истории русской графики.
§ 34. Принципы русской орфографии.
§ 35. Из истории русской орфографии.
Раздел 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста.
§ 36. Виды речевой деятельности.
§ 37. Способы информационной переработки текста
§ 38. Виды сочинений.
Раздел 11. Орфография.
§ 39. Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи.
Раздел 12. Синтаксис и пунктуация.
§ 40. Второстепенные члены предложения
§ 41. Дефис при одиночном приложении.
§ 42. Неполные предложения.
§ 43. Нечленимые предложения.
Часть IV (разделы 13-16)
Раздел 13. Лексика и фразеология.
§ 44. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
§ 45. Типы лексических значений слова.
§ 46. Омонимы и паронимы.
§ 47. Лексические омонимы и смежные с ними явления
§ 48. Синонимия.
§ 49. Антонимия.
§ 50. Эмоционально-экспрессивная лексика.
§ 51. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.
§ 52. Диалекты как часть общенародного языка.
§ 58. Формирование и развитие русской лексики.
§ 54. Освоение заимствованных слов русским языком.
§ 55. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса.
§ 56. Особенности фразеологизмов и их стилистическая характеристика.
§ 57. Типы фразеологизмов и их происхождение.
Раздел 14. Функциональные стили речи.
§ 58. Научный стиль речи.
§ 59. Официально-деловой стиль речи.
§ 60. Публицистический стиль речи.
§ 61. Особенности языка художественной литературы.
§ 62. Разговорный стиль речи.
Раздел 15. Орфография.
§ 63. Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.
Раздел 16. Синтаксис и пунктуация.
§ 64. Общая характеристика сложных предложений.
§ 65. Сложносочинённые предложения (ССП).
§ 66. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Часть V (разделы 17-20)
Раздел 17. Фонетика.
§ 67. Фонетика. Единицы фонетики.
§ 68. Устройство речевого аппарата.
§ 69. Гласные и согласные звуки.
§ 70. Артикуляционная классификация согласных звуков.
§ 71. Артикуляционная классификация гласных звуков.
§ 72. Законы русского слогоделения и правила переноса.
§ 73. Понятие фонемы.
Раздел 18. Нормы русского литературного языка.
§ 74. Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы.
§ 75. Формирование орфоэпических норм.
Раздел 19. Орфография.
§ 76. Употребление Ь после шипящих.
§ 77. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
§ 78. Правописание приставок на З-/С-.
§ 79. Правописание гласных И/Ы в корне слова после приставок.
§ 80. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова.
Раздел 20. Синтаксис и пунктуация.
§ 81. Сложноподчинённые предложения (СПП).
§ 82. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
§ 83. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Часть VI (разделы 21-24)
Раздел 21. Морфемика и словообразование.
§ 84. Основные виды морфем.
§ 85. Словообразовательные и формообразующие морфемы.
§ 86. Нулевые морфемы.
§ 87. Основа слова.
§ 88. Изменения в морфемном составе слова.
§ 89. Способы словообразования.
$ 90. Процессы, сопровождающие словообразование.
Раздел 22. Русский речевой этикет.
§ 91. Национальная специфика этикета.
§ 92. Правила и нормы речевого этикета.
Раздел 23. Орфография.
§ 93. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
$ 94. Правописание букв О – Ё после шипящих и Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов.
§ 95. Правописание И – Ы после Ц в корнях, суффиксах и окончаниях слов.
§ 96. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Раздел 24. Синтаксис и пунктуация.
§ 97. Бессоюзные сложные предложения (БСП).
§ 98. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
§ 99. Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи.
Приложения 1-4
Приложение 1.
Краткая история языкознания в персоналиях учёных-лингвистов.
Приложение 2.
Порядок фонетического анализа слова.
Порядок морфемного анализа слова.
Порядок словообразовательного анализа.
Порядок лексического анализа слова.
Порядок морфологического анализа имени существительного.
Порядок морфологического анализа имени прилагательного.
Порядок морфологического анализа имени числительного.
Порядок морфологического анализа местоимения.
Порядок морфологического анализа глагола.
Порядок морфологического анализа причастия.
Порядок морфологического анализа деепричастия.
Порядок морфологического анализа наречия.
Порядок морфологического анализа предлога.
Порядок морфологического анализа союза.
Порядок морфологического анализа частицы.
Порядок морфологического анализа междометия.
11орядок синтаксического анализа словосочетания.
Порядок анализа простого предложения.
Порядок анализа сложного предложения.
Порядок комплексного анализа текста.
Порядок работы над сочинением в формате ЕГЭ.
Приложение 3.
Рефлексивная мишень.
Лист самоконтроля.
Лист самооценки и самокоррекции.
Приложение 4.
Краткий толково-этимологический словарь.
Русский язык Гусарова Учебник
Дорогие десятиклассники!
Этот учебник построен как обобщающий курс русского языка и состоит из шести частей, в каждой — четыре раздела.
Первый раздел каждой части включает теоретические сведения, изучение которых поможет вам систематизировать и расширить знания о русском языке как о сложной знаковой системе с разными функциями.
Второй раздел части ориентирован на овладение всеми видами речевой деятельности, формирование культуры устной и письменной речи, развитие умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Третий раздел части предусматривает системное повторение наиболее сложных вопросов русской орфографии.
Четвёртый раздел части нацеливает на углублённо-обобщающее повторение синтаксиса русского языка и наиболее сложных вопросов пунктуации.
Упражнения и практические задания включают тексты русской литературы и публицистики XIX-XX вв. Многие из них вам незнакомы. Работая с такими текстами, вы научитесь анализировать и оценивать языковые явления и факты, индивидуально-стилистические особенности произведений, пользоваться различными лингвистическими словарями, получите представление о многообразии и богатстве русской литературной и научной традиции.
В большей части упражнений пропущены буквы и знаки препинания. Подобная форма заданий требует размышлений над выбором варианта правильного написания, что позволит вам выявить пробелы в собственных знаниях. Выполнение и проверка упражнений сформируют навыки грамотного письма, разовьют орфографическую и пунктуационную зоркость. Есть задания и для тех, кто хочет попробовать свои силы в изучении лингвистики.
В Приложении 1 приводятся краткие сведения об известных отечественных учёных-лингвистах, внёсших значительный вклад в развитие науки о русском языке.
В Приложении 2 даны планы всех видов разборов: фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического, а также план комплексного анализа текста и порядок работы над сочинением в формате ЕГЭ.
В Приложении 3 вы найдёте описание способов и средств, которые помогут вам самостоятельно анализировать, контролировать и оценивать свою работу на каждом уроке, в конце изучения темы и всего курса русского языка.
Вы смотрели: Учебник по русскому языку УМК Гусарова (баз. и углубл. ур.) 10 класс. Цитаты из учебника 2024 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Русский язык Гусарова Учебник Оглавление.