История России Мединский §3

История России Мединский §3 «Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны. Нарастание революционных настроений». Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

История России 10 класс § 3

3. Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны.
Нарастание революционных настроений

? Почему в годы Первой мировой войны нарастали революционные настроения в российском обществе?

«1916 год». Художник Б. Рыбченков. 

 

  • Милитаризация • Военно-промышленные комитеты • «Особые совещания» • Карточная система • Продразвёрстка РОССИЯ • «Кадровая чехарда» • «Прогрессивный блок» • «Оборонцы» • «Революционные пацифисты» • «Пораженцы»
РОССИЯ
  • июль 1914 г. – создание Всероссийского земского союза
  • август 1915 г. – учреждение «Особых совещаний» по обороне, продовольствию, топливу и перевозкам
  • сентябрь 1915 – февраль 1917 г. – «министерская чехарда»
  • декабрь 1916 г. – убийство Г. Распутина

МИР

  • август 1914 г. – проход первого судна по Панамскому каналу
  • апрель–август 1915 г. – геноцид армян в Османской империи
  • январь–июнь 1916 г. – введение всеобщей воинской повинности в Великобритании
  • апрель 1916 г. – Пасхальное восстание в Ирландии

История России Мединский §3

1) Патриотический подъём в начале войны.

В начале войны русское общество переживало небывалый патриотический подъём. Власть получила поддержку практически всех слоёв населения.

В городе и деревне шла запись добровольцев. Этот народный порыв был массовым не только в центральных губерниях, но и на Кавказе, где из числа мусульман-добровольцев была создана Кавказская туземная конная дивизия, показавшая на фронте яркие примеры мужества и стойкости. Её командиром стал младший брат царя великий князь Михаил Александрович (практически все великие князья Романовы служили в действующей армии). Тысячи воинов дивизии стали за годы войны георгиевскими кавалерами.

Женщины поступали на курсы сестёр милосердия, по окончании которых работали в военных госпиталях. Примером для них служила царская семья. Под покровительством и при непосредственной поддержке царской семьи было открыто 70 госпиталей для раненых, сформировано несколько военно-санитарных поездов. В Зимнем дворце был открыт лазарет на 1000 человек. В Екатерининском дворце Царского Села разместились военно-санитарные склады для нужд армии. Для лечения солдат и офицеров использовались все царские резиденции и многие дворцы великих князей в столице и других городах страны. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать Николая II, руководила Российским Обществом Красного Креста (РОКК). Сестра императрицы Елизавета Фёдоровна ещё до войны основала Марфо-Мариинскую обитель, ставшую центром оказания помощи семьям погибших и раненых воинов.

Императрица Александра Фёдоровна (сидит справа) и её дочери великие княжны Ольга (слева) и Татьяна после завершения курсов сестёр милосердия. 1914–1916 гг. 

Практически все крупнейшие российские предприниматели, деятели науки, культуры, образования оказывали огромную поддержку семьям солдат. Всенародная поддержка армии стала важным фактором, объединяющим российское общество.

Император Николай II беседует с ранеными во время посещения лазарета в Одессе. 1916 г. 

В начавшейся войне власть поддержали и либеральные партии. Руководство партии кадетов выступило с обращением, в котором говорилось, что прямой долг народа – сохранить Родину единой и нераздельной и удержать за нею то положение в ряду мировых держав, которое оспаривается врагами.

Такие настроения были характерны для начального периода войны. Но постепенно они стали другими по мере изменения ситуации на фронтах и нарастания трудностей в экономике.

  • 1. Как российское общество относилось к войне в 1914 г.?
    2. Приведите примеры гражданско-патриотического поведения россиян в годы войны.

История России Мединский §3

2) Экономика России в годы войны.

События 1915 г. на фронте ясно показали, что к ведению длительной войны Россия не готова. Однако уже к началу 1916 г. удалось во многом переломить ситуацию и произвести милитаризацию экономики, т. е. перестроить её на военный лад. Несмотря на потерю ряда промышленных центров, темпы экономического роста не только не упали, но даже несколько возросли. Увеличилась добыча угля, нефти, выросло производство машиностроительной и химической продукции. Военная промышленность полностью обеспечивала фронт лёгким оружием. В августе 1916 г. винтовок было изготовлено в 11 раз больше, чем в августе 1914 г. В 1916 г., без учёта миномётов, в России было выпущено более чем в 20 раз больше артиллерийских орудий, чем в 1914 г., а артиллерийских снарядов – в 35 раз больше.

Плакат, призывающий подписываться на военный заём. 1916 г. 

В достижении таких результатов решающим фактором стало объединение усилий государства, промышленной буржуазии, земской и городской общественности, кооперации. В 1915 г. были созданы специальные органы по централизации и мобилизации всех имевшихся в стране ресурсов для нужд фронта – «Особые совещания» по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам и делам беженцев. В них входили чиновники, депутаты Государственной думы, представители капитала.

Для организации производства оборонной продукции предприниматели создавали губернские военно-промышленные комитеты, замыкавшиеся на Центральный военно-промышленный комитет. Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам и Всероссийский союз городов взяли на себя вопросы организации медицинского обслуживания раненых, поступавших с фронта. При поддержке этих организаций в армию поступали самолёты-бомбардировщики, полугусеничные автомобили и противогазы.

Тем не менее, сохранявшееся превосходство германских войск в тяжёлой артиллерии и ряде других видов вооружений вело к большим потерям в русской армии.

  • С помощью каких мероприятий осуществлялся перевод экономики страны на военный лад? Насколько предпринятые меры оказались эффективными?

История России Мединский §3

3) Власть и общество, политические партии в годы войны.

Затяжная война значительно ухудшила жизнь людей. Резкий рост промышленности, работавшей на оборону, произошёл за счёт сокращения выпуска товаров потребления. Их стало меньше, цены на них повысились. Железные дороги были загружены военными перевозками, что вызывало перебои в снабжении продуктами питания. В крупных городах начала ощущаться нехватка хлеба. С весны 1916 г. в ряде губерний правительство ввело карточную систему на некоторые продукты питания (например, сахар).

Петроград и Москва столкнулись с необычным ранее явлением – очередями. Фиксируя настроения людей, полиция отмечала, что очереди всё больше начинали напоминать политические клубы. Вновь начало набирать силу забастовочное движение. Нередко вместе с экономическими требованиями стали звучать и политические.

Неудачи на фронте, потери территорий вызвали тревогу в обществе. Нарастание революционных настроений заставило перейти к критике царского правительства и выдвинуть идею создания правительства «народного доверия». Эту идею поддержало большинство думских фракций. В августе 1915 г. в Думе была создана межпартийная коалиция, получившая название «Прогрессивный блок» (235 депутатов из 422). Однако уже в октябре 1915 г. председатель Центрального военно-промышленного комитета А. Гучков выступил с резкими замечаниями в адрес власти, а год спустя лидер партии кадетов П. Милюков обвинил правительство в некомпетентности, произнеся несколько раз: «Что это – глупость или измена?»

Огромный ущерб авторитету царя и самодержавия в целом нанесли слухи о Г. Распутине. Этот тобольский крестьянин сумел практически войти в царскую семью. Во многом из-за тяжёлого заболевания царевича Алексея, который страдал гемофилией (несвёртываемостью крови). Распутин, как считается, мог благотворно влиять на состояние царевича. По мнению современников, он полностью подчинил себе императрицу Александру Фёдоровну, а через неё и Николая II. В российском обществе именно с «распутинщиной» связывали «министерскую чехарду» (частые смены министров в годы войны), многочисленные злоупотребления и разворовывание бюджета. В декабре 1916 г. монархисты (в том числе великий князь Дмитрий Павлович, князь Ф. Юсупов и депутат Госдумы В. Пуришкевич) убили Распутина, но это не могло изменить ситуацию: к этому времени в глазах верхушки общества царская власть уже утратила свою сакральность. Лозунг «Долой самодержавие!» приобретал всё большую популярность.

Левые партии (эсеры и социал-демократы) после начала Первой мировой войны оказались в сложном положении. Они считали, что война для всех её участников является несправедливой («империалистической»). Тем не менее большинство их лидеров приняло решение временно отказаться от революционных лозунгов и поддержать «оборонцев».

«Оборонцы», также выступавшие с социалистических позиций (лидер – Г. Плеханов), призывали к защите Отечества, прекращению на время войны выступлений против правительства. Так поступило большинство социалистов и в других воюющих странах.

В ходе войны, однако, многие меньшевики и эсеры пришли к мнению, что необходимо передать «дело обороны» страны из рук царя в руки «российской демократии», т. е. буржуазии и рабочих.

Меньшевики-интернационалисты (лидер – Ю. Мартов), а также Л. Троцкий занимали позицию «революционного пацифизма»: резко критикуя несправедливый, «империалистический» характер войны, они призывали рабочих стран Европы (и России) к проведению антивоенных акций под лозунгами борьбы за мир.

Наиболее последовательную «революционную» позицию отстаивали В. Ленин и большевики: если народы Европы хотят скорейшего заключения мира, они должны повести против мировой войны «революционную войну» и стремиться к «превращению войны правительств в войну гражданскую». Это означает, говорил Ленин, что социалисты во всех европейских государствах должны желать поражения своих правительств – только тогда они останутся настоящими революционерами. За эту позицию, в противовес «оборонцам», большевиков стали называть «пораженцами».

Любопытные детали. В сентябре 1915 г. представители европейских социалистических и революционных организаций, выступавших против войны, собрались в Циммервальде (Швейцария). Большинство участников конференции не поддержали предложение Ленина добиваться «поражения своих правительств». Было принято решение добиваться заключения всеобщего «демократического» мира, т. е. мира на основе отказа по итогам войны от аннексий и контрибуций в чью-либо пользу.

Чем дольше продолжалась война, тем сильнее проявлялось недовольство «неспособностью» правительства решить проблемы со снабжением армии и добиться решительного перелома на фронте. Тональность публикаций в печати всё больше менялась. Военно-патриотическая тематика сменилась критикой руководства армией и тылом, упрёками в адрес не только правительства, но даже царя.

Неспокойно было и в деревне. Большинство армии составляли вчерашние крестьяне – на фронт были мобилизованы около 13 млн человек. Они требовали выплаты их семьям пособий, снижения налогов. Поскольку нарастала инфляция, крестьяне не спешили продавать собранный урожай, предпочитая дожидаться лучших времён. Чтобы решить проблему бесперебойного снабжения крупных городов продовольствием, в конце 1916 г. в ряде губерний правительство ввело обязательную сдачу хлеба по «твёрдым» (установленным государством) ценам – продразвёрстку.

В условиях нарастания проблем в тылу дисциплина в действующей армии постепенно падала. Участились случаи дезертирства, а также «братания» с солдатами противника. Как правило, втайне от офицеров солдаты договаривались о прекращении огня и ходили друг к другу «в гости» на позиции. (Подобные «братания» происходили и на Западном фронте.) В то же время на фоне нескольких волн массовой мобилизации и роста антивоенных настроений роль армии в жизни общества стремительно возрастала.

В России нарастал революционный кризис. В других воюющих странах наблюдались схожие проблемы: перебои со снабжением, рост антивоенных настроений. В конце 1916 г. Германия предложила странам Антанты сесть за стол переговоров.

  • 1. Оцените социально-экономическую ситуацию в стране к концу 1916 г. Как затянувшаяся война повлияла на уровень жизни различных слоёв населения? Какие изменения произошли в их настроениях и почему?
    2. Почему политическая оппозиция перешла от сотрудничества с властью к жёсткой критике действий правительства? Можно ли охарактеризовать сложившуюся к концу 1916 г. ситуацию как кризис власти? Аргументируйте свой ответ.
    3. Кого в годы Первой мировой войны называли «оборонцами», «пацифистами» и «пораженцами»? К кому из них вы могли бы примкнуть и почему?

История России Мединский §3

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Поражения русской армии, затяжной характер войны, снижение жизненного уровня населения вели не только к утрате авторитета правящих кругов, в первую очередь царской семьи, но и к новому витку противостояния между властью и обществом.

Вопросы и задания на стр.34

  1. Рассмотрите приведённую в начале параграфа иллюстрацию – картину художника Б. Рыбченкова «1916 год». Что из изображённого на ней свидетельствует об ухудшении жизни народа?
  2. В 1915 г. было опубликовано воззвание российских революционеров к рабочим, в котором говорилось: «Если передовые элементы нашего населения откажутся принимать участие в обороне России вплоть до того времени, когда падёт наше нынешнее правительство, то они тем самым отдалят время его падения. <…> Положение таково, что к свободе нам нельзя прийти иначе, как идя по пути национальной самообороны. <…> Поражение России в борьбе с Германией явилось бы также поражением её в борьбе за свободу». Какая позиция по отношению к войне (оборончество, пацифизм, пораженчество) отражена в данном заявлении? Кто из лидеров российских социалистов её отстаивал?
  3. В начале Первой мировой войны большинство населения России положительно отнеслось к решению Николая II оказать поддержку Сербии. Почему к концу 1916 г. отношение к войне значительно изменилось? В чём восприятие войны обществом в России совпадало с европейскими общественными настроениями?
  4. Сравните ход и характер Русско-японской войны и Первой мировой войны, а также условия (внешнеполитические, внутриполитические и экономические), в которых они проходили. Укажите черты сходства (не менее трёх) и различия (не менее четырёх).
  5. * Существует следующая точка зрения: «К концу 1916 г. стало очевидным, что Россия исчерпала возможности вести военные действия до победы в Первой мировой войне». Опираясь на исторические факты, приведите 2–3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же аргументов, направленных против неё.
  6. Подготовьте сообщение (презентацию) о положении в одной из отраслей народного хозяйства России в 1914–1916 гг. (сельское хозяйство, военная промышленность, лёгкая промышленность, топливная промышленность, железнодорожный транспорт и др.) на территории вашего региона.
  7. * Составьте сложный план (не менее трёх пунктов с детализирующими их подпунктами) по теме «Власть и общество в России в 1914–1916 гг.».

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) речь П. Милюкова на заседании Государственной думы «Глупость или измена?»;
2) образование «Прогрессивного блока»;
3) геноцид армян в Османской империи;
4) создание Всероссийского земского союза;
5) Циммервальдская международная конференция.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Раскройте смысл понятия «Прогрессивный блок». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из политической речи и ответьте на вопросы. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны

  • 1. Кто и когда произнёс данную речь? Как на неё отреагировали власти?
    2. Какие проблемы подняты выступающим? Согласны ли вы с ним? Своё мнение аргументируйте.

? Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2–3 аргументами.

 


Вы смотрели: История России Мединский §3. Учебник 10 класс. Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 2   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 4 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней