Всеобщая История Мединский §13-14

Всеобщая История Мединский §13-14 «Развитие науки и культуры в 1914–1930-х гг». Учебник по всемирной истории с 1914 по 1945 годы. 10 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Всеобщая История Базовый уровень. Учебник § 13-14

<< § 12   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 15 >>

§ 13–14. Развитие науки и культуры
в 1914-1930-х гг.

? Каково было влияние науки и культуры на развитие общества в межвоенный период?

Мандолина и гитара. 1926 г. Художник П. Пикассо

  • Авангардизм • Конвейер • Модернизм • Сюрреализм • Экспрессионизм • Электрификация • Неоклассицизм.

МИР
• 1903 г. – полёт на самолёте братьев Райт
• 1916 г. – создание А. Эйнштейном общей теории относительности.
• 1921 г. – выход фильма Ч. Чаплина «Малыш»

РОССИЯ
• 1895 г. – изобретение радио А. Поповым.
• 1913 г. – создание И. Сикорским самолёта «Илья Муромец».
• 1925 г. – фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин».

1) Новое в науке и технике.

Новый этап развития промышленности, начавшийся во второй половине XIX в. и продолжавшийся в начале XX в. , принято называть второй промышленной революцией или технологической революцией. Главной особенностью этого этапа стало широкое внедрение в производство достижений науки.

Наибольшее значение имели электрификация промышленных предприятий и транспорта, начало автоматизации, широкое использование двигателей внутреннего сгорания, совершенствование химических технологий.

Принцип выработки электроэнергии был открыт британским учёным М. Фарадеем ещё в конце 1820 – начале 1830-х гг. В 1869 г. бельгиец З. Грамм изобрёл производящую электричество динамо-машину. На основе законов Г. Ома научились передавать электроэнергию на расстояние и приводить в движение электродвигатели Решающую роль здесь сыграло усовершенствование русским ученым М. Доливо-Добровольским электродвигателя, а также разработка им способов передачи электроэнергии по металлическим проводам Дальнейшее усовершенствование электрогенераторов и электродвигателей было связано с работами американского учёного сербского происхождения Н. Теслы.

Электрификация стала основой технического прогресса, обусловив более эффективное использование природных энергетических ресурсов и рациональное распределение производительных сил. Отныне для работы станков на заводах и фабриках не нужно было иметь там огромный паровой двигатель. К станку подводился электропровод от динамо-машины, удалённой от фабрики. Одна электростанция могла питать энергией много заводов. Электроэнергию стали использовать и на транспорте. Сначала появились трамваи, затем началась электрификация железных дорог. При помощи электричества стали производить высококачественную сталь, алюминий, редкоземельные металлы.

Применили электричество и для освещения жилищ и дорог Русский учёный А. Лодыгин изобрёл лампу накаливания, которую усовершенствовал американец Т Эдисон. Большое значение имело создание П. Яблочковым трансформатора.

Ускоренными темпами развивалась электротехника. Американец А. Белл в 1876 г. создал телефон, через год в США уже действовала первая телефонная станция Открытие немцем Г Герцем радиоволн привело к созданию русским А. Поповым радио. В 1895 г. Попов передал первое сообщение по беспроводному телеграфу Немец В. Рентген открыл X-лучи, позволяющие видеть внутреннее строение предметов.

Ещё одним символом второй промышленной революции стал двигатель внутреннего сгорания. Его создание связано с деятельностью француза Э. Ленуара, немцев Г Отто и Р. Дизеля. В 1880-е гг. были построены первые автомобили. Каменный уголь постепенно вытеснялся нефтепродуктами. Открытия в химии способствовали развитию такой новой масштабной отрасли экономики, как нефтепереработка.

В 1903 г. поднялся в воздух первый самолёт. Это был «Флаер» американцев братьев У. и О. Райт. Самолёты строили в разных странах, включая Россию. В 1913 г. в Петербурге в авиационной мастерской Русско-Балтийского завода были произведены первые российские самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского. В 1911 г. Г. Котельников создал первый в мире ранцевый парашют Значительную роль в успехах авиации сыграли исследования Н. Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики.

В 1920–1930-е гг. началось массовое производство машин и механизмов, приводимых в движение электричеством или работающих на двигателях внутреннего сгорания. В промышленности всё чаще использовали автоматические станки. В 1920-е гг. началось регулярное пассажирское авиасообщение. В 1920–1930-е гг. стало широко распространяться усовершенствованное радио. В 1926 г. шотландец Дж. Бэрд создал первый аппарат для передачи движущихся изображений. Прорыв в деле создания телевидения был совершён после изобретения в США русским эмигрантом Владимиром Зворыкиным в 1931 г. передающей телевизионной трубки. В 1932 г. в Нью-Йорке начали осуществляться первые экспериментальные телевизионные передачи.

Полёт О. Райта на «Флаере». 1903 г.

Появляются всё более совершенные образцы новых видов домашней техники: холодильники, стиральные машины, электроутюги, тостеры и т д.

Важнейшие научные исследования проводились в тот период в сфере физики, химии, биологии, медицины и т.д. В начале XX в активно изучали структуру атома, открыли кванты, начали разработку квантовой механики (исследования А. Беккереля, супругов Пьера и Марии Кюри, М. Планка, Н. Бора и др.). Стремление к познанию мира привело к открытию первых элементарных частиц, из которых состоит атом: электрона (1897 г. , Дж. Томсон), протона (1919 г. , Э. Розерфорд), нейтрона (1932 г. , Дж. Чедвик). В 1905 г. появилась специальная теория относительности, а в 1916 г. – общая теория относительности А. Эйнштейна, предлагавшие оригинальную версию понимания пространства, времени и движения. Учёный изменил представления о пространстве и времени и, показав их относительность, поставил человечество перед лицом принципиально новых проблем – ядерных и космических. В 1938 г. немецкие физики О. Ган и Ф. Штрассман открыли расщепление ядра урана Итальянский физик Э Ферми, эмигрировавший в США, вёл работы по осуществлению цепной реакции и постройке первого ядерного реактора.

Химия вплотную подошла к созданию искусственных материалов с заданными параметрами. Был создан искусственный шёлк. В России в первой четверти XX в. успешно решали проблему производства синтетического каучука. В 1932 г. в СССР началось первое в мире промышленное производство искусственного каучука по методу С Лебедева. Немецкие химики синтезировали дешёвые азотные удобрения, использование которых способствовало восстановлению истощённых за века земледелия почв Центральной и Западной Европы.

В медицине больших успехов достигли микробиология и фармакология. В 1922 г. впервые успешно был применён инсулин, разработанный канадцем М. Бантингом. Огромное значение имело открытие англичанином А. Флемингом в 1929 г. первого антибиотика – пенициллина.

  • 1. Перечислите важнейшие научные открытия и технические достижения изучаемого периода.
  • 2. Какие из изобретений того периода продолжают широко использовать в наше время?

Конвейер на заводе Форда. 1913 г.

2) Наука и организация производства.

Американский инженер Ф Тейлор предложил повысить эффективность производства, максимально сузив функции отдельного работника. Весь процесс изготовления какого-либо изделия он разбил на отдельные простейшие стадии и операции. Внедрение такого метода позволяло сократить издержки на обучение рабочих и резко повышало производительность труда. Теорию Тейлора стал широко использовать на своих автомобильных заводах американский промышленник Г Форд.

Форд также решил не экономить на рабочих, а напротив, повысил им зарплаты, компенсируя этим однообразный и рутинный труд на конвейере. Это не только способствовало привлечению на заводы Форда работников, но и делало их потенциальными покупателями произведённых ими автомобилей, Рост продаж резко повысил прибыли Форда.

  • В чём состоит главное преимущество конвейера?

3) Новые виды вооружений и военной техники.

Научные достижения и технические изобретения широко использовались при создании новых видов вооружений и военной техники. Так, в 1883 г американцем Х. Максимом был изобретён скорострельный пулемёт, работавший от энергии выстрела. С 1889 г. его стали поставлять, а с начала ХХ в производить в России Вскоре работавшим в Бельгии американцем Дж Браунингом был разработан принцип отвода пороховых газов для автоматической стрельбы Этот принцип вскоре стал базовым для пулемётов и всего автоматического оружия Автоматическое стрелковое оружие, созданное конструкторами разных стран, к середине ХХ в стало основой вооружения солдат всех армий мира.

С середины XIX в. в разных странах, в том числе в России, начали строить подводные лодки, которые стали мощным средством борьбы с надводными судами. В 1910 г. в состав Балтийского флота вошла одна из первых в мире дизель-электрических подводных лодок «Минога» конструктора И. Бубнова.

Мощный толчок для развития военной техники дала Первая мировая война.

Так, самолёты и в предвоенное время создавались с учётом возможности их военного использования. Впервые их применила Болгария во время Первой Балканской войны. Первоначально самолёты наряду с аэростатами служили только средством разведки, а также корректировки артиллерийского огня. Затем на них стали подвешивать бомбы для ударов по сухопутным войскам. Начались бои между самолётами. Установить пулемёты на них первоначально не могли, поскольку огонь из них нужно было вести через вращающийся винт. Для того чтобы уничтожить австрийский самолёт-разведчик, русский пилот Пётр Нестеров в августе 1914 г. на французском аэроплане «Моран» первым в истории применил воздушный таран.

С конца 1914 г. пулемёт стали совмещать с главной осью самолёта Небо стало ареной ожесточённых воздушных боёв. За годы Первой мировой войны удалось увеличить мощность двигателей, скорость и потолок полётов, грузоподъёмность летательных аппаратов.

«Газовая атака. Первая мировая война». Художник В. Солдатов. 2014 г.

Совершенствование авиации продолжалось и в период между двумя мировыми войнами. На смену машинам из дерева и тканей пришли самолёты из алюминия. Создавались всё более мощные моторы разных типов, разрабатывались всё более совершенные навигационные приборы. Стали возможны межконтинентальные перелёты. В Англии и Германии велись работы по созданию реактивных двигателей.

В годы Первой мировой войны было создано и применено первое оружие массового поражения – химическое оружие. Это стало явным нарушением Гаагской конвенции, запрещавшей использование в войне отравляющих газов. В России развернули массовое производство угольных противогазов конструкции химика Н Зелинского, что значительно снизило потери русской армии от химического оружия.

Появление в 1916 г. танков и новых видов артиллерии усилило огневую и ударную мощь наступающих войск.

В межвоенный период крупнейшие державы, как и накануне Первой мировой войны, развернули гонку вооружений. Многие решения в сфере танкостроения тогда оказались неудачными. Так, произведённые в большом количестве лёгкие танки, как и танки–гиганты, оказались малополезными для реальных боёв. Вместе с тем в 1930–е гг. появился ряд средних и тяжёлых танков (прежде всего в Германии и СССР), вскоре продемонстрировавших свою эффективность на поле боя в годы Второй мировой войны.

  • Перечислите новые виды вооружений и военной техники, появившиеся в изучаемый период.

4) Особенности культурного развития в 1914–1930-е гг.

Архитектура. Рубеж XIX–XX вв. в Европе характеризуется «кризисом жизни», обусловленным трансформацией существующей системы ценностей Это привело к революционным изменениям в культуре и искусстве, в том числе к появлению новых художественных течений Так, наряду с символизмом и модерном, формировавшимися с конца XIX в , в европейском и русском искусстве развиваются тенденции модернизма.

Модернизм – общее название художественных направлений, представители которых порывали с реалистическими традициями. В стилевом измерении началом модернизма считают французский импрессионизм, а итогом – абстрактный экспрессионизм. Лейтмотивом в творчестве художника эпохи модернизма является «одиночество человека в абсурдном, перевёрнутом мире» и «человек бунтующий» В широком смысле модернизм можно трактовать как вызов ушедшим эпохам. Он охватил не только искусство, но и философию, психологию, социологию и др.

Экономический бум и демократизация общества в начале века и после Первой мировой войны не позволили уменьшить разрыв в уровне жизни верхов и низов капиталистического общества. Преуспевающие люди стремились демонстрировать свои богатства. Наступила эпоха роскоши, частой смены моды, которую диктовали производители дорогостоящей одежды, дорогих продуктов, технических новинок. Но большинство жителей Запада могло позволить себе только очень скромную жизнь.

В то же время экономические успехи облегчили решение многих острых проблем. Развернулось массовое жилищное строительство. Это дало толчок развитию архитектуры. Архитектура начала XX в. находилась под воздействием стиля модерн (функциональность, орнаментальность, цветочный декор, синтез искусств) вплоть до начала Первой мировой войны Это отражают работы В. Орта (Бельгия) – приверженца природных, естественных мотивов орнамента (дом Тасселя, Люксембург; особняк Эйтвельда, Брюссель и др. ); Э. Гимара (Франция), создавшего свой «стиль метро», оформив три станции метрополитена в Париже; сооружения А. Гауди (Испания), сочетающие традиции готики, барокко и новый язык модерна, что выражало сущность индивидуального стиля Гауди – «каталонского модерна» (собор Саграда Фамилия в Барселоне).

Современный город. Центральный район. 1922 г. Эскиз Ле Корбюзье.

Тенденции рационализма в модернизме начала XX в обусловили формирование конструктивизма и функционализма в архитектуре, стремящихся, в соответствии с потребностями современников, к простоте и лёгкости сооружений, в создании которых использовались новые материалы и технологии (работы Л. Салливена – небоскрёбы в Чикаго, США; Ш. Э. Ле Корбюзье – вилла «Савой», Пуасси, Франция. Переосмысление человеком отношений с окружающим миром, динамика социальных трансформаций порождали желание объединения с природой и гармоничного существования в ней новых архитектурных сооружений. Эти тенденции отразились в стиле органической архитектуры Ф Л Райта – «стиле прерий» (вилла Э Кауфмана «Над водопадом», штат Иллинойс, США; Музей современного искусства Гуггенхайма, Нью-Йорк, и др. ) и в будущем окажут влияние на развитие архитектуры во второй половине XX – начале XXI в.

Выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье развивал принцип функционализма, в соответствии с которым всё в здании должно служить конкретным нуждам человека. Спроектированные архитектором дома, общественные здания и даже церкви предоставляют человеку как можно больше пространства. На крышах домов архитектор размещал сады. Линии его зданий, если это требовалось, причудливо изгибались Ле Корбюзье мечтал об удобных городах, застроенных небоскрёбами. На практике же бурное строительство небоскрёбов велось только в США.

Однако жить в таком городе человеку нелегко. Среди уходящих в небо небоскрёбов он чувствует себя словно на дне колодца. Американский архитектор Ф. Райт был приверженцем малоэтажного строительства, чтобы горожане могли жить в небольших домах. Идеи Райта стали успешно воплощаться в жизнь во второй половине XX в.

  • 1. Как социально-экономические изменения влияли на развитие культуры?
  • 2. В чём состояли особенности архитектуры изучаемого периода?

5) Изобразительное искусство.

Наиболее ярко модерн проявился в европейской архитектуре Тем не менее живопись, графику, скульптуру в контексте модерна нельзя назвать вторичными по отношению к архитектуре, скорее, сопутствующими: их развитие стимулируется именно архитектурой, также как и небывалый расцвет прикладного искусства – «искусства жить красиво» (его роль состояла в украшении жизни – повседневности, быта, отсюда стиль модерн в интерьерах и т д ).

Общей предпосылкой для формирования модерна в разных странах являлось стремление художника создать новую образность, лексику искусства, соответствующие эпохе, ознаменованной научно-техническим прогрессом и, как следствие, бурным процессом индустриализации.

Наряду с архитектурой серьёзное воздействие на изобразительное искусство модернизма оказал театр и, прежде всего, такие жанры, как опера и балет. Театр и искусство в целом на рубеже XIX и ХХ вв. взаимообразно реформировались (хореографические европейские инновации в «свободном танце» А. Дункан, Выставка русского изобразительного искусства (Париж, 1906), гастроли антрепризы С. Дягилева «Русские сезоны» («Русский балет С. П. Дягилева») в 1909–1911 гг. в Европе и Америке). К модернизму относится творчество М. Дени, П. Боннара, Э. Вюйара, П. Серюзье.

Эйфелева башня. Художник Р. Делоне.

Для живописи модернизма характерны плоскостность, орнаментальность целого с включёнными в ткань произведения иллюзионистическими и натуралистическими деталями.

В 1920-е гг. расцветает возникшее на грани веков течение, получившее название авангардизм. Авангардисты, отказываясь от традиционных норм искусства, стремились найти его новые формы, соответствующие духу технического прогресса и последних достижений науки.

Композиция с красным, синим и жёлтым. 1930 г. Художник П. Мондриан

Авангардизм породил множество разнообразных направлений Широкую известность получила живопись Василия Кандинского, Казимира Малевича, П. Мондриана, Р. Делоне, Ф. Купки. Абстракционисты, увлечённые промышленной революцией, создавали образы людей и природы в виде геометрических фигур и вообще были готовы отказаться от изображения реальности, сведя её к квадратным линиям и кубическим формам (кубизм). Выдающимся кубистом был П. Пикассо. Но в 1920–е гг. этот художник перерос жёсткие рамки кубизма и стал сочетать классические и новые формы изображения реальности, стремясь произвести как можно более сильное впечатление на зрителя.

Сон. Художник С. Дали.

Другим успешно развивавшимся авангардистским течением был сюрреализм (надреализм). В его основе лежал принцип отказа от традиционной логики и обращение к психологическим идеям о подсознании (М. Эрнст, А. Масон, Ж. Арп, Дж. Миро). Художник–сюрреалист С. Дали, словно продолжая мысль А. Эйнштейна, широко использовал в своём творчестве метод искривления пространства. В картинах сюрреалистов твёрдое растекалось, безжизненное оживало, а живое распадалось. Художники бросали вызов наскучившей повседневности.

  • В чём состояли особенности упомянутых в параграфе течений в искусстве?

6) Литература.

В первой половине XX в. литература развивалась в пространстве модернизма и авангардизма. Своего рода манифестом этого периода в западноевропейской литературе становится роман Дж. Джойса «Улисс» (1922). При этом в произведениях начала XX столетия ощущается взаимосвязь с традициями классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. Поиски нового – сюжетов, образов, языковых выразительных средств – характерны для творчества М Пруста, Ф Кафки.

В середине 1920-х гг. в поле литературы входит новое понятие «магический реализм», характерный ранее для немецкой архитектуры и изобразительного искусства, он станет одним из ведущих направлений в мировой литературе XX в. (Х Борхес, Г. Маркес и др.).

Во многих литературных произведениях этого периода звучала острая критика капиталистического образа жизни. Пьеса немецкого драматурга Б. Брехта «Трёхгрошовая опера» показывала «дно», изнанку процветающих городов. К теме нравственного разложения западного общества обратился и американский писатель Т. Драйзер. В романе «Американская трагедия» он прослеживал путь среднего американца к преступлению и наказанию Немецкий писатель Э. М. Ремарк главной темой творчества избрал величайшее потрясение в жизни своего «потерянного поколения» – бессмысленную кровавую бойню Первой мировой войны («На Западном фронте без перемен»). Об этом же писали американец Э. Хемингуэй в романе «Прощай, оружие!», англичанин Р. Олдингтон в романе «Смерть героя» и др.

  • Назовите наиболее известных писателей изучаемого периода. Читали ли вы какие-нибудь из их произведений?

7) Кинематограф.

История кино началась в декабре 1895 г. Именно в этот день в Париже в «Гран кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый публичный киносеанс. Его организовали братья Л. и О. Люмьер, которые запатентовали первый киноаппарат и назвали его «кинематограф».

Братья Люмьер породили в кино тенденцию реализма (документализм) («Выход рабочих с фабрики», «Завтрак младенца», «Игра в покер», «Прибытие поезда») Они же продемонстрировали, что кинематограф может быть развлечением Однако зрелищем кино становится, начиная с творчества француза Ж Мельеса в 1896–1913 гг. («Фауст и Маргарита», «Золушка», «Жанна д’Арк», «Путешествие на Луну» и др ) А звук в кинематографе появился только в 1927 г. в Голливуде (фильм «Певец джаза»),.

Немецкий экспрессионизм в соответствии с сюжетами, основанными на фантастике и мистике, использовал визуальные эффекты (свет и др.). В немецком экспрессионизме, отражавшем в 1920–1930-е гг. особую невротическую атмосферу Германии в преддверии нацизма («Нибелунги», «Метрополис», «М», «Завещание доктора Мабузе» Ф. Ланга), кино обретает цвет (фильмы раскрашивали вручную) ещё до 1930-х гг., когда появится цветная плёнка.

Импрессионистическая манера «фотогенического» французского кино породила в 1920-1930-х гг. авангардные кинотечения (Ф. Леже, М. Дюшан, М. Рэй) и сюрреалистические фильмы.

Афиша фильма «Малыш». 1921 г.

После Первой мировой войны кинематограф превратился в общедоступное развлечение. Звук сделал кино более действенным, позволил использовать его для пропаганды тех или иных идей Лидером по количеству снимаемых фильмов стал Голливуд – американская «фабрика грёз», изначально специализировавшаяся на массовой кинопродукции – мелодрамах, вестернах, мюзиклах и др. (режиссёры Д. Гриффит, Т Инс, актёры М. Пикфорд, Б. Китон и др.). Большинство американских фильмов заканчивались хеппи-эндом – счастливым концом. Зрители шли в кинотеатры, чтобы отвлечься от повседневных проблем и трудностей.

Кадр из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» 1937 г.

Более реалистичными были картины великого кинорежиссёра и актёра Ч. Чаплина. Его лучшие фильмы были ещё немыми (в них не было звука), но блестящая игра актёров, и прежде всего самого Чарли (так звали Чаплина), заставляла миллионы людей рыдать над судьбой бедняков, борющихся за свой шанс на счастье в жестоких условиях крупного города или ледяной пустыни.

В 1930-е гг. выходят на экраны первые цветные киноленты («Волшебник страны Оз», «Унесённые ветром» В. Флеминга) и мультфильмы У. Диснея. Голливуд, ориентируясь на запросы массового зрителя, делал ставку на зрелище и прибыль, что смещало акценты с режиссуры (авторское кино) на актёров и продюсеров.

В СССР выдающимися кинорежиссёрами становятся С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, Г Александров. Фильм Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» о революции 1905 г. был признан лучшим фильмом всех времён и народов критиками, кинорежиссёрами и публикой.

  • Чем, на ваш взгляд, объясняется популярность кинематографа?

8) Музыкальная культура.

Западноевропейская музыкальная культура в конце XIX – начале XX в. испытывает влияние романтизма, это, в частности, ощущается в творчестве композиторов Чехии, Польши, Венгрии, Финляндии Однако в Австрии, Италии, Франции, России в ответ на кризис романтизма формировались новые направления, которые уже развивались в пространстве литературы и живописи.

В итальянской опере под влиянием произведений Дж. Верги и Э. Золя в качестве натуралистической тенденции в конце XIX – начале XX в. развивается веризм (от итал. vero – истинный, правдивый): «Сельская честь» П. Масканьи, «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй) Дж. Пуччини).

Термин «импрессионизм» (от франц. impression – впечатление), утвердившийся в 1870-х гг. во французской живописи (К. Моне, К. Писарро, Э. Дега, О. Ренуар и др. ), в конце 1890-х гг. стал использоваться во французской музыке, прежде всего, в отношении творчества К Дебюсси, демонстрирующего характерные для импрессионизма тенденции и приёмы: интерес к пейзажу, внимание к поэзии символистов, интерес к колористическим деталям.

Однако новый этап в развитии западноевропейской музыки связан с экспрессионизмом (от франц. expression – выражение). Это течение, сформировавшись в изобразительном искусстве Австрии, Германии, Норвегии, проникло в литературу, театр и музыку Экспрессионистская манера позволяла выразить переживания человека, испытывающего страх и ужас перед несовершенством жизни, дисгармонией, царящей в окружающем мире, что порождало новые концепции и образы в музыкальных произведениях.

В 1920–1930-е гг. на смену экспрессионизму приходит неоклассицизм («новый классицизм»), что обусловлено желанием композиторов вернуться к ясности мышления, гармонии и фактуры музыкального произведения, лаконизму и стройности его структуры, мелодизму, характерному для XVI–XVIII вв.

В целом музыкальная культура Старого и Нового Света демонстрировала в первой половине XX в. многообразие национальных традиций, в том числе за счёт обращения к фольклору, джазу, который обрёл популярность не только в музыкально-развлекательной индустрии, но и был востребован в сфере академической музыки («Рапсодия в стиле блюз», опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина и др. ), что значительно расширяло арсенал её средств выразительности.

  • Каковы особенности музыкальной культуры изучаемого периода?

9) Фашизм и культура.

Сложившиеся в Европе в 1920–1930-е гг. фашистские авторитарные режимы широко использовали культуру для распространения своих идей среди широких слоёв населения. Сфера культуры попала под полный контроль государства Часть деятелей культуры оказалась в эмиграции, другие стали сотрудничать с режимом.

В гитлеровской Германии Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Й. Геббельсом создало Имперскую палату культуры в составе секций прессы, радио, кино, литературы, театра, музыкального и изобразительного искусства. Так, литераторы были объединены в Имперской палате словесности. Поощрялась проза, вошедшая в историю немецкой литературы под названием «Кровь и почва», романы и повести на исторические темы, сюжеты из жизни современной немецкой деревни, утверждающие идеалы «почвенности» и «народности».

Немецкое киноискусство было полностью поставлено под контроль государства. Самой знаменитой представительницей нацистской кинематографии стала режиссёр и актриса Лени Рифеншталь. Её документальные фильмы «Победа веры» (1933), «Триумф воли» (1935) воспевали Гитлера, идеи нацизма. В фильме «Олимпия» (1936–1938) (об Олимпийских играх в Берлине) Рифеншталь стремилась отразить становление «нового общества» и порождённого им «сверхчеловека».

В художественном киноискусстве Германии гитлеровского времени преобладали развлекательные фильмы. К ним относятся работы Г. Якоби, режиссёра-постановщика комедий «Где Матильда?» (1938), «Женщины – всё же лучшие дипломаты» (1941), «Девушка моей мечты» (1944).

Третий рейх выдвинул новых архитекторов, ставших основателями особого «имперского стиля». Одним из примеров этой архитектуры служит комплекс сооружений Имперского комплекса съездов нацистской партии в Нюрнберге, ставший одной из главных строек страны.

В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения величия Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций Официальными направлениями архитектуры стали неоклассицизм и символизм.

  • В чём состояли особенности культуры в нацистской Германии и фашистской Италии?

10) Олимпийское движение.

Складывание массового общества привело к рождению массового спорта. Сокращение рабочего дня, улучшение условий жизни и быта сделали занятия спортом популярными среди представителей разных слоёв общества. В школах, университетах появился предмет «Физическая культура». Спорт считался важным условием формирование нового, более совершенного человека, о чём в начале ХХ в. много говорили мыслители того времени. Кроме того, о развитии спорта среди молодёжи заботились военные круги, считая это важным условием подготовки будущих солдат.

Любители спорта объединялись в добровольные общества, создавались спортивные команды, стали проводиться соревнования по разным видам спорта, в том числе международные. В 1891 г. прошёл первый чемпионат Европы по лёгкой атлетике. Многие полагали, что спортивные соревнования между представителями разных стран могут заменять вооружённые столкновения между ними. Рост интереса к истории породил идею возрождения Олимпийских игр. Этому способствовали и археологические раскопки в древнегреческом г. Олимпии.

В 1894 г по инициативе видного французского общественного деятеля барона П. де Кубертена в Париже прошёл Международный атлетический конгресс с участием представителей спортивных ассоциаций из разных стран, на котором было решено возродить Олимпийские игры Они должны были проводиться каждые 4 года Был создан Международный олимпийский комитет (МОК). Первые игры состоялись в 1896 г. в Афинах. В них участвовал 241 спортсмен из 14 стран в 9 видах спорта. Вторые игры, в которых впервые участвовали и женщины, прошли в 1900 г. в Париже. С 1924 г. стали проводить отдельные летние и зимние Олимпийские игры. Росло не только число спортсменов, участвовавших в соревнованиях, но и число зрителей, в том числе специально приезжавших на Олимпиады из других стран.

В 1908 г. был принят особый документ о целях олимпийского движения, позже названный Олимпийской хартией В нём говорилось: «Олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.. Целью олимпизма является становление спорта на службу гармоничного развития человека, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства». На VIII Олимпийских играх в Париже в 1924 г. появился олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее!».

В 1936 г. Олимпийские игры, несмотря на многочисленные протесты антифашистов, прошли в столице нацистской Германии – Берлине Гитлеровцы использовали их для пропаганды нацизма. Следующие Олимпийские игры в 1940 г. не состоялись из-за начала мировой войны.

  • В чём состояли причины возрождения Олимпийских игр?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:

Научные открытия привели к кардинальному изменению представления людей об окружающем мире. Новая техника оказала огромное влияние на образ жизни. В сфере культуры в первой половине ХХ в также происходили грандиозные перемены.


 

Вопросы и задания на стр.162.

  1. Как технологическая революция повлияла на изменение роли науки в жизни общества? Приведите конкретные примеры. Каковы были её важнейшие достижения?
  2. Как культура и искусство в первой половине ХХ в. реагировали на происходившие в обществе перемены? Подтвердите это суждение примерами.
  3. Назовите ценности, которые стали утверждаться в общественном сознании в межвоенный период.
  4. Сформулируйте основные различия между художественными течениями реализма и модернизма.
  5. Культуру межвоенного периода называют массовой. Объясните почему. Какие произведения того времени можно отнести к массовой культуре, а какие – к элитарной?
  6. * Назовите направления в искусстве и отдельные произведения изучаемого периода, в которых наиболее ярко проявилось характерное для периода модернизма стремление автора представить свой личный, неповторимый взгляд на мир.
  7. Назовите известных вам российских представителей символизма в поэзии и изобразительном искусстве.
  8. Объясните особенности стиля модерн на примере одного из произведений живописи или архитектуры.
  9. Выделите главные черты искусства авангарда на примере одного из произведений по вашему выбору.
  10. * Узнайте, что было спроектировано и что построено по проектам Ле Корбюзье в СССР.
  11. *Составьте сравнительную характеристику развития культуры в зарубежных странах и СССР в 1920–1930-е гг. Выпишите черты сходства и различия.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ.
Используя словари, объясните смысл понятия «экспрессионизм». Приведите примеры произведений в этом стиле в разных сферах искусства.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Рассмотрите фотографии 2 архитектурных произведений межвоенного периода и ответьте на вопросы.
Ф. Хёгер. Чилехаус в Гамбурге. 1922-1923 гг. Ш. Э. Ле Корбюзье. Вилла «Савой». Пуасси. Франция. 1928-1930 гг.
• 1) К каким архитектурным стилям относятся эти произведения? 2) Укажите характерные черты каждого стиля.

Сформулируйте ответ на главный вопрос
параграфа, указав 2–3 примера.

 


Вы смотрели: Всеобщая История Мединский §13-14. Учебник всемирной истории: 1914—1945 годы. 10 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 12   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 15 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней