История России Мединский §6

История России Мединский §6 «Первые революционные преобразования большевиков». Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 5   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 7 >>

История России 10 класс § 6

§ 6. Первые революционные преобразования большевиков

  • Какие меры и почему были предприняты большевиками после прихода к власти?

Агитационный плакат партии эсеров. 1917 г.

  • Декрет • «Левые коммунисты» • Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) • Сепаратный мир • Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА) • Конституция.
РОССИЯ
• 2 ноября 1917 г. – Декларация прав народов России
• ноябрь 1917 г. – выборы в Учредительное собрание
• 7 декабря 1917 г. – создание ВЧК
• 5–6 января 1918 г. – работа Учредительного собрания
• 3 марта 1918 г. – Брестский мир

МИР
• январь 1918 г. – «14 пунктов» президента США В. Вильсона
• февраль 1918 г. – предоставление избирательных прав женщинам старше 30 лет в Великобритании
• март–июль 1918 г. – последнее германское наступление на Западном фронте.

1) Первые декреты новой власти.

Всероссийский съезд Советов в октябре 1917 г. принял ряд исторических решений. Главные из них – декреты о мире и о земле – были приняты по предложению Ленина.

Декрет о мире провозгласил выход России из войны. Съезд обратился ко всем воюющим правительствам и народам с предложением всеобщего демократического мира, т. е. мира без аннексий и контрибуций. Правительствам Германии, Австро-Венгрии и Турции было предложено начать переговоры о заключении перемирия.

В основу Декрета о земле были положены крестьянские наказы, направленные сразу после свержения монархии в адрес I Всероссийского съезда крестьянских депутатов. В них крестьяне требовали отмены частной собственности на землю и установления уравнительного землепользования. Эти требования были частью программы партии эсеров, а не большевиков. Но Ленин прекрасно понимал, что новая власть прежде всего должна удовлетворить чаяния большинства населения по вопросам земли и мира.
Из декрета СНК о печати (27 октября 1917 г.)

  • Почему большевики издали такой декрет о печати?

2(15) ноября 1917 г. была опубликована Декларация прав народов России, провозгласившая равенство народов и их право на самоопределение – т. е. образование самостоятельного государства. Отменялись все национальные и религиозные ограничения.

Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов отменялось деление общества на сословия дворян, купцов, крестьян, мещан, отменялись княжеские, графские и иные титулы, гражданские чины. Для всего населения устанавливалось одно наименование – гражданин Российской Советской Республики. Были уравнены в гражданских правах мужчины и женщины.
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924)

В январе 1918 г. издан декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Был осуществлён переход на григорианский календарь – 1 февраля 1918 г. стало 14-м. С начала 1918 г. стало повсеместно использоваться новое правописание русского языка: из алфавита исключались три буквы (i десятеричное, фита и ять), менялись правила написания некоторых приставок и окончаний.

  • 1. Охарактеризуйте основные преобразования большевиков осенью 1917 – зимой 1918 г.
  • 2. Как вы считаете, эти меры позволили решить основные проблемы страны?
    Свою позицию объясните.

2) Учредительное собрание.

Идея Учредительного собрания была очень популярна среди всех партий и организаций после свержения монархии в феврале 1917 г. Большевики тоже никогда не выступали против его созыва. Выборы прошли в ноябре – в срок, назначенный ещё Временным правительством. Итоги выборов были предсказуемы: большинство крестьян выбирали своими делегатами представителей партии эсеров, большевики получили около 22% голосов.

Первое заседание Учредительного собрания в Таврическом дворце Петрограда 5(18) января 1918 г. стало и последним. Председателем был избран лидер правых эсеров, бывший министр земледелия Временного правительства В. Чернов. Лидеры эсеров и меньшевиков полагали, что теперь им удастся оттеснить большевиков от власти и сформировать собственное правительство. Поэтому Учредительное собрание отклонило подготовленную Лениным Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа как основу будущей конституции страны и отказались утвердить принятые с октября 1917 г. декреты Совнаркома. Однако большевики и левые эсеры не собирались уступать. Они покинули заседание, которое продолжалось далеко за полночь. В 4 ч 40 мин утра его прервал начальник охраны матрос-анархист А. Железняков, произнёсший ставшие легендарными слова: «Караул устал».

Ночью ВЦИК Советов принял решение о роспуске Учредительного собрания. Возле Таврического дворца была выставлена охрана, не пустившая туда депутатов. Демонстрации в поддержку собрания были разогнаны с применением вооружённой силы.
диаграмма

  • Ознакомьтесь с представленными на диаграмме статистическими данными (в процентах). Как вы думаете, почему именно эсеры выиграли выборы в Учредительное собрание? Аргументируйте свою точку зрения.

Большая часть жителей России восприняла это событие спокойно. Но многие депутаты Учредительного собрания, прежде всего правые эсеры, решили продолжить борьбу и присоединиться к тем, кто готовился бороться с новой властью с помощью оружия. Летом 1918 г., после восстания Чехословацкого корпуса, им удалось организовать антибольшевистское восстание в Самаре. Здесь был образован Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) – антибольшевистское правительство, которое объявило себя верховной властью и приступило к формированию Народной армии (см. § 8).

«Большевик». Художник Б. Кустодиев. 1920 г.

  • 1. Почему большинство членов Учредительного собрания отказались утвердить декреты Совнаркома?
  • 2. Что побудило большевиков пойти на роспуск Учредительного собрания?

3) Организация власти Советов.

Полномочия Учредительного собрания взял на себя III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который открылся спустя три дня после роспуска Учредительного собрания. К нему присоединились делегаты III Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов. Объединённый съезд одобрил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, объявил Россию Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР) и поручил ВЦИК разработать Конституцию. В состав ВЦИК, кроме большевиков и левых эсеров, вошло несколько представителей других партий.

Большое значение придавалось созданию системы Советов на местах. Им были переданы управленческие функции земских учреждений, декларировалась их полная автономность «в вопросах местного характера». Однако подчёркивалось, что местные Советы сообразуют свою деятельность с общими декретами и постановлениями высших советских организаций, в состав которых они входят. Впоследствии в условиях Гражданской войны роль Советов во многом подменялась чрезвычайными органами: местными чрезвычайными комиссиями (ЧК), комитетами бедноты (комбедами), революционными комитетами (ревкомами).

  • 1. Зачем большевикам понадобилось созывать III съезд Советов почти сразу после роспуска Учредительного собрания?
  • 2. Какие функции выполняли Советы?

4) Создание новой армии и спецслужбы.

Новое государство нуждалось и в новой армии. Декрет Совнаркома провозгласил создание Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Вскоре был образован Красный Флот (РККФ).

Применявшийся поначалу добровольческий принцип комплектования РККА приводил к сложностям в управлении войсками, что пагубным образом отражалось на её боеспособности и дисциплине. Кроме того, обеспечить быстрый рост численности армии на добровольной основе оказалось невозможно. Когда Германия нарушила перемирие и начала новое наступление на фронте, оказалось, что сдерживать его некому: самочинная демобилизация, начатая по решениям солдатских комитетов после Декрета о мире, привела к полному развалу армии. К тому же ширился размах антибольшевистских выступлений в регионах страны. Поэтому Совнаркому пришлось вернуться к всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. В течение лета-осени 1918 г. в ряды РККА было мобилизовано 300 тыс. человек. В 1920 г. число красноармейцев превысило 5 млн.
«Первые дни Октября. Красногвардейский дозор». Художник Г. Савицкий. 1949 г.

Большое внимание уделялось формированию командных кадров. В 1917-1919 гг., помимо краткосрочных курсов и школ для подготовки среднего командного звена, были открыты высшие военные учебные заведения. В марте 1918 г. опубликовано извещение о привлечении на службу военных специалистов (военспецов) царской армии. К 1 января 1919 г. ряды Красной Армии пополнили более чем 70 тыс. бывших офицеров русской императорской армии. Для контроля над ними в апреле 1918 г. в войсках и на флоте был введён институт военных комиссаров, которые должны были также осуществлять «политическое воспитание» красноармейцев.

В сентябре 1918 г. была создана единая структура управления войсками фронтов и армий. Во главе каждого фронта (армии) назначался Революционный военный совет (Реввоенсовет, или РВС), состоявший из командующего и двух комиссаров. Возглавлял все военные учреждения Реввоенсовет республики во главе с Л. Троцким, который занял пост наркома по военным и морским делам. Были приняты меры по ужесточению дисциплины. Представители Реввоенсовета, наделённые чрезвычайными полномочиями (вплоть до расстрела изменников и трусов без суда), выезжали на самые напряжённые участки фронта. В ноябре 1918 г. был образован Совет рабочей и крестьянской обороны во главе с В. Лениным, сосредоточивший в своих руках всю полноту государственной власти.

В первые недели после взятия власти большевики столкнулись с массовым бойкотом (забастовкой) государственных, банковских и других служащих. Новым советским министрам (теперь – народным комиссарам, наркомам) приходилось силой взламывать покинутые чиновниками здания и кабинеты. 7(20) декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Возглавил ВЧК Ф. Дзержинский. Первой задачей комиссии была борьба с саботажем госслужащих. Позднее основными направлениями деятельности чекистов стали пресечение любых действий контрреволюции, предание суду революционного трибунала саботажников и контрреволюционеров, выработка системных мер борьбы с ними.
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ. Дзержинский Феликс Эдмундович (1877-1926)

  • 1. На каких принципах формировалась РККА? Почему большевикам удалось быстро организовать боеспособную армию?
  • 2. Какие задачи возлагались на ВЧК?

5) Брестский мир.

Вопрос о войне оставался одним из самых болезненных. В ноябре 1917 г. Л. Троцкий, назначенный народным комиссаром по иностранным делам, обратился к правительствам всех воюющих держав с предложением о заключении всеобщего демократического мира. Согласие на переговоры было получено только от воюющих с Россией государств. Переговоры начались в г. Брест-Литовске, где находилась ставка командования германскими войсками на Восточном фронте, и привели к заключению 2 декабря 1917 г. перемирия.

Однако после отказа стран Антанты присоединиться к переговорам Германия отвергла идею заключения мира «без аннексий и контрибуций» и выдвинула требование признать за ней оккупированные территории Польши, Прибалтики и других частей бывшей Российской империи. Германия планировала установить протекторат над правобережьем Днепра.

После событий октября 1917 г. в Петрограде Украинская Центральная рада (ЦР) отказалась признать переход власти к Советам. Восстание рабочих киевских заводов было подавлено частями «самостийников» под командованием С. Петлюры. Но отряды Красной гвардии приближались к Киеву. Чтобы сохранить свою власть, ЦР провозгласила создание Украинской народной республики (УНР) и в обмен на военную помощь против большевиков обязалась поставить Германии и Австро-Венгрии миллион тонн зерна, а также другое продовольствие и сырьё. Чтобы обеспечить себе «право» на захват Украины, германское командование подписало с представителями УНР сепаратный мирный договор на следующий день после того, как отряды Красной гвардии заняли Киев.
За столом переговоров при подписании Брестского мира. Брест-Литовск, 1918 г.

Германские требования и подготовка вторжения для помощи «независимой Украине» вызвали конфликт среди руководителей большевиков. Все они всерьёз рассчитывали, что в уставших от войны европейских странах тоже вот-вот должна начаться революция. Постепенно расширяясь, революционное движение охватит весь мир («мировая революция»). Поэтому отказ России от мира с Германией, демонстрация готовности вести «революционную войну» и обращение за помощью к «мировому пролетариату» подстегнёт революционное движение в других странах.

Особенно активно эту точку зрения отстаивали Н. Бухарин, Ф. Дзержинский и Л. Троцкий. Подписание мира с Германией, считали они, – это отказ от мировой революции. Данную позицию поддержали левые эсеры. Ленин же настаивал на немедленном заключении мира. Чтобы убедить других членов ЦК, ему пришлось даже угрожать отставкой с поста главы правительства. Ленина поддержал Сталин, заявив, что «революционного движения на Западе нет, а есть только потенция, а с потенцией мы не можем считаться». В итоге, чтобы избежать раскола в руководстве партии, большинством голосов было решено просто затягивать переговоры, отказываясь от подписания мира на немецких условиях. Суть компромисса сформулировал Троцкий в лозунге «Ни мира, ни войны». При этом демобилизация армии должна была продолжаться.

В это же время был принят декрет ВЦИК (его возглавлял Я. Свердлов) об аннулировании всех прежних долгов России перед иностранными государствами.

Однако совсем скоро большевикам пришлось признать правоту своего лидера: после отказа заключить мир немцы и австрийцы начали новое наступление. Не встречая серьёзного сопротивления, их армии двинулись к Киеву и Одессе, а на северо-западе – к Пскову. Советское правительство немедленно запросило мира. Новый германский ультиматум, полученный 23 февраля, содержал гораздо более тяжёлые условия. Под давлением Ленина большинство членов ЦК проголосовали за немедленное принятие этих условий.

Мирный договор был подписан 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске. По его условиям Российское правительство обязывалось признать УНР независимым государством, а также не претендовать на Прибалтику: здесь немцы тоже планировали создать подконтрольные им государственные образования (сразу после подписания мира было объявлено о восстановлении Герцогства Курляндского, а осенью провозглашено создание Балтийского герцогства). В результате в сферу влияния Германии попадала территория площадью свыше 1 млн кв. км и с населением более 50 млн человек. Кроме того, Россия должна была уступить Турции в Закавказье города Ардаган, Батум и Карс с округами. Эти уступки дополнялись обязательством демобилизовать армию и разоружить флот.

Вскоре после заключения мира левые эсеры в знак протеста вышли из состава правительства. О своей оппозиционности этому решению ЦК заявили также многие большевики. Лидером этой группы, которую стали называть «левыми коммунистами», был Н. Бухарин. Они считали, что Брестский договор означает отказ от продолжения «русской и международной революции», и требовали либо аннулировать его, либо развернуть партизанскую борьбу на оккупированных Германией территориях.

РСФСР отказалась соблюдать условия Брестского мира в ноябре 1918 г., сразу после революции в Германии и её капитуляции.

  • 1. Какие точки зрения по вопросу заключения сепаратного мира с Германией существовали в партии большевиков? Какая из позиций, на ваш взгляд, больше отвечала интересам России? Почему вы так считаете?
  • 2. На каких условиях был заключён мир с Германией? Какова была, на ваш взгляд, необходимость заключения такого договора? Свой ответ аргументируйте.

6) Первая Конституция России 1918 г.

В июле 1918 г. собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие первой в истории России Конституции 1918 г. Она объявляла государственную власть принадлежащей «трудовому народу» – рабочим и беднейшей части крестьянства. Закреплялось федеративное устройство страны и её название – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), был утверждён новый государственный флаг и герб. Высшим органом власти признавался Всероссийский съезд Советов, а в период между созывами съездов – избранный им ВЦИК. Он имел право отменить или приостановить решение правительства – Совнаркома (СНК).

Конституция перечисляла основные права и обязанности граждан. Все были обязаны трудиться, охранять завоевания революции, защищать Отечество.

Выборы в органы власти не были прямыми для сельского населения: сельские Советы выбирали депутатов на волостные и уездные съезды, которые затем посылали депутатов на областные и губернские, а уже те – на Всероссийский съезд.

Избирательного права лишались лица, прибегавшие к наёмному труду или живущие на «нетрудовой доход»: прежде всего, имелись в виду «капиталисты» (предприниматели), в том числе частные торговцы. Также участвовать в выборах не могли священнослужители, агенты полиции и жандармы, члены императорского дома Романовых и др.

  • Выделите основные положения Конституции РСФСР 1918 г.

Органы власти РСФСР по Конституции 1918 г.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Первые декреты советского правительства и принятая Конституция означали, что новая власть намерена решительно преобразовать государство и весь уклад жизни в соответствии с представлениями о социализме и коммунизме как более справедливом общественном строе.
Разгон Учредительного собрания и заключение Брестского мирного договора усилили раскол российского общества, способствуя развёртыванию Гражданской войны.

Вопросы и задания на стр.74

  1. Определите главную идею плаката, приведённого в начале параграфа. К чему он призывает?
  2. Чем была обусловлена необходимость радикального решения вопросов о мире и о земле?
  3. Охарактеризуйте В. Ленина как политического деятеля до и после захвата власти большевиками. Выделите черты сходства и различия.
  4. Сравните позиции В. Ленина и «левых коммунистов» по вопросу о необходимости заключения Брестского мира. Почему Ленин настаивал на подписании мира с Германией на самых тяжёлых условиях?
  5. Найдите на карте (см., например, карту в § 5) территории, утраченные Россией по Брестскому миру. Оцените масштаб этих потерь.
  6. * Существует точка зрения, что «заключение Брестского мира – предательство интересов России». Опираясь на исторические факты, приведите 2– 3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же против.
  7. * Составьте сложный план (не менее трёх пунктов с детализирующими их подпунктами) по теме «Первые революционные преобразования большевиков».
  8. * Среди учёных существует мнение, что Конституция РСФСР носила демократический характер. Используя текст Конституции 1918 г., приведите 2 – 3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же против неё.
  9. Каким образом революция в России повлияла на революционную ситуацию в Германии? Почему большевики смогли сохранить власть над страной, а Баварская советская республика просуществовала лишь несколько недель?

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) подписание Брестского мира;
2) создание ВЧК;
3) подписание Румынией сепаратного мира со странами Четверного союза;
4) работа Учредительного собрания;
5) принятие Конституции РСФСР.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «Учредительное собрание». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из первых декретов большевиков и ответьте на вопросы.

Из Декрета о мире

  • 1. Сформулируйте основные положения Декрета о мире.
  • 2. Насколько реалистичным было выполнение положений документа?

Из Декрета о земле

  • Назовите основные положения Декрета о земле. Почему большевики отказались от своей программы решения аграрного вопроса, взяв за основу эсеровский вариант?

Прочитайте отрывки из воспоминаний современников и ответьте на вопросы.

Из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс, члена ЦК партии кадетов

  • 1. О выборах в какой орган власти пишут авторы? Какие отличительные черты выборов они отмечают?
  • 2. Какова позиция авторов воспоминаний в отношении большевиков? Почему вы так решили?

? Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа
и обоснуйте его 2–3 аргументами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. «НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ». Худ. фильм, реж. Э. Кеосаян, 1966 г.
  2. «АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА». Худ. фильм, реж. Е. Тишков, 1969 г.
  3. «Государственная Граница». Сериал, реж. Б. Степанов, В. Никифоров, Г. Иванов, 1980–1988 гг.
  4. «ВЕЧНЫЙ ЗОВ». Сериал, реж. В. Краснопольский, В. Усков, 1973 –1983 гг.
  5. «1918 ГОД». Коллекция ПБ

 


Вы смотрели: История России Мединский §6. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 5   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 7 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней