Всеобщая История Мединский §10-11 «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1918–1930-е гг». Учебник по всемирной истории с 1914 по 1945 годы. 10 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Всеобщая История. 1914—1945 годы. Базовый уровень
<< § 9 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 12 >>
§ 10–11. Страны Азии, Африки и
Латинской Америки в 1918–1930-е гг.
- Какие цели преследовали национально-освободительные движения в странах Востока?
- Гоминьдан • Колониализм.
Несмотря на то что Сунь Ятсен основал партию, которая после его смерти была главным противником китайских коммунистов, он почитается в современном Китае. Мавзолей, в котором покоится его тело, является одной из главных достопримечательностей г. Нанкина.
МИР:
• 1921 г. – образование Коммунистической партии Китая (КПК).
• 1925–1927 гг. – Вторая революция в Китае.
• 1926 г. – начало Северного похода.
• 1927–1937 гг. – гражданская война в Китае.
• 1934–1936 гг. – Великий (Северо-Западный) поход китайских коммунистов.
РОССИЯ
• 1922 г. – объединение Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики в единое государство. Образование СССР.
• 1924–1936 гг. – национально-территориальное размежевание, образование Узбекской, Туркменской, Таджикской, Киргизской, Казахской ССР.
1) Экспансия колониализма.
Колониализм – политическое, экономическое и духовное порабощение менее развитых стран Азии, Африки, Америки западными государствами (метрополиями), использование природных и человеческих ресурсов колонии в интересах метрополии с жестокой эксплуатацией и прямым грабежом.
В XV в. создаются Испанская (в Центральной и Южной Америке) и Португальская (в Африке, Индии, Бразилии) колониальные империи. В XVI в. Нидерланды захватывают португальские колонии на Востоке. В XVIII–XIX вв. колонии в странах Азии и Африки захватывают Франция, Бельгия и Великобритания, создавшая самую большую Британскую империю, «над которой никогда не заходит солнце».
По мере развития капитализма эксплуатация колоний проходила за счет неэквивалентного обмена. Метрополии превращали колонии в свои аграрно-сырьевые придатки и рынки сбыта, сохраняя при этом их отсталость и препятствуя их социально-экономическому развитию.
Бурные события 1914–1918 гг. оказали серьёзное воздействие на весь мир. С одной стороны, европейские державы-победительницы получили возможность закабалить ещё большую часть стран Азии и Африки, безнаказанно эксплуатируя их население и расхищая ресурсы. В дополнение к тем странам, которые были колонизованы Британией и Францией ранее, после поражения турок в войне эти две метрополии приобрели под своё управление (в качестве подмандатных территорий) бывшие арабские провинции Османской империи, а также ряд других стран Азии и Африки В руки победителей перешёл также ряд бывших германских колоний.
С другой стороны, система колониального господства в период между двумя мировыми войнами стала всё чаще давать сбои. Её уже начал разрушать кризис, проявлявшийся в быстром росте национального самосознания В отношениях между метрополиями и колониями выстраивалось многоплановое взаимодействие, которым воспользовались новые социальные слои – наёмные рабочие, техники, мастера, национальная интеллигенция, предприниматели. Они испытывали сильное влияние со стороны СССР, стран Европы и Америки – от марксизма и коммунизма до национализма и фашизма. Многие из них за годы войны почувствовали свою причастность к мировым событиям, приобрели кругозор, необходимый для развития первых ростков национального самосознания, а также новые запросы и интересы. Угнетая население зависимых стран, европейцы в то же время способствовали модернизации, укреплению тех социальных сил, которым предстояло стать могильщиками колониализма. При этом ряду стран Востока уже в межвоенный период удалось обрести формальный суверенитет.
Война вовлекла в свою орбиту не только метрополии – Великобританию, Францию, Германию, Италию, Бельгию, но и зависимые от них территории в Азии и Африке. Десятки тысяч африканцев и азиатов участвовали в боевых действиях, а сотни тысяч использовались как вспомогательная рабочая сила (например, китайские кули – грузчики, уборщики и т. д.). Во французской армии во время войны одних алжирцев служило не менее 400 тыс. человек (из них 5-я часть погибла).
Массовое уничтожение на войне одних европейцев другими стало настоящим психологическим шоком для многих выходцев из Азии и особенно Африки. Ведь до 1914 г. они считали, что европейские колонизаторы выступали с оружием в руках только против народов колониальных территорий, жестоко карая их за малейшее недовольство и неподчинение. Теперь же оказалось, что зависимые народы вполне могут успешно бороться с засильем европейцев и побеждать их, как, например, африканцы – зуавы – в составе французской армии на германском фронте При этом само жестокое соперничество европейцев за передел колоний и протекторатов способствовало дискредитации образа «цивилизованного Запада» в глазах народов Азии и Африки.
Европейская война на несколько лет отвлекла внимание Лондона, Парижа, Берлина, Брюсселя от зависимых территорий Народы Азии и Африки почувствовали ослабление колониального режима. Это вызвало некоторый рост влияния новых социальных слоёв колоний. Они рассчитывали после окончания войны потребовать предоставления народам Азии и Африки прав и свобод, которые провозглашались европейцами как универсальные.
Большие надежды политические лидеры афро-азиатских стран возлагали на Парижскую мирную конференцию Но её решения не оправдали их ожиданий, поскольку создание мандатной системы под контролем Лиги Наций отодвигало предоставление независимости на неопределённый срок.
Революционные события в России, Австро-Венгрии, Германии активизировали антиколониальные движения в Китае, Иране, Афганистане, Индии и других странах.
В истории большинства стран Азии и Африки в 1920–1930-е гг. сложились предпосылки для освобождения от политической зависимости в результате использования как мирных (Индия), так и – особенно в будущем – насильственных (Вьетнам, Алжир, Йемен) методов борьбы Большую роль играли симпатизирующие им правительство СССР и Коминтерн. Создание и поддержка коммунистических партий, делегирование военно-политических советников, помощь финансами и оружием – так Москва привлекала на сторону «мировой революции» народы Азии и Африки. Обращения лидеров национально-освободительных движений в Москву с просьбой о помощи находили благожелательный отклик у большевистского руководства.
В начале 1920-х гг. революционная волна пошла на относительный спад. Новые перспективы для борьбы против колонизаторов открыли Великая депрессия и возникновение первых очагов столкновения глобальных сил. Ухудшение социально-экономического положения колониальных и зависимых стран в связи с кризисом перепроизводства в Европе, сокращением рынков сбыта и свёртыванием мировой торговли вызывали рост недовольства широких слоёв, особенно крестьян, ремесленников и мелких торговцев Активнее стала заявлять о себе новая сила – национальный рабочий класс. Его наиболее деятельные представители организовывали забастовки, демонстрации, митинги протеста и восстания. Например, в 1919 г. развернулась ненасильственная революция против британского господства в Египте и Судане. Сирия в 1925–1927 гг. была охвачена освободительной революцией против французского господства. По Палестине в 1936–1939 гг. прокатилось арабское восстание против британского мандата. В Индии проходили массовые акции протеста против колониального режима Протесты и мятежи часто организовывались политическими движениями, создаваемыми интеллигенцией и офицерами. Колониальные власти жестоко подавляли все протестные акции, иногда шли на незначительные уступки.
Под влиянием германской пропаганды возникали и профашистские организации вроде «Молодого Египта» или «Стражей бычьей упряжки» (ЮАС), которые должны были по сигналу извне осуществить военные перевороты и привести к власти сторонников Гитлера или Муссолини. Лидеры некоторых освободительных организаций, как правило, руководствовались вовсе не симпатиями к фашистам, а ошибочно полагали, что те помогут им избавиться от опостылевших британских или французских «хозяев».
- Как Первая мировая война и последующие события в мире повлияли на колонии и зависимые страны?
2) Япония.
За годы Первой мировой войны страна сумела укрепить позиции в Азии, захватив бывшие германские колонии на Тихом океане и обеспечив быстрое развитие промышленности, выполнявшей военные заказы государств Антанты. Япония была участником иностранной интервенции против Советской России. Страна сохранила господство на Дальнем Востоке (политическое в Корее и на Тайване, а также экономическое в Северо-Восточном Китае).
Богатые сырьевые запасы и отсутствие конкуренции со стороны других держав в этой части Азии позволили японской экономике быстро преодолеть хозяйственный спад 1920–1921 гг. , а также справиться с последствиями катастрофического землетрясения 1923 г. (погибло 140 тыс. человек). Однако глобальный экономический кризис 1929 г. сильно ударил по Японии: на треть уменьшились объёмы производства в ключевых отраслях – металлургической, машиностроительной, хлопчатобумажной Значительный урон понесло сельское хозяйство (шелководство), резко снизился вывоз продукции на мировые рынки.
В этих условиях японские правящие круги, среди которых доминировали сторонники милитаризации страны и агрессивной внешней политики, взяли курс на пересмотр Версальско-Вашингтонской системы и захват новых территорий Их лозунгами стали вытеснение европейцев из Азии и создание для всех азиатских народов «великой сферы совместного процветания», естественно, под контролем Токио Первые шаги в этом направлении они намеревались сделать в Китае.
На протяжении 1930-х гг. в жизни Японии наблюдалось быстрое развитие военного производства и свёртывание демократии (ликвидация профсоюзов, запрет политических партий). Внешнеполитический курс после начала оккупации китайской Маньчжурии в сентябре 1931 г. приобрёл ярко выраженный агрессивный характер Объявив о создании формально независимого, но фактически полностью контролируемого из Токио государства Маньчжоу-Го во главе с бывшим императором Китая Пу И, Япония превратила эту экономически развитую территорию в свою колонию и плацдарм для новой экспансии.
Во второй половине 1930-х гг. ускорилась концентрация производства, был введён запрет на вывоз из страны золота. Государство вкладывало огромные средства в военное производство, особенно после начала прямой военной интервенции в Китае (1937) и принятия закона о всеобщей мобилизации (1939). Вскоре место распущенных политических партий заняла Ассоциация помощи трону, а ликвидированных профсоюзов – Патриотическая промышленная ассоциация Великой Японии. Всё это говорило о том, что правительство империи открыто готовилось вступить в борьбу с ведущими державами (прежде всего с США) за господство на Тихом океане.
- С чем было связано усиление агрессивной внешней политики Японии?
3) Китай.
В 1917 г. молодая Китайская республика объявила войну Германии Она рассчитывала восстановить суверенитет над территориями, оказавшимися под контролем европейских держав.
Однако угроза фактического распада Китая на отдельные провинции, власть в которых захватили милитаристские группировки (клики), а также вмешательство в его внутренние дела Японии не позволили ослабленному центральному правительству достичь своих целей.
Анархия и беззаконие во многих провинциях Китая, политическое и экономическое присутствие японцев в стране вызвали массовые демонстрации городского населения, забастовки рабочих, крестьянские бунты. Финансовая, материальная и консультативная помощь была оказана правительством СССР и Коминтерном. Москва направила в распоряжение президента Китая Сунь Ятсена десятки военно-политических советников. Правительственные войска смогли выступить (так называемый Северный поход) против милитаристов и сепаратистов сначала на юге (1926), а затем в центре (1928–1929) республики. Захват крупнейших городов – Шанхая и Нанкина (куда была перенесена столица) – укрепил позиции командующего Национальной революционной армией генерала Чан Кайши, совершившего в 1927 г. антикоммунистический переворот с целью сохранения власти националистической партии Гоминьдан.
Параллельно с Гоминьданом в Китае, несмотря на репрессии, продолжали действовать коммунисты. Лидером созданной в 1921 г. Коммунистической партии Китая (КПК) в середине 1930-х гг. стал выходец из крестьянской семьи Мао Цзэдун.
Так называемая Вторая китайская революция 1925–1927 гг. завершилась приходом к власти национальных лидеров, провозгласивших цели восстановления территориальной целостности и суверенитета государства, быстрых темпов экономической модернизации страны, повышения уровня обороноспособности по западной модели индустриального развития.
С 1928 по 1937 г. в области внутренней политики правительство Чан Кайши осуществляло меры жёсткого государственного регулирования Репрессии против членов КПК сочетались с уступками профсоюзам, крестьянству и поощрением национальной культуры. В то же время давление со стороны Японии вынуждало Нанкин лавировать на международной арене, обращаясь за помощью к тем государствам, которые могли предложить реальное содействие в отражении японской агрессии. Этим объясняется противоречивость курса Чан Кайши, например, в отношении СССР Так, открытая враждебность к Москве, которая привела в 1929 г. к конфликту вокруг Китайско-Восточной железной дороги, сохранялась до середины 1930-х гг. Это было связано с поддержкой СССР Компартии Китая. С 1927 по 1937 г. в Китае шла гражданская война между гоминьдановцами и коммунистами. В 1931 г. руководство Компартии объявило о создании в ряде районов страны Советской республики, вступив в открытую борьбу с Чан Кайши. Её кульминацией явился Великий (Северо-Западный) поход коммунистов 1934–1936 гг. Но стремление заключить оборонительный союз для отпора наступлению Японии на центральные провинции Китая привело в 1937 г к формированию единого фронта.
- В чём, на ваш взгляд, заключались главные причины нестабильности в Китае в межвоенный период?
4) Индия.
В 1920–1930-е гг. Индия оставалась колонией Великобритании Надежды большинства населения на предоставление самоуправления не сбылись. Будучи аграрной частью Британской империи, Индия, тем не менее, создала собственную промышленность, опираясь на свою ресурсную базу В то же время традиционализм, патриархальность, господство кастовой системы препятствовали быстрой модернизации индийского общества В нём росли недовольство колониальной зависимостью от Великобритании и движение за суверенную государственность.
Решающую роль в национально-освободительной борьбе народов Индии продолжал играть Индийский национальный конгресс (ИНК) Всё более широкое распространение получало учение М Ганди Его суть заключалась в необходимости установления общества всеобщего благоденствия, базирующегося на национальных традициях, но без кастового неравенства и других пережитков Его концепция ненасильственного сопротивления во многом сформировалась под влиянием идей Л. Толстого. Ганди, а затем Джавахарлал Неру стали признанными лидерами народов Индостана.
На протяжении 1919–1922 гг. национально-освободительная борьба проходила в форме бойкота британских товаров, отказа сотрудничать с колониальной администрацией, уклонения от уплаты налогов и т д Не желая перерастания мирных процессов в восстание, Ганди в феврале 1922 г. объявил об окончании этой кампании. Следующий этап борьбы пришёлся на 1930–1931 гг. Широкие слои индийского общества в кампании гражданского неповиновения британским властям возглавило руководство ИНК. В марте 1931 г. англичане пошли на соглашение с ИНК о прекращении репрессий и преследований, а индийская сторона обязывалась свернуть кампанию протеста. Документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии» должен был стать временной конституцией страны. В соответствии с ним отменялась кастовая система, признавались демократические права и свободы, вводилось новое административное деление, предусматривались изменения в экономической и социальной областях. Однако этот документ не был принят англичанами. На протяжении последующих лет ИНК удалось добиться серьёзных результатов своим мирным сопротивлением колонизаторам: на местных выборах в 1937 г. его сторонники получили большинство голосов.
- 1. Почему началась новая волна протестов в Индии?
- 2. Что удалось и чего не удалось добиться индийцам?
5) Страны Африки.
В наибольшей степени воздействие мировой войны и революционных потрясений 1917–1920-х гг. сказалось на развитии социальных движений в арабских государствах на севере Африки и в Южно-Африканском Союзе. Именно здесь возникли первые профсоюзы и политические партии. Так, например, в 1921 г была образована Коммунистическая партия Южной Африки, вошедшая в Коминтерн На других колониальных территориях Тропической Африки коренное население в абсолютном большинстве не имело политических прав и свобод.
Одновременно развивался панафриканизм – политическое течение, возникшее ещё на рубеже веков среди афроамериканской интеллигенции США. В памяти африканских народов остаются страшные времена работорговли, когда из Африки насильственно вывозились в Америку и страны Западной Европы люди для принудительного труда. Из глобальных держав только Россия и Китай сегодня могут гордиться тем, что они не участвовали в этом позорном «бизнесе». В США, где рабами владели даже университеты, рабство было запрещено в 1865 г., но последний штат – Миссисипи, официально ратифицировавший соответствующую поправку к конституции, сделал это только в 1913 г. Однако расовая сегрегация процветала в этой стране вплоть до 1970-х гг., а её пережитки существуют и сегодня.
- Какие события данного периода оказали влияние на Африку?
6) Латинская Америка.
События 1914–1918 гг. затронули латиноамериканские страны только косвенным образом, хотя часть из них объявила войну Германии и приняла участие в подписании Версальского мирного договора. В основном роль Аргентины, Бразилии, Мексики, Чили свелась к выполнению военных заказов и поставкам сырья для Антанты. Это привело к расширению внешней торговли стран региона и к росту национальных промышленных предприятий, вытеснивших европейские компании. Место германских и британских капиталов заняли американские.
Как и в Европе, в странах Латинской Америки росло государственное регулирование экономики. Вводились высокие импортные пошлины, оказывалась финансовая помощь местным компаниям, проходила выборочная национализация предприятий частного сектора. В Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили, Уругвае были проведены преобразования в социальной области, разрешена деятельность профсоюзов, введено страхование, росла заработная плата.
Политическая жизнь Латинской Америки представляла собой причудливую картину В государствах, близких по типу развития, экономической модели и особенностям культуры, существовали различные режимы власти: от откровенно авторитарных, во главе которых стояли крупные земельные собственники и военные, до либеральных, демократических, руководимых представителями городской интеллигенции и национально ориентированными предпринимателями, которые стремились ускорить модернизацию своих стран. Под влиянием Коминтерна в регионе активно создавались коммунистические партии, которые быстро выходили на ведущие позиции в революционном движении Приметой времени стало образование в государствах Латинской Америки союзов левых сил – народных фронтов по примеру Франции и Испании. Наиболее яркий пример – Народный фронт Чили: существовавшая в 1936–1941 гг. коалиция левых сил, чьи скоординированные действия воспрепятствовали захвату власти местными фашистами.
- В чём состояли особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в изучаемый период?
Одним из результатов Первой мировой войны стало усиление национально-освободительного движения в колониях и зависимых странах Наибольших успехов в этой борьбе удалось добиться китайскому народу. В большинстве других стран колониальным державам удавалось сохранять свои позиции Начало Второй мировой войны изменило обстановку в Азии и Африке, что стало прологом к полной ликвидации огромных колониальных империй Золотой век колониализма подошёл к концу.
Вопросы и задании на стр.127
- Дайте характеристику режима Чан Кайши, выделите характерные черты.
- «Управление нашей страной находится в руках бюрократии и военщины, против них и должна быть направлена революция», – утверждал Сунь Ятсен. Как эти задачи революции были связаны с преодолением раздробленности Китая и его зависимости от империализма?
- Почему Ганди проводил кампанию неповиновения британцам?
- Сравните события в Китае и Индии в 1920–1930-е гг. Как в избранных в 1920–1930-х гг. Китаем и Индией путях развития отразились различия между китайской и индийской цивилизациями?
- Выясните, почему в Китае поход соединений Красной армии коммунистов в 1934 –1936 гг. получил название «Великий поход».
- Каковы были причины усиления революционной борьбы в странах Латинской Америки?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события: начало Северного похода в Китае; начало Великого похода в Китае; начало революции в Китае; начало гражданской войны в Китае; соляной поход в Индии.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из воспоминаний Дж. Неру и ответьте на вопросы.
«В этом маленьком, физически слабом человеке было что-то твёрдое, как сталь, несокрушимое, как скала, что-то такое, с чем не могла совладать никакая физическая сила, как бы велика она ни была. Он обладал каким-то царственным величием, внушавшим окружающим невольное почтение. Он говорил всегда просто и по существу, без лишних слов. На слушателей действовала абсолютная искренность этого человека, сама его личность; казалось, в ней сокрыты неисчерпаемые источники внутренней силы Обретя внутренний мир, он излучал его на окружающих и шёл по извилистым путям жизни неустрашимо, твёрдым шагом».
- 1) В чём первый премьер-министр независимой Индии видит величие Ганди?
- 2) Как вы думаете, благодаря чему учение Ганди обрело в Индии большую популярность – обаянию его личности или выдвинутым им идеям?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, указав 2–3 цели.
Вы смотрели: Всеобщая История Мединский §10-11. Учебник всемирной истории: 1914—1945 годы. 10 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 9 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 12 >>