Обществознание Боголюбов Учебник §3

Обществознание Боголюбов Учебник §3 «Динамика общественного развития» 10 класс. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

Обществознание 10 класс Учебник § 3.

§ 3. Динамика общественного развития

Чего больше в историческом развитии стран и народов — общего или различного?
Становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным?
Каким будет мир в XXI в.?

Общество, в котором мы живём, находится в постоянном движении. Из курса основной школы вы уже знаете, что учёные выделяют три ступени в его развитии: аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное (информационное) общество.

Из курсов истории и обществознания вы знаете также о таких формах перемен в обществе, как эволюция (постепенные, медленные изменения), реформа (осуществляемое правящими кругами преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя), социальная революция (коренной, качественный переворот в общественном устройстве).

Изменения условий жизни людей в наше время происходят быстрее, чем прежде. Существует ли единый для всех путь развития, или каждая страна идёт своей дорогой? Можно ли сделать условия жизни на нашей планете более благоприятными, чем теперь? Эти вопросы волнуют всех, кто задумывается о будущем.

МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.

Если взглянуть на ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов можно заметить немало общего. Первобытная эпоха сменилась образованием государства. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определённая тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Однако исторические события всегда уникальны и неповторимы. Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределён свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определённых условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, существует выбор способов, форм, путей дальнейшего развития. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведённой в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но и среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

В XVIII в. с необходимостью проведения давно назревших реформ столкнулась монархическая Франция, но эти реформы не были осуществлены из-за сопротивления привилегированных сословий. Кризис монархии вылился в революцию, крах старого порядка и утверждение во Франции нового, более демократичного и прогрессивного общества. Однако революционные события также привели к упадку французскую экономику и сопровождались тысячами жертв среди самых разных слоёв населения. Французская революция XVIII в. стала одним из главных событий столетия, оказавшим огромное влияние на Европу и Новый Свет.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определённые моменты своей истории оказываются перед судьбоносным выбором, и дальнейшая история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.

Так, например, ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо за счёт привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путём, либо за счёт внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путём. В разных странах или в одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции, создаёт возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего развития той или иной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает выбор.

ЦЕЛОСТНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА.

Идея многообразия мира не противоречит идее единства человечества. Люди планеты Земля всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей.

В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт взаимосвязь между ними. Одним из проявлений интеграционного процесса выступает глобализация. Глобализация многолика, она охватывает различные сферы жизни общества, включая и культуру. Но наиболее значительны проявления глобализации в экономике.

Из курса географии вы узнали, что мировое хозяйство состоит из национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Добавим, что не менее значительную роль в глобализации экономики играют крупные международные компании — транснациональные корпорации (ТНК). Именно в их рамках устанавливаются сложные многозвеньевые производственные цепи.

Масштаб деятельности таких компаний, которые фактически неподконтрольны национальным правительствам, впечатляет. Экономическая мощь некоторых ТНК сопоставима с внутренним валовым продуктом среднего государства.

Развивается и мировая торговля. Сегодня в неё включаются всё новые группы стран, в частности развивающиеся страны. В рамках больших региональных объединений произошла либерализация торговли, т. е. устранение различных барьеров и ограничений. Международной организацией региональной экономической интеграции стал Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в состав которого входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также проводится согласованная экономическая политика в интересах повышения эффективности производства, подъёма жизненного уровня населения в государствах — членах организации. Развивать международную торговлю призвана и Всемирная торговая организация (ВТО). Одним из главных принципов её деятельности является устранение дискриминации в торговле, т. е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом и в то же время уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства. Россия стала членом ВТО в 2012 г.

Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран было бы невозможно без развития средств транспорта и связи. Революционную роль здесь сыграл прогресс электронных средств связи и коммуникации, в частности появление глобальной компьютерной сети — Интернета. Современные электронные технологии позволяют, к примеру, производить мгновенные финансовые операции между организациями и странами, удалёнными друг от друга на десятки тысяч километров. (Подробнее о возможностях Интернета речь пойдёт в следующих параграфах.)

Исследователи отмечают противоречивые последствия процесса глобализации. Среди положительных моментов выделяют её стимулирующее влияние на экономику. Товары теперь могут создавать в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдётся дешевле, и сбывать там, где их удаётся продать по наивысшей цене. Благодаря этому снижаются издержки производства, растёт прибыль, появляются дополнительные возможности для дальнейшего развития производства. Те, кому не удалось включиться в эту новую экономику, будут неизбежно отставать, так как не смогут воспользоваться плодами международного разделения труда, кооперации, техническими достижениями других стран. Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в экономике.

Если экономическая интеграция ускоряет развитие стран, то глобализация нередко даёт односторонние преимущества странам Запада. Глобализация производства ведёт к глобализации продукции, поскольку потребитель стремится приобрести всемирно признанное изделие. Это, в свою очередь, может препятствовать развитию отечественного производства.

Кроме того, насаждается некий единый стандарт потребления: по всему земному шару едят гамбургеры, пишут шариковыми ручками BIC, используют компьютерное обеспечение фирмы Microsoft и т. п. Распространению этих стандартов способствует реклама в средствах массовой информации. К примеру, транснациональные компании, убеждая население купить тот или иной товар, тратят на рекламу около половины тех средств, которые во всём мире расходуются на образование.

Далеко не всегда успешной является деятельность международных экономических организаций. Так, условия предоставления кредитов Международным валютным фондом и Всемирным банком нередко не учитывают специфику отдельных стран, а диктуются интересами промышленно развитых государств, под влиянием которых находятся обе организации. (МВФ начал свою деятельность в 1947 г. и специализируется на предоставлении краткосрочных займов; Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития, образован в 1945 г., он предоставляет главным образом долгосрочные займы.)

Большую тревогу у многих вызывает глобализация в сфере культуры. Развив в наибольшей степени электронные средства информации, именно западные страны распространяют по всему миру свои культурные ценности через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т. п. К примеру, из 4 тыс. фильмов, которые показывает национальное телевидение Бразилии, более 90 % созданы американской киноиндустрией. Это, как считают, ведёт к ослаблению национальной культуры.

И наконец, глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер.

Другой причиной возникновения глобальных проблем является активная преобразующая деятельность людей, которая по мощи и последствиям (как созидательным, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может их поставить под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентиры, преобладающие в общественном сознании, ещё далеки от требований эпохи.

К глобальным проблемам современности относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение отставания развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран, стабилизацию демографической ситуации на планете. Всё большее значение в последнее десятилетие приобретают борьба с международным терроризмом, проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей.

Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран «третьего мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических проблем влияла гонка вооружений.

Серия террористических актов начала XXI в. заставила человечество по-новому оценить опасности, грозящие миру. На первый план выдвинулась задача борьбы с международным терроризмом, которая требует объединения усилий всего мирового сообщества.

Обо всех существующих глобальных проблемах рассказывают, наряду с курсом обществознания, курсы истории и географии. Мы же продолжим наши размышления об оценке тенденций в развитии общества.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА.

Мыслители давно задумались над вопросом, в каком направлении движется человечество. Можно ли это движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе: вслед за летом наступает осень, затем зима, весна и снова лето? И так тысячи и тысячи лет. Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа: появившийся на свет организм взрослеет, становится зрелым, затем стареет и умирает? Зависит ли направление развития общества от сознательной деятельности людей?

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

По какому пути идёт общество — по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несёт ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего.

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) писал о главных стадиях в развитии человечества. Первой стадией был золотой век, когда люди жили легко и беспечно, второй — серебряный век, когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь всё ниже, люди оказались в железном веке, когда повсюду царили зло, насилие, попиралась справедливость. (Подумайте, каким видел Гесиод путь человечества — прогрессивным или регрессивным.)

В отличие от Гесиода, древнегреческие философы Платон (ок. 427—347 до н. э.), Аристотель (384—322 до н. э.) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, техники, культуры, оживлением общественной жизни в эпоху Нового времени связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ А. Р. Тюрго (1727— 1781). Его современник, французский философ-просветитель Ж. А. Кондорсе (1743—1794), считал, что история представляет собой картину беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума. Он писал: «Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться».

Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого — восходящее развитие человеческого разума. Немецкий философ Г. Гегель (1770—1831) считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и другой немецкий философ — К. Маркс (1818—1883), считавший, что человечество идёт ко всё большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

XIX и XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Вспомним факты из всеобщей истории XIX—XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами — контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве — реставрация старых порядков.

Если бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы восходящая не прямая, а изломанная линия, отражающая подъёмы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперёд и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Вы уже знаете, например, какие бедствия принёс Европе фашизм: гибель миллионов людей, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей, мастеров слова, насаждение человеконенавистнической морали, культ грубой силы.

Но дело не только в таких изломах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развёртывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своём развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Так, в ходе исторического процесса чётко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолётам, космическим кораблям, от деревянных счётов к мощным компьютерам.

Но технический прогресс, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, нанесению непоправимого ущерба среде обитания человека, подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, мы видим пример того, как прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой.

Прогресс науки и техники имеет неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники необычайно расширяет возможности творческого труда, но при чрезмерном увлечении, к примеру, компьютерными играми может создаваться угроза для здоровья человека.

Рост крупных городов, необходимость ежедневного нахождения на транспортных магистралях, усложнение производства и ритмов жизни в быту — всё это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, вызвало патологию нервной системы, сосудистые и иные заболевания. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей.

Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязнённым воздухом, уличным шумом — и их последствиями: стрессом, болезнями органов дыхания ит. д.; удобство передвижения в автомобиле — перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками.

Как же оценить эти противоречивые процессы? Являются ли изменения, цена которых столь высока, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого нужно установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет.

Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени, но решение так и не было найдено. Недостатком попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.

Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод ещё об одном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения даёт вам более надёжный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

Словарь
Общественное развитие — изменения в обществе, переход всех общественных отношений в новое качество.
Общественный прогресс — поступательное развитие общества, его подъём на более высокие ступени.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

  1. Осмысливая вопрос о путях развития России, целесообразно опираться на знания о многовариантности общественного развития. Ответственный выбор исключает как простое копирование чужих образцов, так и игнорирование достижений других стран.
  2. Нужно учиться видеть мир таким, каким он является на самом деле. Это означает отказ от «чёрно-белых» оценок и упрощённых способов понимания противоречий общественного развития. Только анализируя противоречия, можно искать пути решения общественных, в том числе глобальных, проблем.
  3. Определить прогрессивность того или иного явления помогает критерий, позволяющий оценить данное явление с точки зрения развития общества в целом, условий жизни и деятельности людей. Оценка того или иного явления (процесса, события) будет более точной, если анализировать его различные последствия и учитывать их возможную противоречивость.
  4. Для того чтобы ориентироваться в сложной жизни общества, необходимо пополнять и углублять свои знания о социальном развитии. Этому поможет изучение общественных дисциплин в вузе, а также самообразование.

Документ

Из работы российского учёного, академика Н. Н. Моисеева «Россия в поисках третьего пути».

Россия — мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь «из англичан в японцы», как в былые времена путь «из варяг в греки». Мы получили мост между двумя цивилизациями, и у нас есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах — если у нас достанет ума, как его достало у наших предков, которые взяли у византийцев книгу, а у варягов — меч. Это — обстоятельство, данное нам природой и историей; оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировом обществе.

Дело в том, что этот мост нужен не только нам — он нужен всем. Не только России, но и Европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке.

Этот мост нужен всей планете! Вот здесь и лежит наша ниша, начертанная судьбой, — север Евразийского суперконтинента. Эта ниша не разделяет, а связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая национальная цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий в том духе, как это проповедовали евразийцы 1920-х, а превращение севера Евразийского суперконтинента, этого моста между океанами и разными цивилизациями, в сверхпрочную, надёжно работающую конструкцию.

Вопросы и задания к документу
1. Определите, как относится к глобализации автор текста. 2. Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»? 3. Как вы думаете, почему учёный считает положение России «между… двумя центрами экономической силы» одним из источников её процветания? 4. В чём состоит связь предложенного текста с содержанием параграфа?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
  2. Что такое процесс глобализации?
  3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
  4. В чём выражаются негативные последствия процесса глобализации?
  5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
  6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
  7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
  8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
  9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?

ЗАДАНИЯ на стр.36

  1. Учёные отмечают, что в современных государствах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
  2. Учитель предложил школьникам сформулировать два предложения, раскрывающие общие и отличительные черты понятий «развитие» и «прогресс». Один из учеников выдвинул такие положения: «И развитие, и прогресс являются проявлением присущего всему существующему движения»; «Прогресс происходит только в обществе».
    Справился ли ученик с заданием? Свой вывод обоснуйте.
  3. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

МЫСЛИ МУДРЫХ
«Прогресс состоит во всё большем и большем
преобладании разума над животным законом борьбы».
Л. Н. Толстой (1828—1910), русский писатель


Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §3 «Динамика общественного развития» 10 класс. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней