Всеобщая История Мединский §7 «Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США». Учебник по всемирной истории с 1914 по 1945 годы. 10 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Всеобщая История. 1914—1945 годы. Базовый уровень §7
<< § 6 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 8 >>
7. Великая депрессия.
Преобразования Ф. Рузвельта в США.
? Каковы были последствия кризиса конца 1920– 1930-х гг. в США?

Ключевые слова: • Великая депрессия • Дирижизм • Мафия.
• 1929–1933 гг. – мировой экономический кризис
• 1929–1938 гг. – Великая депрессия в США
• 1932 г. – избрание президентом США Ф. Рузвельта
• 1936 г. – победа Народного фронта на выборах во Франции.
РОССИЯ
• 1928–1929 гг. – свёртывание нэпа
• 1929 г. – принятие первого пятилетнего плана
• 1929 г. – переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства
• 1930 г. – ликвидация массовой безработицы, закрытие бирж труда
• 1933–1937 гг. – вторая пятилетка.
1) Начало Великой депрессии.
В середине 1929 г. мировая капиталистическая экономика казалась стабильной и процветающей. Но в октябре 1929 г. рухнул финансовый рынок США. За короткое время закрылось более 5 тыс. американских банков, полностью обесценились акции на 40 млрд долл., миллионы вкладчиков во всём мире потеряли свои деньги. Лишившись американских капиталовложений, экономика стран Запада стала разрушаться. Промышленное производство в США сократилось почти вдвое, а производство автомобилей – почти в 5 раз. Значительно уменьшилось производство и в других странах. Миллионы людей лишились работы. Начался величайший кризис мировой экономики, получивший название Великая депрессия.
Великая депрессия была вызвана нерегулируемым развитием мирового рынка. Считалось, что свободное перетекание финансов из отрасли в отрасль обеспечит наилучшее регулирование экономики. Но оказалось, что мировой рынок развивается слишком хаотично. Разразился тяжелейший в истории человечества кризис перепроизводства.
Мировой рынок сбыта уже был насыщен товарами. Покупательная способность населения, особенно вне Европы и США, росла очень медленно, людям не требовалось столько товаров, сколько производилось «мировой фабрикой» стран Запада. Но финансовые биржи не могли учитывать эти тревожные тенденции, поскольку были заняты искусственными операциями с акциями и ценными бумагами.

Таким образом, разрыв между размерами производства и возможностями потребления, с одной стороны, и между производством и искусственно возросшим финансовым капиталом – с другой, привёл к острому экономическому кризису.
В 1933 г. биржевая активность в США полностью замерла, банки не работали, производители не знали, где брать капиталы для развития и куда сбывать продукцию. Люди, потерявшие работу, вклады или часть зарплаты, не могли больше покупать товары. Образовался замкнутый круг.
- В чём состояли причины Великой депрессии?
2) Социально-политические последствия Великой депрессии.
Великая депрессия нанесла страшный удар по уровню жизни миллионов жителей процветавших прежде стран Запада. Цены на сельскохозяйственную продукцию упали настолько, что фермеры, продав урожай, не могли рассчитаться с долгами и купить самые необходимые промышленные товары Продукты продавались с трудом – у горожан было очень мало денег. Чтобы замедлить падение цен, фермеры сжигали принадлежавшее им «лишнее» продовольствие, в то время как миллионы людей в городах голодали.
Толпы разорившихся вкладчиков и безработных бродили без дела по улицам городов в поисках хоть какого-нибудь заработка. В США работодателем для многих из них стала мафия, мощь которой выросла в период Великой депрессии. Главной отраслью нелегального («теневого») бизнеса стала торговля спиртным, запрещённая ещё в 1920 г , когда в США был введён «сухой закон» Запрет на торговлю алкоголем предоставил мафии широкое поле деятельности, а Великая депрессия – армию на всё готовых работников Но мафия не могла обеспечить работой всех нуждающихся, тем более что и контролируемые ею рынки сбыта были ограничены и за них велась кровавая борьба.

В большинстве стран Европы и Северной Америки рабочие, безработные и разорившиеся мелкие предприниматели всё активнее стали выступать против общественного устройства, которое довело их до полуголодного состояния. Росло влияние коммунистов и фашистов – политических сил, требовавших скорейших перемен, радикальной ломки дискредитировавшей себя общественной системы.
В США фермеры блокировали дороги. В 1932 г. в Вашингтон пришла многотысячная колонна безработных из всех штатов США Участники марша, во главе которых шли ветераны Первой мировой войны, встали лагерем в центре столицы и блокировали Капитолий и Белый дом. Президент Г Гувер приказал войскам разгромить лагерь безработных, были убиты и ранены сотни людей, в том числе женщины и дети.
- 1. Укажите основные социальные последствия Великой депрессии.
- 2. Что, свидетельствует о перерастании социального кризиса в политический?
3) «Новый курс» Ф. Рузвельта.
Преодолеть острый кризис можно было, либо установив диктатуру, которая навела бы порядок в экономике авторитарными методами, либо наладив государственное регулирование хозяйства Второй путь был гораздо сложнее, но именно его выбрал Ф. Рузвельт.
Программа Рузвельта «Новый курс» получила поддержку большинства избирателей, и в 1933 г. он стал президентом. Рузвельт располагал поддержкой конгресса и приступил к реформам.

В первые 100 дней своего президентства Рузвельт поставил задачу добиться конкретных результатов в борьбе с Великой депрессией. Была проведена проверка (аудит) банков, и право на дальнейшую работу получили только те, которые смогли доказать государству свою кредитоспособность Большинство же банков не сумело сделать этого и закрылось. Отныне на случай разорения банковские вклады должны были страховаться.
Создавались специальные администрации – организации, управлявшие сферами экономики, в которые раньше государство почти не вмешивалось. Был ограничен рабочий день и установлены минимальные зарплаты.
Администрация по регулированию сельского хозяйства распределяла рынки сбыта продукции, добиваясь сокращения «лишнего» производства. Сохранение уровня цен спасало фермеров от разорения.
Администрация общественных работ организовала строительство дорог и других сооружений силами безработных. Государственные работы развернулись в засушливой долине реки Теннесси, где были построены плотины и каналы, давшие воду сельскому хозяйству и электроэнергию промышленности.
Был отменён «сухой закон», усилена борьба с мафией, приняты законы об обязательном заключении коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями и об обязательном страховании рабочих Американцам гарантировались государственная пенсия по старости и инвалидности, пособие по безработице.

Все эти меры позволили упорядочить производство и распределение товаров в США. Финансовый капитал был сконцентрирован и поставлен под контроль государства. Социальные права американцев были защищены, и напряжённость в стране заметно уменьшилась.
- 1. Какие экономические и социальные мероприятия составили «Новый курс» Ф. Рузвельта?
- 2. Каковы были первые результаты проведения «Нового курса»?
4) Значение реформ.
Политика «Нового курса» обеспечила Рузвельту поддержку большинства населения США. Но у него было и много противников, ведь реформы значительно ограничили всевластие монополий Рузвельта обвиняли и в приверженности социализму, и в стремлении к диктатуре Верховный суд США даже отменил некоторые законы, принятые по инициативе президента. Но, несмотря на это, Рузвельт был снова избран президентом США и продолжил преобразования. Они проходили успешно: уровень жизни большинства американцев вырос, повысилась их покупательная способность, а значит, производители получили возможность сбывать больше продукции. Рузвельт боролся и за расширение внешних рынков, в частности, для этого он дипломатически признал СССР в 1933 г.
В ходе реформ американское общество так сильно изменилось, что стало возможным говорить о новом этапе в развитии индустриальной цивилизации. Усилилась самостоятельная роль государственной бюрократии, которая уже не так зависела от буржуазии, как раньше. Капитализм был ограничен также и за счёт расширения прав общественных организаций, прежде всего профсоюзов.
В то же время монополизм в экономике только усилился. Происходило сращивание теперь уже равноправных правящих групп – монополистического капитала и бюрократии. Одно из названий такого общества – «государственно-монополистический капитализм» При этом имеется в виду, что капитализм не исчез, а был лишь ограничен.
- 1. Почему, несмотря на масштабное сопротивление, Рузвельт был переизбран на должность президента?
- 2. Какие экономические, социальные и политические перемены произошли в США в результате проведения «Нового курса»?
5) Роль государства в экономике стран Европы и Латинской Америки.
Преобразования Рузвельта стали наиболее успешным примером перехода к рынку, регулируемому государством. В 1920-х гг. такое регулирование осуществлялось и в Советской России. Эта новая экономическая политика в СССР была вскоре свёрнута, но она многому научила страны Запада.
Демократический вариант регулирования экономики одновременно с Рузвельтом осуществляли социал-демократы Швеции и Дании. В последующие десятилетия социалисты обеспечили за счёт высоких налогов с бизнеса высокий уровень социальных гарантий и доходов рабочих, что позволило уже во 2-й половине ХХ в. говорить о «шведском социализме» – решении проблем капитализма за счёт перераспределения доходов в пользу трудящихся и уязвимых слоёв населения.
В 1936 г. на выборах во Франции победила коалиция социалистов и коммунистов, известная как Народный фронт. После этого поднялась волна забастовок: рабочие требовали не медлить с реформами и стали захватывать предприятия Правительство Народного фронта во главе с Л. Блюмом добилось повышения зарплаты, провело законы о предоставлении рабочим оплачиваемых отпусков, об обязательном заключении коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами. Была реорганизована банковская система, регулировались цены на зерно, были выделены средства на проведение общественных работ, установлен государственный контроль над железными дорогами. Политика государственного регулирования экономики получила во Франции наименование дирижизм.

Британские лейбористы (социалисты) дважды приходили к власти в 1920–1930-е гг. , но им не удалось преодолеть традиции своей страны и серьёзно изменить её социально-экономическую структуру В условиях затяжной депрессии к власти в Великобритании во второй половине 1930-х гг. вернулись консерваторы.
Демократические преобразования, обеспечивавшие государственное регулирование экономики, проводились также в некоторых странах Латинской Америки. Так, в Мексике были национализированы нефтяная промышленность и железные дороги, а большая часть помещичьих земель передана крестьянам.
Реформы в странах Запада, направленные на регулирование рыночной экономики, способствовали смягчению последствий Великой депрессии в конце 1930-х гг.
- 1. Каковы особенности реформ Народного фронта во Франции?
- 2. Чем развитие Великобритании в 1930-е гг. отличалось от развития США, Франции и Скандинавских стран?
Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. привёл к падению производства, уровня жизни большинства жителей капиталистических стран. Для преодоления последствий кризиса правительства осуществляли меры по государственному регулированию экономики. Наиболее глубокие преобразования произошли в США в рамках «Нового курса» Рузвельта.
Вопросы и задания на стр.93
- Разработайте и начертите схему, отражающую причины и последствия Великой депрессии, обозначив причинно-следственные связи стрелками.
- Объясните слова Рузвельта: «Если я буду плохим президентом США, то я буду последним их президентом».
- В президентском послании Рузвельта конгрессу от 17 мая 1933 г. предлагалось обеспечить проведение «во всей индустрии (с целью достижения большей занятости) сокращения рабочей недели, при сохранении достаточной платы за сокращённую неделю, и предотвращение нечестной конкуренции и гибельного перепроизводства».
Проанализируйте этот текст. Какие задачи стремился решить Рузвельт, предлагая такие меры? Каким образом предложенные меры должны способствовать решению указанных задач? - Почему в условиях недоедания миллионов американцев администрация Ф. Рузвельта поощряла уничтожение продовольствия?
- Какие географические особенности США учитывались при проведении политики Рузвельта?
- Заполните сравнительную таблицу «Реформы в США и во Франции».
| Название социально-экономической политики | Общие черты | Различия. |
| «Новый курс» в США | ||
| Дирижизм во Франции |
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Используя словарь, дайте определение понятия «мафия». Приведите известные вам примеры борьбы с мафией в разных странах.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из программы Народного фронта во Франции (1935) и ответьте на вопросы.

- 1) Проанализируйте экономические и политические требования Народного. фронта. Чьи интересы они выражали? Своё мнение аргументируйте.
- 2) Выскажите предположение, какие слои населения и почему могли выступать против осуществления программы Народного фронта.
- 3) Что общего в программе Народного фронта во Франции и в «Новом курсе» Рузвельта в США?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, указав 2–3 последствия.
Всеобщая История Мединский §7
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Страница 86.
Каковы были последствия кризиса конца 1920—1930-х гг. в США?
Кризис конца 1920-х и 1930-х годов в США, известный как Великая депрессия, имел серьезные и долгосрочные последствия для страны. Вот некоторые из них:
- Экономический коллапс: Кризис привел к острой депрессии в экономике. Промышленное производство сократилось, миллионы людей остались безработными, и многие предприятия закрылись. Экономическое процветание было разрушено.
- Банковские крахи: Множество банков закрылось из-за финансовых потерь, что привело к потере доверия вкладчиков к банковской системе. В ответ на это были введены реформы, чтобы укрепить банковскую стабильность.
- Бедность и голод: Многие люди потеряли свои сбережения и источники дохода. Голод и бедность стали распространенными явлениями. Фермеры столкнулись с невозможностью продать свою продукцию, что привело к сокращению производства и уничтожению продовольствия.
- Программа «Новый курс» Рузвельта: Президент Франклин Рузвельт внедрил ряд реформ и мероприятий, чтобы справиться с кризисом. Эти меры включали в себя создание рабочих мест, регулирование финансового сектора, социальные программы и инфраструктурные проекты.
- Внешние последствия: Великая депрессия оказала влияние на мировую экономику. Многие страны столкнулись с торговым спадом и экономическими трудностями.
Страница 88.
В чём состояли причины Великой депрессии?
Причины Великой депрессии включали:
- Крах финансового рынка США в октябре 1929 года, который вызвал каскадный эффект и закрытие тысяч американских банков.
- Обесценение акций на 40 миллиардов долларов и утрата сбережений миллионами вкладчиков во всем мире.
- Сокращение промышленного производства в США и других странах, включая производство автомобилей.
- Перепроизводство на мировом рынке сбыта, вызванное недостаточным учетом спроса и насыщением рынка товарами.
- Осуществление финансовых операций на биржах, которые не учитывали реальные экономические тренды и привели к искусственному росту финансового капитала.
- Замороженная биржевая активность, закрытие банков и потеря работниками средств, что привело к ухудшению ситуации и уменьшению покупательной способности.
- Взаимосвязанные факторы, такие как нерегулируемое развитие мирового рынка и дефицит регулирования экономики.
Страница 89.
№ 1. Укажите основные социальные последствия Великой депрессии.
Основные социальные последствия Великой депрессии включают: Снижение уровня жизни миллионов граждан, особенно населения городов и фермеров. Падение цен на сельскохозяйственную продукцию, что привело к финансовым трудностям у фермеров и ограничению доступа к необходимым промышленным товарам. Голод и нищета в городах из-за недостатка денег у населения. Рост безработицы и массовая потеря рабочих мест.
№ 2. Что свидетельствует о перерастании социального кризиса в политический?
Перерастание социального кризиса в политический свидетельствует о следующих явлениях: Увеличение активности обездоленных слоев общества, включая безработных и разорившихся предпринимателей, в выражении своих недовольств и требовании радикальных изменений. Рост влияния политических сил, таких как коммунисты и фашисты, которые обещали решительные перемены и критиковали существующую систему. Протестные акции, такие как блокировка дорог и марши безработных, как произошедший в Вашингтоне в 1932 году, который требовал изменений и привлек внимание к социальным проблемам. Применение насилия властями в ответ на протесты, как это произошло при разгоне лагеря безработных в Вашингтоне, что усилило политический конфликт.
Страница 91 (вверху).
Используя дополнительные материалы, подготовьте краткое сообщение об условиях труда и быта людей, участвовавших в государственных работах в годы «Нового курса» в США.
№ 1. Какие экономические и социальные мероприятия составили «Новый курс» Ф. Рузвельта?
«Новый курс» Ф. Рузвельта включал следующие экономические и социальные мероприятия:
Проверка и реформа банков с целью определения их кредитоспособности, что привело к закрытию некредитоспособных банков и введению страхования банковских вкладов. Создание специальных администраций для регулирования различных сфер экономики, включая ограничение рабочего дня и установление минимальных зарплат. Распределение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции для сокращения избыточного производства и поддержки фермеров. Организация государственных работ с участием безработных, включая строительство инфраструктуры и плотин для электроэнергии и водоснабжения. Отмена «сухого закона» и усиление борьбы с мафией. Законодательство, обязывающее заключение коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями, а также обязательное страхование рабочих. Гарантирование государственной пенсии по старости и инвалидности, а также пособий по безработице.
№ 2. Каковы были первые результаты проведения «Нового курса»?
Первые результаты проведения «Нового курса» были следующими:
Упорядочение производства и распределения товаров в США. Концентрация финансового капитала и его подчинение контролю государства. Защита социальных прав американцев, включая государственную поддержку пенсий, пособий по безработице и обязательное страхование рабочих. Сокращение напряженности в стране и восстановление доверия к экономической системе.
Страница 91 (внизу).
№ 1. Почему, несмотря на масштабное сопротивление, Рузвельт был переизбран на должность президента?
Рузвельт был переизбран на должность президента несмотря на масштабное сопротивление по нескольким причинам:
Политика «Нового курса» привела к улучшению уровня жизни большинства американцев и повышению их покупательной способности, что сделало его популярным среди избирателей. Преобразования Рузвельта сократили безработицу и способствовали восстановлению экономики, что создало благоприятный имидж президента. Его борьба за расширение внешних рынков, включая признание СССР в 1933 году, способствовала укреплению американской позиции на мировой арене. Реформы также расширили права общественных организаций, особенно профсоюзов, что увеличило его поддержку среди рабочего класса.
№ 2. Какие экономические, социальные и политические перемены произошли в США в результате проведения «Нового курса»?
В результате проведения «Нового курса» в США произошли следующие экономические, социальные и политические перемены:
Уровень жизни большинства американцев вырос, их покупательная способность увеличилась, что способствовало повышению потребительского спроса и производства. Усиление самостоятельной роли государственной бюрократии, что ослабило зависимость от буржуазии. Расширение прав общественных организаций, особенно профсоюзов, их активная роль в общественной жизни. Усиление монополизма в экономике, что привело к сращиванию монополистического капитала и бюрократии, создавая «государственно-монополистический капитализм». Положительное воздействие на экономику и снижение напряженности в обществе, несмотря на масштабное сопротивление.
Страница 93.
№ 1. Каковы особенности реформ Народного фронта во Франции?
В результате проведения «Нового курса» в США произошли следующие экономические, социальные и политические перемены:
Уровень жизни большинства американцев вырос, их покупательная способность увеличилась, что способствовало повышению потребительского спроса и производства. Усиление самостоятельной роли государственной бюрократии, что ослабило зависимость от буржуазии. Расширение прав общественных организаций, особенно профсоюзов, их активная роль в общественной жизни. Усиление монополизма в экономике, что привело к сращиванию монополистического капитала и бюрократии, создавая «государственно-монополистический капитализм». Положительное воздействие на экономику и снижение напряженности в обществе, несмотря на масштабное сопротивление.
№ 2. Чем развитие Великобритании в 1930-е гг. отличалось от развития США, Франции и Скандинавских стран?
Развитие Великобритании в 1930-е годы отличалось от развития США, Франции и скандинавских стран следующими особенностями:
Великобритания не проводила такие радикальные реформы и не осуществляла государственное регулирование экономики в той же степени, что и некоторые другие страны. Великобритания встретила затяжную депрессию, но не пришла к социалистическим изменениям и не изменила существующую социально-экономическую структуру. К концу 1930-х годов консерваторы вернулись к власти, что привело к смене власти от лейбористов (социалистов). Великобритания оставалась более традиционной и сохраняла свою экономическую особенность, включая свободный рынок, без значительных изменений, несмотря на долгую депрессию.
Вопросы и задания на стр.93.
№ 1. Разработайте и начертите схему, отражающую причины и последствия Великой депрессии, обозначив причинно-следственные связи стрелками.
Причины: Обвал финансового рынка в США в 1929 году. Сокращение промышленного производства и увеличение безработицы. Нерегулируемое развитие мирового рынка и кризис перепроизводства. Снижение покупательной способности населения. Ошибки в экономической политике, включая «сухой закон» и неэффективное банковское дело.
Последствия: Массовая безработица и нищета. Закрытие банков и обесценение акций. Усиление мафии и нелегальной торговли. Уменьшение производства и распространение голода. Возникновение Великой депрессии с глобальными последствиями для мировой экономики.
№ 2. Объясните слова Рузвельта: «Если я буду плохим президентом США, то я буду последним их президентом».
Слова Рузвельта означают, что он осознавал серьезность кризиса и понимал, что его президентская деятельность во многом определит будущее США. Он боялся, что если его усилия не приведут к восстановлению экономики и улучшению жизни американцев, то это может привести к краху и концу президентской власти в стране.
№ 3. В президентском послании Рузвельта конгрессу от 17 мая 1933 г. предлагалось обеспечить проведение «во всей индустрии (с целью достижения большей занятости) сокращения рабочей недели, при сохранении достаточной платы за сокращённую неделю, и предотвращение нечестной конкуренции и гибельного перепроизводства».
Проанализируйте этот текст. Какие задачи стремился решить Рузвельт, предлагая такие меры? Каким образом предложенные меры должны способствовать решению указанных задач?
Рузвельт предлагал сокращение рабочей недели с целью достижения большей занятости. Это позволяло бы создать больше рабочих мест и снизить безработицу. При этом предлагалось сохранить достойную оплату за сокращенную рабочую неделю, что улучшило бы условия труда для работников. Также меры направлены на предотвращение нечестной конкуренции и избежание гибельного перепроизводства, что способствовало бы стабилизации экономики.
№ 4. Почему в условиях недоедания миллионов американцев администрация Ф. Рузвельта поощряла уничтожение продовольствия?
Администрация Рузвельта поощряла уничтожение продовольствия, чтобы поддержать цены на сельскохозяйственную продукцию. Это было сделано, чтобы защитить интересы фермеров, которые страдали от падения цен на свою продукцию. Поддержание высоких цен на продовольствие позволяло фермерам получать больше дохода и избегать банкротства.
№ 5. Какие географические особенности США учитывались при проведении политики Рузвельта?
Географические особенности США, такие как большая территория, разнообразные климатические зоны и наличие различных ресурсов, учитывались при проведении политики Рузвельта. Эти факторы влияли на распределение государственных программ и инфраструктурных проектов, включая работы по водоснабжению и электроэнергетике.
№ 6. Заполните сравнительную таблицу «Реформы в США и во Франции».

Работаем с ПОНЯТИЯМИ.
Используя словарь, дайте определение понятия «мафия». Приведите известные вам примеры борьбы с мафией в разных странах.
Мафия — это криминальная организация или группировка, обычно занимающаяся организованной преступной деятельностью.
Страница 95. Работаем с ИСТОЧНИКОМ.
1) Проанализируйте экономические и политические требования Народного фронта. Чьи интересы они выражали? Своё мнение аргументируйте.
- Экономические и политические требования Народного фронта во Франции отражают интересы различных слоев общества. Восстановление покупательной способности и сокращение рабочей недели без сокращения заработной платы выражали интересы рабочих и трудящихся. Эти меры направлены на улучшение условий труда и увеличение доходов населения.
- Против кризиса в сельском хозяйстве и торговле обеспечивали поддержку сельскохозяйственных работников и фермеров.
- Одновременно, требования против фашистских лиг и ограничения на полувоенные формирования выражали интересы в поддержании гражданской стабильности и демократических институтов.
- В области политических свобод, таких как амнистия, свобода печати и профсоюзные права, программой выражались интересы в поддержании гражданских свобод и прав человека.
№ 2. Выскажите предположение, какие слои населения и почему могли выступать против осуществления программы Народного фронта.
Против программы Народного фронта могли выступать интересы крупных предпринимателей и финансовых кругов, которые опасались увеличения налогов и регулирования экономики. Также, некоторые консервативные и антидемократические силы могли не поддерживать программу, боясь потерять власть и привилегии.
№ 3. Что общего в программе Народного фронта во Франции и в «Новом курсе» Рузвельта в США?
Общее между программой Народного фронта во Франции и «Новым курсом» Рузвельта в США заключается в стремлении обоих подходов к решению экономических проблем через государственное вмешательство и регулирование. Оба подхода предлагали меры по поддержанию рабочих, сокращению безработицы, и восстановлению экономики после Великой депрессии. Также оба подхода выражали интересы социальной справедливости и защиту прав трудящихся.
Вы смотрели: Всеобщая История Мединский §7 «Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США». Учебник всемирной истории: 1914—1945 годы. 10 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 6 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 8 >>