История России Мединский §2

История России Мединский §2 «Российская армия на фронтах Первой мировой войны». Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

История России 10 класс (Мединский, Торкунов)

<< § 1   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 3 >>

§ 2. Российская армия на фронтах
Первой мировой войны

? Какое значение имели битвы и сражения 1914–1916 гг. на Восточном фронте для общего хода Первой мировой войны?

История России Мединский §2

  • Восточный фронт • Восточно-Прусская операция • Галицийская операция • Сарыкамышская операция • «Великое отступление» • Брусиловский прорыв
РОССИЯ
  • август–сентябрь 1914 г. – Восточно-Прусская операция
  • 1915 г. – «Великое отступление»
  • май 1916 г. – Брусиловский прорыв

МИР

  • сентябрь 1914 г. – битва на Марне
  • февраль–декабрь 1916 г. – битва за Верден
  • июль–ноябрь 1916 г. – битва на Сомме

1) Военная кампания 1914 г.

С первых дней войны в Европе образовалось два фронта: Западный и Восточный. Верховным главнокомандующим русской армией стал дядя императора, великий князь Николай Николаевич. При нём был создан орган высшего управления войсками – Ставка Верховного главнокомандующего.

В соответствии с планом Шлиффена немцы начали наступление на Западном фронте, стремясь к Парижу. Франции понадобилась срочная помощь. По приказу Ставки 1-я и 2-я русские армии (командующие П. Ренненкампф и А. Самсонов) перешли в наступление в Восточной Пруссии (Восточно-Прусская операция).

Первым крупным сражением войны стала битва при Гумбиннене (ныне город Гусев Калининградской области) 7 (20) августа 1914 г. Немецкая 8-я армия понесла тяжёлые потери и отступила. Это была первая победа русской армии в начавшейся войне. Дорога в Восточную Пруссию была открыта. Русские войска начали преследование противника, но из-за отставания тылов и больших потерь продвижение вскоре замедлилось.

Между тем противник перегруппировал свои силы, сняв часть войск с Западного фронта, сменил командование. Вскоре немцы перешли в контрнаступление, и 2-я русская армия была разгромлена. Однако благодаря действиям русских войск в Восточной Пруссии, оттянувших на себя значительные германские силы, Франция сумела остановить наступление противника на Париж и одержать победу на Марне в сентябре 1914 г.

ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА
Крючков Козьма Фирсович (1890-1919). Донской казак. Первый русский воин, награждённый Георгиевским крестом в годы Первой мировой войны. Впоследствии он стал полным Георгиевским кавалером и символом героизма русского солдата. Его имя стало известно всей России: портреты Крючкова печатались на плакатах, листовках и почтовых открытках, в газетах и журналах.
Георгиевский крест – высшая боевая награда для нижних чинов (унтер-офицеров и солдат, не путать с орденом Св. Георгия для офицеров). Имел 4 степени, вручавшиеся последовательно (от 4 к 1) только за личное мужество на поле боя. Награждённые Георгиевскими крестами всех 4 степеней именовались «Полными Георгиевскими кавалерами».

На Юго-Западном фронте против австро-германских сил была предпринята Галицийская операция 1914 г. под командованием генерала Н. Иванова. В результате этого успешного наступления русская армия заняла почти всю Восточную Галицию, Буковину, осадила крепость Перемышль (сдалась весной 1915 г.). Тем самым был предотвращён разгром Сербии. Важным итогом Галицийской операции стало то, что армия Австро-Венгрии потеряла способность проводить крупные наступательные операции без поддержки Германии. Тем самым расчёты немецкого Генштаба удерживать Восточный фронт силами лишь австро-венгерской армии не оправдались.

После сражения на р. Марне и русских побед в Галиции Германия стала торопить со вступлением в войну Турцию, чтобы оттянуть русские силы к Кавказу, а английские – в Египет. В октябре 1914 г. германо-турецкий флот внезапно атаковал русские суда в Чёрном море, были обстреляны Севастополь, Феодосия, Новороссийск, Одесса. В декабре турецкая армия начала наступательные операции в Закавказье. Но, несмотря на численное превосходство, добиться успеха турки не смогли. В конце декабря русские войска перешли в контрнаступление. В ходе Сарыкамышской операции 1914–1915 гг. противник потерял более 70 тыс. человек из 90-тысячного состава армии и вынужден был отступить к Эрзеруму. Таким образом, на Кавказском фронте российские войска, обороняясь, смогли полностью разгромить наступавшего противника.

  • 1. Почему считается, что Восточно-Прусская операция, несмотря на поражение российской армии, сыграла важную роль в достижении конечной победы Антанты в Первой мировой войне? 2*. Можно ли считать, что для Германии 1914 г. стал «годом упущенных возможностей»? Аргументируйте свою точку зрения.

2) Военные действия в 1915 г.

Германское командование решило сконцентрировать основные силы на Восточном фронте, чтобы разгромить русскую армию и вывести Россию из войны. В мае немецко-австрийская армия, сосредоточив крупную группировку войск и усилив её артиллерией, начала наступательную операцию у местечка Горлице – Горлицкий прорыв. Русские войска были вытеснены из Галиции и ряда западных российских губерний. Территориальные потери сопровождались огромными людскими потерями.

Причины «великого отступления» русской армии заключались в недостатках снабжения вооружением и боеприпасами. В то же время союзники, получившие благодаря активизации военных действий на Восточном фронте временную передышку, не спешили помогать России. В 1915 г. на Западном фронте продолжалась позиционная война, однако не было ни одной крупной операции.

Военная кампания 1915 г. была успешной для Германии. Её руководству казалось, что русская армия больше не способна вести серьёзные наступательные операции. Германский Генштаб принял решение вновь перенести основные боевые действия на Западный фронт. В этой ситуации Франция обратилась к России с просьбой начать наступление на Восточном фронте и, более того, направить ей на помощь 400-тысячную армию.

Несмотря на военные неудачи, русская армия, Верховным главнокомандующим которой с августа 1915 г. стал Николай II, смогла удержать фронт и направила свои войска во Францию.

Главным итогом этого периода стало то, что германский план разбить союзников по частям провалился. Германия была вынуждена продолжать войну на два фронта. При этом главная тяжесть военных действий легла на плечи России.

ЧЕСТЬ И СЛАВА ОТЕЧЕСТВА
Иванова Римма Михайловна (1894-1915). Памятник сестре милосердия на её малой родине в Ставрополе. 2018 г. Во время боя у деревни Мокрая Дуброва 9(22) сентября 1915 г. после гибели офицеров Р. Иванова подняла в атаку роту. В бою была смертельно ранена. Указом Николая II посмертно была удостоена военного ордена Св. Георгия 4-й степени и стала первой в России женщиной, награждённой этим орденом.

Ставка – орган высшего полевого управления войсками и местопребывание Верховного главнокомандующего. Генерал А. Брусилов впоследствии оценил решение Николая II занять пост Верховного главнокомандующего как «решающий удар по самому себе и монархическому строю».

  • Почему многие приближённые Николая II были против его решения вступить в должность Верховного главнокомандующего, сменив великого князя Николая Николаевича? Сформулируйте не менее трёх причин.

Любопытные детали. Ставка сначала находилась в Барановичах, с 1915 г. – в Могилёве, с 1918 г. – в Орле. После событий 1917 г. Верховным главнокомандующим стал генерал М. Алексеев, которого сменил генерал А. Брусилов, а его, в свою очередь, – генерал Л. Корнилов.

  • 1. Почему Германия в 1915 г. решила сосредоточить свои главные силы именно на Восточном фронте? 2. Каковы причины «великого отступления» русских войск в 1915 г.?

История России Мединский §2

3) Кампания 1916 г.

Кавказская армия под командованием генерала Н. Юденича в середине января 1916 г. предприняла наступление на мощную крепость Эрзерум. Подобные укрепления в горах в суровое зимнее время штурмовать ещё никому не приходилось. Русские войска за пять дней сумели преодолеть сопротивление турок и взяли крепость. Потери противника составили 60 тыс. человек. После Эрзерумской операции, ставшей одним из самых крупных военных успехов русской армии, союзники заключили с Россией соглашение, предусматривавшее передачу ей после войны черноморских проливов и части Турецкой Армении.

В феврале 1916 г. германская армия перешла в наступление на французский укреплённый район с крепостью Верден. В ходе Верденской битвы погибло и было ранено около 1,3 млн человек с обеих сторон. Таких грандиозных сражений мировая история ещё не знала. По настойчивой просьбе союзников русское командование в самые короткие сроки разработало план наступления со своей стороны на Германию, чтобы оттянуть часть сил с Западного фронта. Основная тяжесть легла на войска Юго-Западного фронта под командованием генерала А. Брусилова.

Генерал Алексей Алексеевич Брусилов (1853–1926) – военачальник, главнокомандующий Русской армией в 1917 г. Автор знаменитого приказа «12-й кавалерийской дивизии – умереть. Умирать не сразу, а до вечера». С 1920 г. – инспектор кавалерии Красной Армии.

22 мая (4 июня) 1916 г. после массированных артиллерийских обстрелов русские войска начали наступление на австрийские позиции. В результате фронт был прорван на протяжении 450 км, глубина прорыва составила 80–120 км: Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия была вынуждена перебросить с запада большие силы. Однако успех на Юго-Западном фронте не привёл к стратегическим результатам. После подхода резервов противника война приобрела здесь позиционный характер.

Именно Брусиловский прорыв способствовал успешному для союзников развитию битвы на р. Сомме (июль–ноябрь 1916 г.) – одной из крупнейших военных операций Первой мировой войны. Брусиловский прорыв облегчил и положение Италии, вступившей в войну на стороне Антанты: австрийцы были вынуждены перебросить свои войска на восток. В 1916 г. в войну на стороне Антанты вступила Румыния.

Брусиловский прорыв и победа на р. Сомме привели к изменению баланса сил в войне – переходу инициативы от Германии к странам Антанты. Последнее крупное наступление (неудачное) русская армия смогла предпринять летом 1917 г., уже после того, как в стране произошла революция.

  • Что такое позиционная война? Как она влияла на солдат и офицеров?

4) Мужество и героизм российских воинов.

В отличие от предыдущих войн, которые велись главным образом кадровыми, профессиональными армиями, в Первой мировой войне основную массу войск составляли миллионы мобилизованных. В России за годы войны в действующую армию было призвано 15,5 млн человек, что делало её по сути народной. Многие семьи оплакивали погибших, миллионы были ранены и изувечены.

Изменился и образ героя войны. Раньше таковыми считали главным образом полководцев. Теперь же общество видело героев в тех, кто сумел в условиях боевых действий показать свои лучшие боевые и человеческие качества. В войсках и на страницах газет получили широкую известность подвиги обычных людей – К. Крючкова и Р. Ивановой, А. Лагеревой и М. Захарченко. Подробно освещался первый в практике боевой авиации воздушный таран, в котором погиб легендарный лётчик П. Нестеров.

Первым кавалером ордена Св. Георгия стал П. Врангель, отличившийся в бою у немецкой деревни Каушен в августе 1914 г. Поручик Н. Нечаев за год до войны из-за взрыва ракеты лишился глаза. Это не помешало ему вернуться в действующую армию и успешно воевать. Военный лётчик Ю. Гильшер сбил пять самолётов противника, потерял ступню, но продолжал совершать боевые вылеты. М. Бочкарёва, одна из первых русских женщин-офицеров, была награждена Георгиевским крестом 4-й степени.

История России Мединский §2
Женский «батальон смерти» Марии Бочкарёвой, созданный после революции в 1917 г. из женщин-добровольцев, отличился в бою у Сморгони. Позднее, в годы Гражданской войны М. Бочкарёва примкнула к Белому движению.

В войне участвовали юные добровольцы. 16-летний москвич В. Соколов, воспитанник Строгановского училища, за снятие неприятельского дозора и захват вражеского пулемёта был произведён в унтер-офицеры, награждён Георгиевским крестом 4-й степени.

История России Мединский §2

Любопытные детали. Великая война показала примеры массового героизма. Одним из наиболее ярких стала оборона крепости Осовец, стоявшей на пути немецкого наступления. Её осада началась в январе 1915 г. и длилась 190 дней. Противник использовал мощные орудия и бомбардировку с воздуха. Защитники крепости не только выдержали шквальный огонь, но и подбили немецкие орудия, уничтожили немецкий склад с боеприпасами. 6 августа 1915 г. немцы применили химическое оружие, направив в сторону крепости отравляющий газ. Едва его пары рассеялись, в атаку пошла немецкая пехота. Но навстречу поднялись около 60 русских воинов, выживших после химической атаки. У всех на руках и лицах были чудовищные следы воздействия ядовитого газа. Неприятель в ужасе обратился в бегство. В публицистике этот эпизод получил название «атака мертвецов».

Карта. Первая мировая война
Первая мировая война
• Покажите на карте и объясните значение следующих объектов: Восточная Пруссия и Галиция; территория, оставленная русскими войсками в 1915 г.; район Брусиловского прорыва.

Примеры мужества и героизма демонстрировали воины национальных формирований российской армии: Кавказской туземной конной дивизии, Осетинского конного полка, 1-го Дагестанского конного полка, Туркменского (Текинского) конного полка, армянских добровольческих дружин, Грузинского стрелкового полка.

  • 1. О чём свидетельствуют мужество и героизм российских воинов в ходе войны? 2*. Подготовьте краткое сообщение (презентацию) о любом упомянутом подвиге российских воинов времён Первой мировой войны (на свой выбор) и организуйте стенд в классе или выставку в школе.

«Сегодня мы восстанавливаем связь времён, непрерывность нашей истории, и Первая мировая война, её полководцы, солдаты обретают в ней достойное место (как у нас в народе говорят, «лучше поздно, чем никогда»), а в наших сердцах приобретается та священная память, что заслужили по праву воины Первой мировой. Справедливость торжествует на страницах книг и учебников, в средствах массовой информации, в кинолентах и, конечно, в таких мемориалах, который мы с вами открываем сегодня». В. Путин, 1 августа 2014 г.

История России Мединский §2

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.
Россия вступила в Первую мировую войну с целью защиты своих национальных интересов и противодействия германской экспансии в Европе и мире. Как и другие воюющие страны, она не была готова к затяжной военной кампании. Тем не менее верная союзническому долгу, Россия внесла огромный вклад в разгром армий противника как на Восточном, так и на Западном фронтах. Победы русской армии, героизм её солдат и офицеров были высоко оценены современниками. Память об этих событиях стала возрождаться уже в наше время. К 100-летию начала Первой мировой войны (2014 г.) установлены мемориалы в Москве, Туле, Калининграде, Гусеве, Пскове, Липецке, сняты фильмы, созданы многочисленные экспозиции, открыт Музей в Ратных палатах (Царское Село). Первая мировая война больше не является забытой.

Вопросы и задания на стр.25

  1. Кто из перечисленных ниже военачальников принимал участие в Первой мировой войне? Укажите их роль в военных действиях.
    а) М. Скобелев, г) А. Самсонов,
    б) А. Тормасов, д) И. Паскевич,
    в) А. Брусилов, е) Н. Юденич.
  2. Используя материал параграфа и знания по всеобщей истории, составьте хронологическую таблицу «Военные действия Первой мировой войны». Какую роль сыграл Восточный фронт в кампаниях 1914, 1915, 1916 гг.?
  3. Используя дополнительные источники информации (дневники, воспоминания), подготовьте сообщение (презентацию) о каком-либо участнике Первой мировой войны из вашего региона.
  4. * Составьте сложный план (не менее трёх пунктов с детализирующими их подпунктами) по теме «Восточный фронт Первой мировой войны в 1914 – 1916 гг.».

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ.
Расположите в хронологическом порядке следующие события Первой мировой войны:
1) «Великое отступление»;
2) Восточно-Прусская операция;
3) битва за Верден;
4) Сарыкамышская операция;
5) вступление в войну Османской империи.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ.
Раскройте смысл понятия «Брусиловский прорыв». Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.

История России Мединский §2

МНЕНИЕ УЧЁНОГО.
• Прочитайте отрывок из работы военного историка В. Иминова и ответьте на вопросы.

«Война 1914–1918 гг. была коалиционной, и успех её ведения во многом зависел от согласованных действий союзников. И хотя такой характер будущей войны был очевидным для руководства вооружённых сил всех государств – потенциальных противников, ни одно из них не имело сколько-нибудь значимых теоретических разработок основ коалиционной стратегии. Противоречия между союзниками, каждый из которых преследовал в войне свои цели и старался достичь их за счёт других, зачастую приводили к тому, что основные усилия (прежде всего Антанты) сосредоточивались не там, где они могли бы привести к наилучшим результатам в борьбе с общим врагом, а там, где это было выгодно наиболее влиятельным участникам коалиции… Верность принципам коалиционной стратегии продемонстрировала в кампаниях 1914, 1915 и 1916 гг. лишь Россия, армейские соединения которой своевременно, причём часто в ущерб интересам страны (что наиболее характерно для кампании 1914 г.), приходили на помощь войскам союзников – Франции и Англии. Последние, однако, не стремились выполнять свой союзнический долг, стараясь переложить основную тяжесть ведения войны на русскую армию».

  • 1. Какую позицию занимает историк по вопросу общесоюзнической стратегии у Антанты? 2. Согласны ли вы с мнением автора? Свой ответ аргументируйте историческими фактами.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2–3 аргументами.

История России Мединский §2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. «МООНЗУНД». Худ. фильм, реж. А. Муратов, 1987 г.
2. «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА». Коллекция ПБ

 

<< § 1   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 3 >>


Вы смотрели: История России Мединский §2 «Российская армия на фронтах Первой мировой войны». Учебник 10 класс. Базовый уровень 2023 год. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней