Всеобщая История Мединский §6

Всеобщая История Мединский §6 «Итальянский фашизм. Авторитарные режимы в Европе». Учебник по всемирной истории с 1914 по 1945 годы. 10 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Всеобщая История. 1914—1945 годы. Базовый уровень

<< § 5   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 7 >>

§ 6. Итальянский фашизм.
Авторитарные режимы в Европе

  • ? Почему в 1920–1930-е гг. в европейских странах устанавливаются авторитарные режимы?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Установление авторитарных режимов в 1920-1930-е годы в европейских странах объясняется рядом общих исторических и социальных факторов:
Послевоенный хаос и нестабильность: Первая мировая война и последующие военные конфликты оставили за собой разрушения и социальные потрясения. Возникла нестабильность в обществе и политических институтах.
Экономические проблемы: Послевоенный период характеризовался экономической депрессией, инфляцией и высокой безработицей. Эти экономические трудности создавали социальное недовольство и неуверенность.
Реакция на коммунизм и революции: Распространение идеологии коммунизма и революционные движения в Европе вызывали беспокойство среди элит и бизнес-кругов. Авторитарные режимы виделись как средство предотвращения распространения коммунизма.
Политическая фрагментация: В некоторых странах, особенно в регионах со множеством партий и политических направлений, политическая фрагментация делала управление сложным, и авторитарные лидеры обещали стабильность и единство.
Поддержка элит и бизнеса: Авторитарные лидеры получали поддержку от бизнес-элиты, которая видела в них защиту от радикальных реформ и социальных потрясений.

Статуя Муссолини в Турине. 1930 г. 

  • Ключевые слова параграфа: Авторитарный режим • Фашизм • Санация
МИР
  • 1922 г. – приход фашистов к власти в Италии
  • 1923 г. – авторитарные перевороты в Болгарии и Испании
  • 1926 г. – установление режима «санации» в Польше

РОССИЯ

  • 1921 г. – восстание в Кронштадте
  • 1922 г. – завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке
  • 1924 г. – принятие Конституции СССР
  • 1928–1932 гг. – первая пятилетка

1) Формирование авторитарных режимов.

Процесс демократизации не принёс большинству народов Европы заметного улучшения жизни. Особенно это касалось стран, которые не входили в число лидеров индустриального прогресса. В них ещё преобладал сельский образ жизни. Средние слои, готовые активно участвовать в политической жизни, были пока довольно малочисленны. Народные массы, которые на короткое время пробудились к общественной жизни, вскоре вернулись к своим ежедневным заботам. Однако демократизация вызвала опасения правящих групп относительно перспектив сохранения своего господствующего положения. В Европе один за другим стали устанавливаться авторитарные режимы.

В 1923 г. произошли авторитарные перевороты в Болгарии и Испании. В Болгарии против установления власти военных выступили партии демократической направленности. Но коммунисты не поддержали их восстание, и оно было разгромлено. Коммунисты во главе с Г Димитровым в сентябре 1923 г. решили самостоятельно выступить против диктатуры, но сил у них оказалось недостаточно, и восстание было подавлено. В Испании во время переворота рабочие организации не стали выступать в поддержку парламентаризма, потому что парламентские партии ничего не сделали для улучшения положения трудящихся

В 1926 г. в Польше маршал Ю. Пилсудский совершил переворот и установил режим санации. Режим санации формально не отменял парламентской системы. Но вся реальная власть переходила к президенту. Этот пост был поручен Пилсудским одному из членов его ближнего круга Во время выборов, чтобы обеспечить сторонникам Пилсудского большинство, применялось насилие. Первоначально переворот был поддержан широким кругом политических сил: казалось, что маршал сможет провести серьёзные реформы. Но их надежды не оправдались. Важнейшим экономическим достижением санации стала стабилизация валюты с помощью иностранных займов, но ко времени смерти Пилсудского в 1935 г положение трудящихся оставалось тяжёлым.

Ю. Пилсудский проводит смотр войск в Варшаве. 1926 г. 

К середине 1930-х гг. в Восточной и Центральной Европе осталось только одно демократическое государство – Чехословакия. Авторитарные режимы установились в большинстве европейских стран от Португалии до Прибалтики. Но авторитаризм, как и парламентская демократия, был неустойчив, потому что диктаторы не имели прочной опоры среди населения

  • Что способствовало установлению авторитарных режимов?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Установление авторитарных режимов в Европе в 1920-1930-х годах было обусловлено несколькими факторами:
Экономический кризис: Послевоенные годы были характеризованы экономической нестабильностью и кризисом, особенно в странах, которые не были лидерами индустриального прогресса. Это создало неудовлетворенность среди населения, что способствовало появлению авторитарных лидеров, обещавших стабильность и порядок.
Политическая неустойчивость: Послевоенные годы были периодом политической нестабильности и конфликтов. Парламентарные системы не всегда справлялись с управлением странами, и это вызывало разочарование в демократии.
Опасения правящих групп: Стремление к демократизации вызывало опасения у правящих элит, которые боялись потерять свое господство и привилегии. Это приводило к попыткам сохранить свои положения путем установления авторитарных режимов.
Низкая готовность средних слоев к политической активности: В некоторых странах средние слои населения были еще малочисленными и не готовы активно участвовать в политической жизни, что делало демократические институты менее стабильными.
Экономический успех авторитарных лидеров: Некоторые авторитарные лидеры, как, например, Маршал Пилсудский в Польше, достигали определенного экономического успеха, что укрепляло их популярность.

2) Возникновение фашизма.

Первая крупная фашистская организация была создана в Италии в 1919 г. Её название происходит от итальянских слов «фаши ди комбаттименто» (боевые союзы) – так фашисты называли свои отряды Основателем фашистских союзов был Бенито Муссолини (1883–1945) – сын деревенского кузнеца, дослужившийся во время Первой мировой войны до звания старшего капрала, способный оратор и журналист, в молодости социалист, а затем крайний националист. Итальянские фашисты утверждали, что союзники Италии в Первой мировой войне – Англия и Франция – «украли» у неё победу, не выполнили обещания передать Италии часть территорий бывшей Австро-Венгрии и тем самым обидели и унизили итальянцев Фашисты обещали в случае своего прихода к власти навести в стране порядок, обеспечить Италии достойное место среди других наций, а её гражданам – сытую и счастливую жизнь Они организовали вооружённые отряды, которые нападали на социалистов и коммунистов

Первоначально значительную часть сторонников фашизма составляли бывшие фронтовики, которые не нашли себе места в послевоенной жизни; разорившиеся торговцы и мелкие предприниматели, а также часть рабочих, недовольных существующим строем, но не согласных ни с коммунистами, ни с социал-демократами. Со временем их стали финансировать крупные предприниматели, которые видели в них полезный противовес левым партиям, особенно коммунистам.

Встреча Б. Муссолини и короля Виктора Эммануила III. 1922 г. 

  • Почему король поддержал фашистов?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Король Виктор Эммануил III поддержал фашистов и назначил Бенито Муссолини премьер-министром Италии, в частности, по следующим причинам:
Политическая нестабильность: В Италии на тот момент царил политический и экономический беспорядок, и последовательные правительства не могли эффективно управлять страной. Король и его советники опасались революции и социальных потрясений.
Угроза со стороны левых: Италия была свидетельницей растущей активности коммунистических и социалистических движений. Король и буржуазия опасались, что левые силы могут прийти к власти и изменить структуру общества в пользу рабочего класса.
Фашизм как «спаситель»: Фашисты, в частности Бенито Муссолини, представляли собой силу, способную вернуть стабильность и порядок. Они обещали укрепить монархию и бороться с угрозами со стороны коммунистов.
Поддержка буржуазии и крупных предпринимателей: Большинство крупных индустриальных и финансовых кругов начали поддерживать фашистов, видя в них союзников в сохранении своих интересов и подавлении рабочих движений.

В октябре 1922 г. фашисты, вооружённые холодным и огнестрельным оружием, совершили «поход на Рим» с целью захвата власти. Правительство не решилось силой разогнать фашистов и ушло в отставку Король Италии назначил Муссолини премьер-министром и поручил ему сформировать правительство. Впервые в одной из крупных европейских стран к власти пришли фашисты.

  • Что такое фашизм?
  • ОТВЕТ:
    Фашизм — это политическая и идеологическая система, которая возникла в Италии в начале 20-го века и стала одним из наиболее известных авторитарных и тоталитарных режимов в мировой истории.

Всеобщая История Мединский §6

3) Причины распространения фашизма.

Распространение идей фашизма объясняется рядом причин.

  1. Мировой экономический кризис привёл к резкому падению авторитета либеральных и социал-демократических партий, находившихся у власти. Их считали виновными в кризисе, им больше не верили. Отчаявшиеся, измученные массы обратились к тем, кто обещал быстрый выход из кризиса и конец бедствий. В первую очередь это были фашисты.
  2. Фашисты развернули бурную социальную и националистическую пропаганду. Безработным они обещали работу, рабочим – высокую зарплату, крестьянам – землю и стабильные цены на сельскохозяйственную продукцию, мелким предпринимателям, торговцам, ремесленникам – защиту от произвола монополий, предпринимателям – государственную поддержку, всему обществу – строгий порядок, «сильную власть», возрождение национального величия. Учитывая революционные настроения многих рабочих, фашисты объявили себя революционерами. Они говорили о фашистской и национал-социалистической революции, обещали покончить с богачами-плутократами Эти обещания привлекали многих рабочих и средние слои населения Фашисты в ряде стран получили массовую опору, которой у них раньше не было
  3. Фашисты соединяли демагогию с насилием. Они создали группы боевиков, которые с железными прутьями, дубинками, ножами, а иногда и с огнестрельным оружием нападали на антифашистов, разгоняли их собрания и демонстрации. Такими способами фашистам удалось «овладеть улицей», стать хозяевами на городских площадях
  4. Фашисты получали поддержку крупных промышленников, финансистов, государственных чиновников, полиции и военных Эти круги видели в фашистах силу, способную разгромить революционное движение, уничтожить коммунистов, гарантировать неприкосновенность собственности. Предприниматели и банкиры финансировали фашистов; военные тайно снабжали их оружием, полицейские и чиновники закрывали глаза на бесчинства фашистских штурмовиков.
  5. Противники фашистов были разъединены и нередко враждовали между собой. Социал-демократы и коммунисты выступали против фашизма, но взаимно при этом обвиняли друг друга в пособничестве фашизму и отказывались от совместных действий Коминтерн объявил социал-демократов «социал-фашистами», с которыми нельзя договариваться Буржуазные либералы и демократы не хотели сотрудничать с социал-демократами и тем более с коммунистами
  • Каковы особенности фашистской идеологии и тактики?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Фашистская идеология и тактика имели следующие особенности:
Национализм и реваншизм: Фашисты поддерживали идею национальной превосходства и восстановления национальной мощи. Они часто выражали стремление к восстановлению территорий, потерянных после Первой мировой войны.
Авторитаризм и диктатура: Фашисты выступали за сильную, централизованную власть под руководством одного лидера. Диктаторский режим считался способом обеспечить порядок и стабильность.
Антисоциализм: Фашисты отвергали социалистические и коммунистические идеи, считая их угрозой для частной собственности и национальной единства. Они проводили антикоммунистическую и антисоциалистическую пропаганду.
Культ личности: Фашисты создавали культ своего лидера, придавая ему божественные качества и абсолютную власть. Примерами могут служить культы Муссолини в Италии и Гитлера в Германии.
Пропаганда и манипуляция массами: Фашисты активно применяли пропаганду, включая использование массовых мероприятий, парадов, маршей и средств массовой информации, чтобы манипулировать общественным сознанием и создавать образ врага.
Особый акцент на военной мощи: Фашисты стремились к восстановлению и укреплению военной силы своих стран, подчеркивая важность военной мощи для достижения национальных целей.

4) Фашистский режим в Италии. Особенности режима Муссолини.

Фашистский режим в Италии окончательно сложился после вступления в силу чрезвычайных законов 1926 г. , которые запретили все партии, кроме фашистской. Хотя формально главой государства оставался король Виктор Эммануил III, вся реальная власть сосредоточилась в руках фашистского вождя (дуче) Б. Муссолини. Он был главой правительства, главой Большого фашистского совета, который решал все основные государственные вопросы, главой нескольких министерств. Самовлюблённый актёр и позёр, властолюбивый и жестокий, Муссолини усиленно насаждал свой культ. На улицах и площадях появились скульптуры дуче, а на стенах домов – его многочисленные портреты. Муссолини беспрерывно восхваляли радио и газеты. По указанию цензуры само слово «дуче» они должны были писать только с большой буквы. В честь дуче слагали стихи и песни. Людям ежеминутно внушали, что «дуче всегда прав»

Тренировка членов молодёжной фашистской организации. 1935 г. 

  • Для чего фашисты много внимания уделяли работе с подростками?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Фашисты уделяли много внимания работе с подростками, включая организацию подобных организаций по нескольким важным причинам:
Идеологическая индоктринация: Фашисты стремились создать новое поколение итальянцев, полностью проникнутых фашистской идеологией и преданных режиму. Работа с молодежью давала им возможность формировать убеждения и ценности среди подростков с ранних лет.
Будущая кадровая база: Фашисты видели молодежь как будущее руководство страной. Подготовка молодых людей к службе в армии, государственной службе и других сферах жизни обеспечивала долгосрочную устойчивость фашистского режима.

Фашистский режим Муссолини основывался на насилии и пропаганде. Тайная полиция под названием ОВРА опутала агентурной сетью всю страну. Среди доносчиков были рабочие и предприниматели, журналисты и горничные, артисты и офицеры, студенты и коммивояжёры. Они регулярно составляли рапорты в полицию о том, что думают и как себя ведут итальянцы. Антифашистов, выявленных и арестованных полицией, судил фашистский Особый трибунал Чаще всего их приговаривали к тюремному заключению, высылали за границу или отправляли в ссылку на острова в Средиземном море или в глухие уголки Италии Однако в отличие от нацистской Германии их не пытали и не расстреливали. В Италии не строили концентрационных лагерей Режим Муссолини был не таким жестоким, как режим Гитлера

Джакомо Маттеотти (1885–1924) – итальянский политик-социалист, депутат парламента. 

Особое внимание фашисты уделяли воспитанию молодёжи, которую с детских лет готовили к войне. «Дети волчицы» (6–8 лет) маршировали с деревянными ружьями, «Балилла» (9–17 лет) учились стрелять из карабинов и пулемётов, «Молодые фашисты» (18–21 год) проходили курсы вождения боевой техники.

На рубеже 1920–1930-х гг. фашисты создали новые массовые организации – корпорации. В отличие от профсоюзов, в них входили и наёмные работники, и работодатели каждой отрасли промышленности. По замыслу фашистов, корпорации должны были объединить усилия всех лиц, причастных к тому или иному производству. Спорные вопросы следовало рассматривать в суде; забастовки запрещались. Корпорациям придавалось такое большое значение, что весь фашистский режим официально именовали корпоративным

В июле 1938 г был опубликован так называемый «Расовый манифест» Из него итальянцы узнали, что они принадлежат к некой избранной расе, которую следует оберегать от смешения с другими. Фашистский парламент принял законы, которые запрещали евреям занимать государственные должности, преподавать, служить в армии, вступать в браки с итальянцами Их дети должны были учиться отдельно от других учеников, в особых классах. Однако в Италии не было еврейских погромов и «ариизации» предприятий, как в Германии

  • 1. Как фашисты пришли к власти и смогли укрепиться у власти?
  • 2. Почему широкое возмущение, вызванное убийством Маттеотти, не привело к падению фашистского режима?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
№ 1. Как фашисты пришли к власти и смогли укрепиться у власти?
Фашисты пришли к власти в Италии после успешного «Похода на Рим» в октябре 1922 года. Этот поход был массовым маршем фашистских отрядов под руководством Бенито Муссолини на столицу, который создал атмосферу угрозы для существующего правительства. Под давлением фашистов правительство не решалось использовать силовое подавление и вместо этого предложило Муссолини вступить в правительство, надеясь на то, что он будет играть незначительную роль. Однако, как только Муссолини получил позицию в правительстве, он начал укреплять свою власть и устранять оппозицию.
№ 2. Почему широкое возмущение, вызванное убийством Маттеотти, не привело к падению фашистского режима?
Убийство Джузеппе Маттеотти, итальянского социалистического лидера, вызвало широкое возмущение в Италии и за рубежом. Оппозиционные силы и другие страны требовали проведения независимого расследования и судебного преследования виновных. Однако фашистский режим Муссолини устоял, в основном благодаря его способности контролировать аппарат государственной безопасности и полицию, а также благодаря поддержке короля Виктора Эммануила III. Король не осудил Муссолини и не воспрепятствовал его действиям, позволив фашистскому режиму укрепиться.

Всеобщая История Мединский §6

5) Начало борьбы с фашизмом.

Опыт Италии вызывал не только протесты, но и восхищение во многих странах мира Представителям бизнеса казалось, что фашистскими методами можно легко покончить и с сопротивлением рабочих, и с социалистическими идеями Фашистское движение развернулось по всей Западной Европе.

В 1933 г. премьер-министр Австрии Э. Дольфус, опираясь на фашистов и консерваторов, отменил демократические свободы и начал создавать диктаторский режим, во многом похожий на итальянский. Социалисты и коммунисты в 1934 г подняли вооружённое восстание. Армия подавила это выступление, режим Дольфуса устоял.

Иным был исход борьбы с фашизмом во Франции. Здесь в начале 1930-х гг возникли фашистское и праворадикальное движения. Правые считали необходимым создать авторитарный режим, но не разделяли социальных идей фашизма Фашисты рассчитывали прийти к власти с помощью правых радикалов, а потом избавиться от них

Французские либеральные партии не могли оказать сопротивление фашистам, так как не располагали массовыми организациями Социалисты и коммунисты обличали друг друга, не выступали совместно и их сторонники. Воспользовавшись ситуацией, в 1934 г. тысячи фашистов и правых радикалов двинулись к зданию парламента, чтобы разогнать его. Тогда к парламенту пришли тысячи противников фашизма. Здесь были и социалисты, и коммунисты, и либеральные демократы В других условиях они выступали друг против друга, но теперь объединились Демонстрации противников фашизма оказались более мощными Демократические свободы во Франции были сохранены.

  • 1. Кому идеи и практика фашизма казались привлекательными?
  • 2. Почему во Франции профашистские силы потерпели поражение, а в Австрии победили?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
№ 1. Кому идеи и практика фашизма казались привлекательными?
Идеи и практика фашизма казались привлекательными представителям бизнеса и некоторым консервативным кругам, которые видели в фашистских методах средство для подавления рабочих движений и защиты своих экономических интересов. Фашисты обещали установить жесткий порядок и оберегать частную собственность. Это привлекло поддержку бизнесменов и индустриальных кругов, которые видели в фашистах союзников в борьбе с левыми движениями.
№ 2. Почему во Франции профашистские силы потерпели поражение, а в Австрии победили?
В Австрии фашисты пришли к власти под руководством премьер-министра Э. Дольфуса, который объединился с фашистами и консерваторами, отменил демократические свободы и начал создавать диктаторский режим, похожий на итальянский. Возникшее в 1934 году восстание социалистов и коммунистов было подавлено армией, что обеспечило устойчивость режима Дольфуса. Армия и консервативные круги поддержали его, и он смог удержаться у власти.
Во Франции фашистские и праворадикальные движения возникли, но французские либеральные партии не располагали массовыми организациями и не могли оказать сопротивление фашистам. Социалисты и коммунисты, хотя обличали друг друга и не выступали совместно, объединились в борьбе против фашистов. В 1934 году, когда фашисты и правые радикалы попытались разогнать парламент, тысячи противников фашизма, включая социалистов, коммунистов и либеральных демократов, вышли на улицы и сумели организовать более мощные демонстрации. Это позволило им сохранить демократические свободы и предотвратить успех фашистских сил.

Всеобщая История Мединский §6

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Правящим кругам большинства стран Европы удалось погасить послевоенную революционную волну. В 1920-е гг. в них были установлены авторитарные режимы, которые действовали в интересах верхов общества. В Италии к власти пришли фашисты во главе с Муссолини Фашистский режим был нацелен на борьбу с коммунистами и другими левыми силами Во многих странах развернулась борьба между фашистами и антифашистами.

Вопросы и задания на стр.83

  1. Почему в Европе возникли авторитарные режимы?
  2. Как фашистский режим обеспечивал контроль над обществом?
  3. Почему фашисты считали своим главными врагами социалистов и коммунистов?
  4. Известны следующие высказывания Муссолини: «Либеральное государство – это маска, за которой не скрывается никакого лица»; «Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен». Почему либеральное государство Муссолини не признавал настоящим государством? Что ему противопоставляется? Почему во втором случае слово «государство» написано с прописной буквы?
  5. Заполните таблицу «Фашистский режим в Италии».
    Всеобщая История Мединский §6
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
№ 1. Почему в Европе возникли авторитарные режимы?
В Европе возникли авторитарные режимы в результате различных факторов:
• Мировой экономический кризис вызвал падение авторитета либеральных и социал-демократических партий, что способствовало появлению альтернативных режимов, включая фашизм.
• Фашисты и другие авторитарные лидеры обещали быстрое решение экономических проблем и восстановление нации, что находило отклик у людей, разочарованных в демократических и социалистических партиях.
• Соединение демагогии с насилием позволяло фашистам устранить оппозицию и установить контроль над обществом.
№ 2. Как фашистский режим обеспечивал контроль над обществом?
Фашистский режим обеспечивал контроль над обществом через:
– Систему тайной полиции и денонсацию, которая позволяла выявлять и преследовать оппозицию.
– Контроль над средствами массовой информации и пропагандой, что формировало мнение населения.
– Создание молодежных организаций для воспитания и индоктринации молодежи.
– Централизацию власти в руках фашистского лидера и устранение политической плюрализма.
№ 3. Почему фашисты считали своими главными врагами социалистов и коммунистов?
Фашисты считали социалистов и коммунистов своими главными врагами из-за их революционных идеологий и попыток мобилизовать рабочий класс. Фашисты видели в левых движениях угрозу для своей власти и интересов буржуазии, поэтому они активно боролись против социалистов и коммунистов.
№ 4.  Известны следующие высказывания Муссолини: «Либеральное государство — это маска, за которой не скрывается никакого лица»; «Фашистская концепция Государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей либо они имеют ценность значительно меньшую. Понимаемый таким образом фашизм тоталитарен». Почему либеральное государство Муссолини не признавал настоящим государством? Что ему противопоставляется? Почему во втором случае слово «государство» написано с прописной буквы?
В высказываниях Муссолини отражена фашистская идеология. Он не признавал либеральное государство настоящим государством, потому что считал его слабым и неспособным обеспечить решение национальных проблем. Фашистская концепция Государства была всеобъемлющей и тоталитарной, что подразумевало, что государство контролирует все сферы жизни общества, включая экономику, образование и культуру.
№ 5. Заполните таблицу «Фашистский режим в Италии».

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологическом порядке следующие события: установление диктатуры Пилсудского в Польше; назначение Муссолини премьер-министром Италии; становление авторитарных режимов в Болгарии и Испании.

ОТВЕТ:
1) Назначение Муссолини премьер-министром Италии: 1922 год.
2) Установление диктатуры Пилсудского в Польше: 1926 год.
3) Становление авторитарного режима в Болгарии: 1934 год.
4) Становление авторитарного режима в Испании: 1936 год.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Используя словарь, объясните определение понятия «санация». Почему именно этим термином называли режим, установленный Пилсудским?

ОТВЕТ: Понятие «санация» (с латинского «sanatio» — исцеление, улучшение) в контексте режима Пилсудского обозначало меры по восстановлению стабильности и порядка в стране. Этот термин использовался для оправдания авторитарных действий, направленных на укрепление власти и устранение политических кризисов. Режим Пилсудского проводил «санацию» с целью установления диктатуры и восстановления эффективного управления после тяжелых периодов политической нестабильности.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из заметки в газете «Таймс» в 1923 г. и ответьте на вопрос.
«Италия, несомненно, никогда ещё не была так сильна и едина, как сегодня… Дуче облегчил дефицит бюджета. Он значительно улучшил коммунальное обслуживание населения, а также положение дел на железных дорогах. Он добился сокращения разросшейся бюрократии, не увеличив при этом безработицы. Напротив, число безработных никогда не было в Италии столь низким. Не меньших успехов добился Муссолини и в области колониальной политики. А его социальная политика, направленная на поддержку наименее обеспеченных слоёв населения, достойна всяческого уважения».

  • Какие внутриполитические мероприятия обеспечили Муссолини поддержку итальянцев?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Внутриполитические мероприятия, которые обеспечили Муссолини поддержку итальянцев, включали в себя следующие:
• Улучшение коммунального обслуживания населения и инфраструктуры, что повысило комфорт и уровень жизни.
• Сокращение разросшейся бюрократии, что может быть воспринято как улучшение эффективности государственного управления.
• Снижение числа безработных, что улучшило экономическую стабильность и поддержало многих граждан.

Всеобщая История Мединский §6

МНЕНИЕ УЧЁНОГО
Прочитайте отрывок из текста итальянского историка Дж. Прокаччи об эволюции взглядов Муссолини и ответьте на вопросы.

«Муссолини хорошо отдавал себе отчёт во внутренней слабости и противоречивости фашистского движения

  • 1) Какие действия предпринял Муссолини, чтобы расположить к себе политическую элиту Италии?
  • 2) На что надеялись либералы, поддерживая Муссолини?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
1) Какие действия предпринял Муссолини, чтобы расположить к себе политическую элиту Италии?
Либералы, поддерживая Муссолини, надеялись на то, что он может стабилизировать политическую обстановку в Италии и привести к укреплению государственной власти. Они видели в Муссолини лидера, способного привнести порядок и поддержать экономический либерализм, что было в интересах представителей бизнеса и элиты.
2) На что надеялись либералы, поддерживая Муссолини?
Некоторые либералы могли считать, что они смогут контролировать Муссолини и использовать его в своих интересах.

? Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, указав 2–3 фактора.

 


Вы смотрели: Всеобщая История Мединский §6. Учебник всемирной истории: 1914—1945 годы. 10 класс Базовый уровень. Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 5   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 7 >>

 

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней